Найти тему
Artfragment

Место под солнцем: лето и море у современных художников

Картина Пабло Пикассо «Две женщины, бегущие по пляжу» вполне могла бы стать олицетворением того, как многим сейчас хочется к морю. Мы собрали работы современных художников, на которых много солнца, воды, шезлонгов и пляжных зонтиков.

— Своих «Двух женщин, бегущих по пляжу» Пабло Пикассо написал в 1922 году.

Над картиной художник работал в Динаре — морском курорте в Бретани, на побережье Ла-Манша. Гертруда Стайн называла классический период живописи Пикассо «временем больших женщин». Наряду с реалистичными портретами испанец писал пышную женскую натуру. На полотне именно такие героини. Они бегут, взявшись за руки. Под их ногами — песок. А неподалеку – полоса моря.

Пабло Пикассо, «Две женщины, бегущие по пляжу», 1922.
Пабло Пикассо, «Две женщины, бегущие по пляжу», 1922.

— Эдвард Хоппер каждое лето отправлялся на полуостров Кейп-Код.

Здесь от создал множество пейзажей: в том числе с изображением песчаных дюн и моря. На картине 1952 года — мужчина и женщина. Оба — в купальных костюмах. Они смотрят в сторону моря и видимо с минуты на минуту встанут, покинут террасу и отправятся в воду.

Эдвард Хоппер, «Смотрящие в сторону моря», 1952.
Эдвард Хоппер, «Смотрящие в сторону моря», 1952.

— Отдых у бассейна — одна из ключевых тем в творчестве Дэвида Хокни.

Часть жизни британец прожил в солнечной Калифорнии, где и сам проводил время у «голубой воды». На картине 1965 года «Бассейн» художник запечатлел голого мужчину, который подтягивается на бортике, чтобы, скорее всего, лечь загорать на шезлонг. Кстати, героям Хокни не всегда они были нужны. Иногда персонажи полотен располагаются прямо на земле, подстелив полотенце.

Дэвид Хокни, «Бассейн», 1965.
Дэвид Хокни, «Бассейн», 1965.

— В 2018 году, когда аукционный дом Christie’s распродавал коллекцию Пегги и Дэвида Рокфеллера, с молотка за $1,87 млн (втрое выше эстимейта) ушла картина Мильтона Эвери «Белые зонтики».

На ней — пляж в ожидании отдыхающих. А пока шезлонги пусты. Полотно американский художник написал в 1952 году. Тогда он вместе с женой Салли и дочерью Марш впервые отправился в Европу. Картину Эвери написал под впечатлением от времени, проведенного в Мирамаре — небольшой деревушке на Лазурном берегу.

Мильтон Эвери, «Белые зонтики», 1952.
Мильтон Эвери, «Белые зонтики», 1952.

— В 2019 году «Золотого льва» Венецианской биеннале за лучший национальный проект получил павильон Литвы.

Страна тогда представила оперу-перформанс «Sun&Sea (Marina)», посвященную глобальному потеплению. В павильон завезли песок и создали имитацию пляжа. Каждую субботу (а затем и среду) на нем собирались два десятка профессиональных оперных исполнителей, которые на протяжении восьми часов изображали отдыхающих. Они загорали, читали книги, играли с детьми и животными. А еще пели об истощении мира вокруг: отсутствии снега на Рождество и бледности Большого Барьерного рифа.

Проект «Sun&Sea (Marina)», 2019.
Проект «Sun&Sea (Marina)», 2019.

— Одну из своих работ Энтони Гормли разместил прямо на пляже.

Речь об инсталляции «Другое место». Сто чугунных фигур, стоящих лицом к морю, британский художник установил на участке прибрежной линии длиной в 3 км. Высота каждой статуи 189 см, вес около 650 кг. Во время приливов статуи, некоторые частично, некоторые полностью погружаются в море.

Энтони Гормли, «Другое место», 1997.
Энтони Гормли, «Другое место», 1997.

— Еще один британец — номинант на Премию Тернера Хервин Андерсон — о своем живописном методе говорит так: «Я изображаю места, которые сохранила моя память».

В 2003 году он написал полотно «Пляжная сцена». Выходец с Ямайки, Андерсон, возможно, изобразил пляж из своего детства. Правда, картина размыта, но фигуры людей, воду и линию горизонта различить можно.

Хервин Андерсон, «Пляжная сцена», 2003.
Хервин Андерсон, «Пляжная сцена», 2003.

— Ну и немного о российских курортах: пока единственных, куда мы можем поехать к морю.

Отдыхающих на них писал Александр Дейнека. Например, «В Севастополе». На картине — яркое море, пляжные наряды и сочные фрукты.

Александр Дейнека, «В Севастополе», 1956.
Александр Дейнека, «В Севастополе», 1956.

А на полотне «На балконе» художник и вовсе запечатлел обнаженную героиню. Ну а что — она же на отдыхе.

Александр Дейнека, «На балконе», 1931.
Александр Дейнека, «На балконе», 1931.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.