Найти в Дзене
Кино-кино

Мэрил Стрип играет бездарную звезду и поет русский романс

Фильм "Примадонна": чем он поражает, какие факты изменены. Настоящие фото персонажей.

Фильм "Примадонна" 2006 года не может не поразить. Во-первых, история сама по себе потрясающая. Картина снята на основе реальной биографии американки Флоренс Фостер Дженкинс (1868-1944). Женщина, не имея слуха и голоса, хочет быть певицей и исполняет свою мечту, выступая на лучшей площадке страны.

Кадр из фильма "Примадонна"
Кадр из фильма "Примадонна"

Что, сейчас сколько угодно таких? Верно, но Флоренс была первой, кто добился известности именно таким образом, а стартовала ее музыкальная карьера аж в 1912 году. Тогда считалось, что исполнять музыку в концертных залах могут только настоящие музыканты. Какая наивность, сказали бы нынешние звезды инстраграма. Но Америка - земля возможностей. Грамотный пиар, фильтрация публики, безграничная вера в себя и, конечно, большие деньги - и вуаля!

Осторожно, в тексте могут быть спойлеры!

Не торопитесь думать, что фильм про глупую и беспринципную выскочку. Недаром исполнить эту роль согласилась сама Мэрил Стрип, обладательница трех "Оскаров" и чемпионка по количеству номинаций на эту кинопремию (кстати, за роль Флоренс ее также номинировали). И ее героиня, и история - многогранны, в них много нюансов. Фильм, кстати, не голливудский, а франко-британский, может, поэтому не так-то прост. Стрип бесподобно поет, тем удивительнее то, как она изобразила все эти голосовые "петухи", попадания мимо нот, скрипы и верещания вместо арий Моцарта и Штрауса. Нашлось, кстати, место и знаменитому русскому романсу "Соловей".

Флоренс Фостер Дженкинс (слева) и исполнительница ее роли Мэрил Стрип
Флоренс Фостер Дженкинс (слева) и исполнительница ее роли Мэрил Стрип

Дженкинс в исполнении Мэрил Стрип - чудачка, но любит людей, она добра и щедра к ним. Она по-детски искренна, жизнерадостна, откровенна, хрупка и ранима. Всей душой любит искусство и многое делает для него. Флоренс создала и долгое время финансировала музыкальный "Клуб Верди". Высоколобые критики его не жаловали, но неискушенным людям он помогал получать удовольствие от классического искусства). Дженкинс - женщина с трагичной судьбой, первые сорок лет жизни она была бедна и несчастлива, но затем пришли богатство, свобода и возможность заниматься любимым делом.

После сорока жизнь только начинается! Это Дженкинс точно знала.

Вы наверняка полюбите эту героиню, но вам, наверное, как и мне, будет трудно определиться - одобряете ли вы то, что она делает. И эта неоднозначность - самое поразительное в киноленте. Реализация девических мечтаний, пусть даже в очень солидном возрасте - почему нет? Однако для многих эта женщина стала посмешищем, и немало людей были возмущены тем, как ее "кудахтанье" оскверняет стены самого Карнеги Холла.

Выбор между настоящим искусством и беззастенчивым стремлением к славе - он действительно непрост. Ближе к финалу Флоренс говорит: "Кто-то может сказать, что я не умела петь, - но никто не скажет, что я не пела". Вот что выбрала она. Верен ли этот выбор?

Сен Клэр Бейфорт и играющий его в фильме "Примадонна" Хью Грант
Сен Клэр Бейфорт и играющий его в фильме "Примадонна" Хью Грант

Вот что более смущает меня как зрителя и не дает определиться со своим отношением к истории - отношения Дженкинс с близкими людьми. Она идет к своему счастью (а именно к славе в ее случае), и все ей в этом помогают, за что певица-выскочка щедро платит. Муж Сен Клэр Бэйфилд, которого великолепно играет Хью Грант; концертмейстер Косме Макмун в исполнении звезды "Теории большого взыва" Саймона Хелберга. Оба они - талантливы. Макмун божественно играет, пишет музыку, просто еще молод и не известен. Выступления с Дженкинс - это его выход из нищеты и одновременно крест на авторитете в музыкальной сфере. Бэйфилд - талантливый актер, выступавший в Австралии и США, но он забывает об амбициях и становится "содержанцем" при чудаковатой богачке. Он все время посвящает тому, чтобы сделать ее путь на сцену максимально гладким и приятным.

Впрочем, паспорта у этих мужчин не отбирают и на цепь не сажают, так что... они сами выбрали свой путь. Вопрос только в том, что по этому поводу думает Флоренс. Ответ на этот вопрос в фильме не дается прямо, но Мэрил Стрип - великая актриса. Следите за мимикой!

Перенося реальные истории на экран, кинематографисты нередко изменяют что-то в реальных историях. Не обошлось без этого и здесь. Сен Клэр Бэйфилд в жизни был действительно младше Флоренс, но всего на семь лет (по фильму представляется, что разница в возрасте больше). Он не был мужем Дженкинс, но с 1909 года и до ее кончины в 1944-м состоял с нею в отношениях и управлял ее делами.

Косме Макмун и Саймон Хелберг в его роли
Косме Макмун и Саймон Хелберг в его роли

Макмун был не еврей, как в фильме, а ирландец, хотя портретное сходство с актером, безусловно, есть. В фильме этот персонаж вызывает большую симпатию. Но в реальности после смерти работодательницы Косме пытался завладеть ее наследством - для чего заявил, будто у них был роман. Но ему не удалось.

Фильм оставляет открытым вопрос: было ли стремление на сцену сознательной жизненной стратегией, глупым чудачеством или поражением мозга, причиненным хронической инфекцией. В Википедии говорится более определенно: там ссылаются на имеющийся у Флоренс эффект Даннинга-Крюгера, когда человек безосновательно считает себя талантливым и не способен критически себя оценивать.

Как это часто бывает, кинематографисты сжали длинную историю до событий одного года. Первый концерт Дженкинс состоялся, когда ей было 45 лет. На протяжении долгих лет она довольствовалась камерными выступлениями, хотя и любила обставить их шикарно, с претенциозными костюмами и украшениями. Даже когда она обрела свою скандальную славу, неоднократно отказывалась от выступления в Карнеги Холле. Дженкинс вышла на эту сцену лишь в 76 лет, а через месяц скончалась. Не известно, чувствовала она приближение смерти и поэтому решилась на Карнеги Холл - или же умерла, не выдержав насмешек и критики.

Возвращаясь к фильму. Главная дилемма, которую он показывает: отговорить дорогого человека от реализации болезненных фантазий и потушить блеск в его глазах - либо помочь опозориться и утопить свою репутацию вместе с ним?

Что бы вы выбрали? Я, честно, не знаю. А вы?