Найти тему
Угрюмый лимон о финансах

«Делай, как я» - с таким бизнес-тренером ничего не выйдет. Объясняю на примере Карпина и Марадоны.

Фото из открытых источников Яндекса
Фото из открытых источников Яндекса

Всем привет! Сегодня снова говорим про эффективные технологии обучения.

Для того, чтобы человек мог стать хорошим тренером, необходимо прокачать три основные составляющие:

- экспертизу в той области, в которой ведется тренинг,

- методологию и инструментарий проведения самого мероприятия,

- социально- коммуникативные навыки (прежде всего, конечно, навыки публичных выступлений, но здесь много всего: умение слышать, чувствовать группу, считывать эмоции, сомнения и .д. и т.д.).

У нас в России принято кичиться первым пунктом. Мол, тренер по продажам должен иметь 20 лет опыта в той сфере, в которой ведет обучение. Без такого опыта вы все неудачники. А что дальше? А дальше ничего. Я ж такой крутой, у меня есть достижения, свой бизнес, сейчас я как пойду учить всех, и будет счастье.

Очень однобокий подход, который не учитывает главную вещь: тренер должен уметь сделать так, чтобы научился обучаемый, а не просто показать правильный пример. И если раньше, когда нюансов в области передачи знаний было минимум, то опыт, действительно, приобретал колоссальное значение. Но сегодня - другое время.

Именно поэтому очень часто так называемые «тренинги» от собственников бизнеса, успешных менеджеров превращаются в бенефис последних, истории успеха, но никак не в обучающее мероприятие. Т.е. участники, конечно, видят, что этот человек знает, о чем говорит (если, конечно, это не инфоцыган), он добился успеха, а что сделать нам, чтобы повторить? Мотивация есть, я хочу пробовать, но не могу: меня не научили(((.

Еще раз подчеркну: я не говорю, что экспертиза не важна. При этом она на равных должна сочетаться с двумя другими составляющими, прежде всего, с умением передавать знания.

Приведу несколько аргументов на примере футбола (тренировочный процесс по сути – та же отработка навыков, только мы называем ее не тренингом, а тренировкой). Если раньше коучами становились выдающиеся спортсмены (ведь это ж дико, если тренировать будет человек, который не играл в футбол), то сегодня их все сильнее теснят отличные методологи, тактические гении, которые или не могут похвастаться футбольными достижениями ( Моуриньо, Слуцкий и многие другие), либо смогли интегрировать свой опыт в тренерскую методологию (Зидан, Индзаги, Гвардиола).

1. Играют не тренерские заслуги, а игроки, которые или научились, или нет. Ты можешь быть сто раз чемпионом, но, если не умеешь передать свои знания, - результат нулевой. Иначе всегда лучшими командами были бы сборные Марадоны и Пеле. А тот же Маур с его огромным количеством конспектов вообще никогда не попал бы в мир большого футбола.

2. Как говорил В.Карпин: «Хороший тренер, как правило, вырастает из посредственного игрока». Так, гениальному Лаудрупу было непонятно, как можно не уметь принять мяч и следующим касанием переправить в нужную часть поля». В свои 50 датчанин поражал всех игроков команды невероятной техникой, но как сделать так, чтобы и Комбаров мог это повторить?

А средний игрок-тренер понимает все сложности, которые могут быть в восприятии и обращает на них внимание.

иногда Спартак играл так плохо, что шутили: на тренировках снова лучшие Карпин и Лаудруп.
иногда Спартак играл так плохо, что шутили: на тренировках снова лучшие Карпин и Лаудруп.

3. У каждого человека есть свои особенности восприятия и воспроизведения информации. И хороший тренер должен понять, в чем сложность и подобрать нужную механику тренировки для каждого человека. Так один не может бить штрафные, потому что обладает неправильной техникой, второй плохо видит перспективы лучшего розыгрыша, а третий просто физически слаб и не может бить, как «пушка страшная». В этом и есть гениальность тренера. Дать упражнение команде – дело одно, а найти индивидуальные рекомендации каждому участнику обучения – это другое.

Пишут, что итальянские тренеры часами водят своих подопечных по полю без мяча, чтобы рассказать, в какой ситуации и куда должен двигаться футболист. Т.е. никакой магии, волшебства, абсолютно научный подход к тренировке.

4. Не всегда достижения тренера связаны с его комплексом умений. Это знаменитая шутка: «Вчера папа подарил мне два свои ресторана, через неделю веду свой тренинг о том, как открыть успешный бизнес с нуля». Как говорится, в каждой шутке… И если человек даже сделал из двух ресторанов 10, то не факт, что этот же подход сработает у ученика, который будет брать заемные средства на первое заведение. Здесь могут быть, удача, чутье и т.д.

А может быть навык, гениально развитый, но один, при этом его нет ни у кого другого и вряд ли получится развить, а без него успех не возможен.

смог ли бы Диего быть столь же крутым сегодня: в эпоху мышц, жестких тактических схем и тренеров, не терпящих нарушение дисциплины?
смог ли бы Диего быть столь же крутым сегодня: в эпоху мышц, жестких тактических схем и тренеров, не терпящих нарушение дисциплины?

Так, Диего Марадона обладал гениальной техникой. Люди собирались на трибунах, когда были открытые тренировки, чтобы посмотреть, как маленький коренастый крепыш вытворяет свои фокусы с мячом. У Диего не было выдающихся физических кондиций, бешеной скорости и пр. Более того, он и не сильно-то их развивал. Друзья по команде «Наполи» говорили, что могли неделями не видеть аргентинца на тренировке, но он приходил в воскресенье и снова взрывал стадион своими действиями. При этом ни один более гармонично развитый атлет с ним не мог сравниться. Может ли Марадона сказать: «Делай, как я»? Нет, потому что нет второго Диего.

Как итог: тренер – непростая профессия. Нужно ежедневно развиваться самому: при этом прокачивать не только свою экспертизу в том вопросе, о котором идет речь, но и в области технологий передачи информации, а также социально-коммуникативных навыков. К сожалению, отсутствие хотя бы одной из составляющих сильно понижает качество тренинга и зачастую сводит на нет результат даже очень неплохих программ.

Как-нибудь сделаю цикл постов, посвящённых нюансам составления и проведения тренинга с точки зрения методологии, там много интересных фишек, которые, на первый взгляд, незаметны.

Интересно? Напишите, о чем хотели бы почитать в первую очередь: составление программы, запуск упражнений, обратная связь, групповая динамика или что-то еще?

Все фото из открытых источников

Подписывайся на ЛАЙФХАКИ ОБУЧЕНИЯ
Статьи на тему публичных выступлений:
Может, по 100 грамм? Или как снимать страх перед публичным выступлением.
Когда вас топят… на выступлении. 10 лайфхаков, как оратору ответить на сложные вопросы.
А теперь "горбатый". Как можно запомнить участников тренинга.
Не надо работать со "сложными" участниками
Приглашаем поиграть в наши квизы. В следующие выходные тема "Про Спартак" и "Факты про женщин". Ждем! Подробности тут!