- Если бы вы знали, из какого сора... И снова про рынок РТС Стандарт.
- Я неоднократно хвастался Стандартом и буду хвастаться дальше, но сейчас хочу описать одну забавную историю, связанную с запуском, которую не рассказывал раньше.
- А конкретно в ситуации с ММ, по сути, был формальный договор на усмотрение биржи – захочет заплатит, захочет не заплатит маркетосам. И прога частного лица, которое принимало решение, исполнено или нет условие в договоре. И сработало! Во всяком случае акции РТС государству пришлось выкупать на многие десятки миллионов баксов дороже. Эх, жалко, что не у меня.
Если бы вы знали, из какого сора... И снова про рынок РТС Стандарт.
Я неоднократно хвастался Стандартом и буду хвастаться дальше, но сейчас хочу описать одну забавную историю, связанную с запуском, которую не рассказывал раньше.
Долгое время в России существовали 2 основные биржи - РТС и ММВБ. Впоследствие они объединились в одну, точнее, ММВБ купила РТС. А до этого момента РТС всячески пыталась остаться независимой и упрочить свое положение на российском рынке. Запуск рынка РТС Стандарт - одна из таких попыток.
Когда мы делали Стандарт, почти все рублевые обороты на фондовом рынке находились на ММВБ, да и доля долларовых оборотов непрерывно падала. РТС потеряла рынок Газпрома, который одно время торговался монопольно только через ее платформу. Рублевый рынок Т0 с сотым преддепом (называвшийся СГК - Система Гарантированных Котировок) был запущен с катастрофическим опозданием от ММВБшного Т0, классический рынок дох, короче полный алес.
Так что, запуская Стандарт, надо было предлагать рынку не повторение за ММВБ, а что-то принципиально новое и интересное. Я уже рассказывал, какие плюшки мы там испекли – частичный преддеп, Центральный Контрагент, гарантии поставки, интеграция с ФОРТСом и прочее разное.
Но была еще одна важная история, о которой я никогда раньше не рассказывал. Это маркетмейкеры. Маркетосы на жаргоне или ММ для краткости. Чтобы рынок зажил, нужно не только технологию сделать, нужно наполнить его ликвидностью. На развитом рынке это происходит само собой – участники сами выставляют ордера, торговый стакан наполняется сам собой. Другое дело – новый рынок. Здесь именно маркетмейкеры выставляют заявки на куплю и продажу и дают участникам возможность торговать.
При этом стакан заявок не должен изображать из себя стакан развитого рынка, не нужно “рисовать” его множеством мелких заявок, переставлять их постоянно, менять размер, как это делают там, где хотят изобразить ликвидность, а не предоставить ее на самом деле. Здесь задача - определиться со спредом (разница в цене между заявками в куплю и в продажу) и объемом и сказать: вот на таком-то объеме спред не более, чем столько-то процентов, на большем объеме – не более, чем столько-то. И именно это должно прописываться в условиях договора биржи с маркетмейкером. А оплата за ММ зависит от того, сколько % времени маркетос выполняет условия договора.
Но проблема была в том, что развивающемуся рынку да еще и в условиях жесткой конкуренции с ММВБ поставить в договоре с ММ жесткий спред, объем и время стояния, означало потратить деньги… ну, если не полностью неэффективно, то сильно избыточно. В итоге решили, что условие котирования для маркетосов будет стоять не с фиксированным спредом, а со спредом от ММВБ – обеспечивать спред не хуже, чем там. Т.е. чтобы определить как маркетмейкеру стоять нужно было “подглядывать” за ММВБой. И вот тут начался смех.
- Во-первых, РТС не может в своих документах прописать “котировать не хуже, чем на ММВБ”. Написали совершенно нейтральный договор, в котором условия котирования определяются в допнике, допник ссылается на приложение, в приложении описана формула расчета. Т.е. засунули яйцо в утку, утку в ларец и т.д. В самой формуле мимоходом написали что-то нейтральное, типа “котировки для расчета спреда с основного рынка” без явного упоминания главного конкурента. И если кто явно не будет знать – ничего не поймет. В общем, юристы сделали чудо запрятывания столь постыдной метрики в глубины договора.
- Во-вторых, РТС должна откуда-то эти самые спреды брать и сравнивать с тем, как стоят ММ. Но РТС не может быть клиентом ММВБ! И брать данные не может! И по понятиям, и формально. А выкручиваться надо. Ну, что делать, ваш покорный слуга, как частное лицо, был клиентом Алора, который был тогда одним из брокеров на рынке, предоставляющим прекрасный терминал для использования роботами и, соответственно, для получения рыночной информации (какой это был шикарный терминал и как бездарно Алор просрал все полимеры я наверное напишу в отдельном посте). Я пошел в Алор и написал заявление, что, дескать, я теперь работаю на бирже РТС, поэтому не могу торговать на частном счете, отключите мне возможность торговать, но оставьте рыночные данные. Мне лично. Они удивились, но сделали. Сказали: “Мы такого не встречали, но ладно”.
И вот я ̶и̶з̶ ̶г̶о̶в̶н̶а̶ ̶и̶ ̶п̶а̶л̶о̶к̶ ̶ на коленке сделал прогу, которая залезала в базу РТС, смотрела в онлайне, с каким спредом на объеме стоят маркетосы, одновременно по OLE DB через терминал Алора я рассчитывал текущий спред на ММВБ, сравнивал их между собой, и писал в базу, сколько времени в течение дня конкретный маркетос выполнял условия.
(Что забавно, я потом как-то, заходя уже на МБ, видел года через три после моего ухода уже с объединенной биржи эту свою прогу, которой продолжали прекрасно пользоваться ))) )
Т.е. фактически рынок РТС Стандарт, объемы которого доходили через год до 30-ти процентов от объемов рынка ММВБ, рынок с абсолютно новыми для России, а кое в чем и в мире, технологиями, рынок за год своего существования вышедший на безубыток в жесткой конкурентной среде, рынок вызвавший судорожные спазмы ММВБ и заставивший руководство биржи идти в правительство и форсированно- административно объединять биржи, так вот, этот рынок был сделан в кратчайшие сроки, как раз за счет использования всех доступных ресурсов. Как на войне.