Всем привет! Сегодня снова говорим про эффективные технологии обучения.
Для того, чтобы человек мог стать хорошим тренером, необходимо прокачать три основные составляющие:
- экспертизу в той области, в которой ведется тренинг,
- методологию и инструментарий проведения самого мероприятия,
- социально- коммуникативные навыки (прежде всего, конечно, навыки публичных выступлений, но здесь много всего: умение слышать, чувствовать группу, считывать эмоции, сомнения и .д. и т.д.).
У нас в России принято кичиться первым пунктом. Мол, тренер по продажам должен иметь 20 лет опыта в той сфере, в которой ведет обучение. Без такого опыта вы все неудачники. А что дальше? А дальше ничего. Я ж такой крутой, у меня есть достижения, свой бизнес, сейчас я как пойду учить всех, и будет счастье.
Очень однобокий подход, который не учитывает главную вещь: тренер должен уметь сделать так, чтобы научился обучаемый, а не просто показать правильный пример. И если раньше, когда нюансов в области передачи знаний было минимум, то опыт, действительно, приобретал колоссальное значение. Но сегодня - другое время.
Именно поэтому очень часто так называемые «тренинги» от собственников бизнеса, успешных менеджеров превращаются в бенефис последних, истории успеха, но никак не в обучающее мероприятие. Т.е. участники, конечно, видят, что этот человек знает, о чем говорит (если, конечно, это не инфоцыган), он добился успеха, а что сделать нам, чтобы повторить? Мотивация есть, я хочу пробовать, но не могу: меня не научили(((.
Еще раз подчеркну: я не говорю, что экспертиза не важна. При этом она на равных должна сочетаться с двумя другими составляющими, прежде всего, с умением передавать знания.
Приведу несколько аргументов на примере футбола (тренировочный процесс по сути – та же отработка навыков, только мы называем ее не тренингом, а тренировкой). Если раньше коучами становились выдающиеся спортсмены (ведь это ж дико, если тренировать будет человек, который не играл в футбол), то сегодня их все сильнее теснят отличные методологи, тактические гении, которые или не могут похвастаться футбольными достижениями ( Моуриньо, Слуцкий и многие другие), либо смогли интегрировать свой опыт в тренерскую методологию (Зидан, Индзаги, Гвардиола).
1. Играют не тренерские заслуги, а игроки, которые или научились, или нет. Ты можешь быть сто раз чемпионом, но, если не умеешь передать свои знания, - результат нулевой. Иначе всегда лучшими командами были бы сборные Марадоны и Пеле. А тот же Маур с его огромным количеством конспектов вообще никогда не попал бы в мир большого футбола.
2. Как говорил В.Карпин: «Хороший тренер, как правило, вырастает из посредственного игрока». Так, гениальному Лаудрупу было непонятно, как можно не уметь принять мяч и следующим касанием переправить в нужную часть поля». В свои 50 датчанин поражал всех игроков команды невероятной техникой, но как сделать так, чтобы и Комбаров мог это повторить?
А средний игрок-тренер понимает все сложности, которые могут быть в восприятии и обращает на них внимание.
3. У каждого человека есть свои особенности восприятия и воспроизведения информации. И хороший тренер должен понять, в чем сложность и подобрать нужную механику тренировки для каждого человека. Так один не может бить штрафные, потому что обладает неправильной техникой, второй плохо видит перспективы лучшего розыгрыша, а третий просто физически слаб и не может бить, как «пушка страшная». В этом и есть гениальность тренера. Дать упражнение команде – дело одно, а найти индивидуальные рекомендации каждому участнику обучения – это другое.
Пишут, что итальянские тренеры часами водят своих подопечных по полю без мяча, чтобы рассказать, в какой ситуации и куда должен двигаться футболист. Т.е. никакой магии, волшебства, абсолютно научный подход к тренировке.
4. Не всегда достижения тренера связаны с его комплексом умений. Это знаменитая шутка: «Вчера папа подарил мне два свои ресторана, через неделю веду свой тренинг о том, как открыть успешный бизнес с нуля». Как говорится, в каждой шутке… И если человек даже сделал из двух ресторанов 10, то не факт, что этот же подход сработает у ученика, который будет брать заемные средства на первое заведение. Здесь могут быть, удача, чутье и т.д.
А может быть навык, гениально развитый, но один, при этом его нет ни у кого другого и вряд ли получится развить, а без него успех не возможен.
Так, Диего Марадона обладал гениальной техникой. Люди собирались на трибунах, когда были открытые тренировки, чтобы посмотреть, как маленький коренастый крепыш вытворяет свои фокусы с мячом. У Диего не было выдающихся физических кондиций, бешеной скорости и пр. Более того, он и не сильно-то их развивал. Друзья по команде «Наполи» говорили, что могли неделями не видеть аргентинца на тренировке, но он приходил в воскресенье и снова взрывал стадион своими действиями. При этом ни один более гармонично развитый атлет с ним не мог сравниться. Может ли Марадона сказать: «Делай, как я»? Нет, потому что нет второго Диего.
Как итог: тренер – непростая профессия. Нужно ежедневно развиваться самому: при этом прокачивать не только свою экспертизу в том вопросе, о котором идет речь, но и в области технологий передачи информации, а также социально-коммуникативных навыков. К сожалению, отсутствие хотя бы одной из составляющих сильно понижает качество тренинга и зачастую сводит на нет результат даже очень неплохих программ.
Как-нибудь сделаю цикл постов, посвящённых нюансам составления и проведения тренинга с точки зрения методологии, там много интересных фишек, которые, на первый взгляд, незаметны.
Интересно? Напишите, о чем хотели бы почитать в первую очередь: составление программы, запуск упражнений, обратная связь, групповая динамика или что-то еще?
Все фото из открытых источников
Подписывайся на ЛАЙФХАКИ ОБУЧЕНИЯ
Статьи на тему публичных выступлений:
Может, по 100 грамм? Или как снимать страх перед публичным выступлением.
Когда вас топят… на выступлении. 10 лайфхаков, как оратору ответить на сложные вопросы.
А теперь "горбатый". Как можно запомнить участников тренинга.
Не надо работать со "сложными" участниками
Приглашаем поиграть в наши квизы. В следующие выходные тема "Про Спартак" и "Факты про женщин". Ждем! Подробности тут!