Найти тему
супер8

«Бэтмен» Даррена Аронофски: предвестник трилогии Нолана и «Джокера» Филлипса

Бэтмен. Он же Брюс Уэйн в исполнении Льюиса Уилсона, Роберта Лоури, Адама Уэста, Майкла Китона, Вэла Килмера, Джорджа Клуни, Кристиана Бэйла, Бена Аффлека, Хоакина Феникса... Стоп! Хоакина Феникса?!

Спешу успокоить всех фанатов «Джокера» – Хоакин Феникс так и не сыграл мистера Уэйна. Хотя, он был близок к этому благодаря Даррену Аронофски, равно как и далёк, благодаря Warner Bros. Сейчас уже можно сказать, что их дальновидности можно только позавидовать, ведь они припасли Феникса для Тодда Филлипса. Но обо всём по порядку.

Постер мультсериала «Бэтмен», 1992-1995 гг.
Постер мультсериала «Бэтмен», 1992-1995 гг.

Как видим, Бэтмен – фигура, подвергавшаяся за всю её историю большому количеству переосмыслений. Чтобы оставаться актуальным, образ супергероя прошёл путь от нарочитого нуара к реализму. И поэтому спустя десятки лет и лент франшиза до сих пор завоевывает своих поклонников.

Одной из неудачных попыток переосмысления стал крайне неубедительный и утративший доброжелательность фанатов «Бэтмен и Робин» Джоэла Шумахера 1997 года. Перевоплощение Адама Уэста в 1960-х показало, что Бэтмен может быть с юмором, но в 1997 люди просто над ним смеялись. Однако, несмотря на провал фильма «Бэтмен и Робин», компания Warner Bros. была уверена, что у супергероя ещё есть порох в пороховницах. Несколькими годами ранее успешно закончился мультсериал, где во вдумчивую атмосферу были искусно вплетены несколько забавных элементов из исходного материала.

Адам Уэст в роли Бэтмена
Адам Уэст в роли Бэтмена

Всё, что нужно было франшизе – чувство времени и грамотный направляющий. Эти компоненты встретились в трилогии «Темный рыцарь» Кристофера Нолана. Согласно новой моде на реализм такие неординарные антагонисты, как Пугало и Джокер, были изображены с невероятно правдоподобно.

Однако Нолан был не первым режиссёром, кто ограничил Бэтмена в фантастических элементах. Шумахер рассчитывал занять пост режиссёра нового фильма о супергерое без суперсил, чтобы вернуть к себе доверие, но в Warner уже искали нового человека. В начале 2000-х первым, с кем начались переговоры, стал Даррен Аронофски. Хотя его дебютный фильм вышел только в 1998 году и как режиссёр он был довольно молод, его видение нового Готэма и работа с Фрэнком Миллером (автором комиксов и художником) подкупало продюсеров.

Дуэт Аронофски-Миллер пытался адаптировать произведение Миллера «Ронин» (чего так и не произошло), но Даррен также хотел экранизировать один из комиксов о Бэтмене, что очень кстати совпало с планами Warner Bros. Несмотря на то, что Аронофски нравилось «Возвращение Темного Рыцаря», за который Миллер получил наибольшую известность, взор режиссёра устремился в сторону «Бэтмен: Первый год».

Режиссёр Даррен Аронофски
Режиссёр Даррен Аронофски

Исходное событие остается прежним – юный Брюс Уэйн становится свидетелем смерти своих родителей от рук преступников. Однако, вместо супергероизма ребёнок остаётся ни с чем: теряет состояние и оказывается на улице. Брюс растёт под крылом владельца автомастерской Альфреда, работает там и по мере взросления наблюдает вокруг себя разрушение Готэма. Бандитизм, сутенёры, проститутки (одна из которых – Селина Кайл, в будущем Женщина-Кошка), коррумпированные полицейские... Всё это приводит его к переосмыслению своей роли в городе. Прикрывшись хоккейной маской и накидкой, он встаёт на путь борьбы со злом. В иных обстоятельствах появляется и имя «Бэтмен»: Брюс Уэйн носит перстень своего отца Томаса, с выгравированной надписью TW, который оставляет след на преступниках, по форме похожий на летучую мышь. Позже он переходит от борьбы с уличной преступностью к борьбе с более крупными игроками коррумпированной системы.

За референсы Аронофски взял фильмы, связанные с коррупцией, упадком общества и осложнениями правосудия: «Таксист», «Французская связь», «Жажда смерти» и «Серпико».

Кадр из культового фильма Мартина Скорсезе «Таксист», 1976г.
Кадр из культового фильма Мартина Скорсезе «Таксист», 1976г.

Warner Bros. восхищались ранними предложениями Аронофски по фильму «Возвращение Темного Рыцаря» (с Клинтом Иствудом в роли старого Брюса Уэйна), но, недолго думая, отклонили идеи «Первого года». Рейтинг R для фильма о супергерое тут же вычеркивал из списка доходов статью о мерчендайзинге. Не увидевшие Бэтмена дети не выпросят у мамы игрушечный Бэтмобиль (к слову, вместо которого должен был быть старенький Линкольн с двумя автобусными двигателями). Также у студии и режиссёра были разногласия по поводу кастинга. В частности, Warner хотела, чтобы Брюса Уэйна сыграл Фредди Принц-младший, а постановщик рассчитывал на вышеупомянутого Хоакина Феникса.

Фредди Принц-младший
Фредди Принц-младший
«Студия хотела на эту роль Фредди Принца-младшего, а я — Хоакина Феникса, — вспоминает Аронофски. — Помню, я подумал: «Ох, так мы готовим два разных фильма». Тогда были другие времена. «Бэтмен», над сценарием которого я работал, разительно отличался от фильма, который они в итоге сняли».

Примечательно, что перед выходом из проекта Аронофски вёл переговоры с Кристианом Бейлом. Но в конце концов, все эти разногласия привели к смене режиссёра. Хорошо это или плохо, судить невозможно. С одной стороны, нет причин сомневаться, что мы бы увидели сильное кино. И поворотный момент в истории франшизы, если можно так выразиться, наступил бы раньше. С другой стороны, сыграй Феникс Бэтмена, спустя почти 20 лет у нас не было бы того Джокера, что мы имеем сейчас. А Феникс мог бы остаться без Оскара. И, конечно же, Нолан, Леджер, Бейл – все они запомнились бы зрителю по проектам, не связанным с чёрным плащом.

Тодд Филлипс и Хоакин Феникс на съемках фильма «Джокер»
Тодд Филлипс и Хоакин Феникс на съемках фильма «Джокер»

Теперь же все с нетерпением ждут «Бэтмен» Мэтта Ривза с Робертом Паттинсоном в главной роли. А Аронофски, уверен, однажды всё-таки удостоится режиссёрского кресла в фильме о супергероях, ориентированном на взрослую аудиторию. Однако, как он заявил в интервью 2009 года, в этой истории была и другая сторона:

«Я никогда не хотел снимать фильм о Бэтмене», – сказал он зрителям на Эдинбургском международном кинофестивале. «Это была своего рода стратегия приманки и переключения. Я работал над «Реквиемом по мечте», и мне позвонили, и Warner Bros хотел поговорить о Бэтмене. В то время у меня была идея создать фильм под названием «Фонтан», который, как я знал, станет этим большим фильмом, и я думал: «Действительно ли Уорнер даст мне 80 миллионов долларов, чтобы я снял фильм о любви и смерти после того, как я снял фильм про героин? Так что моя теория заключалась в том, чтобы я мог написать этот фильм о Бэтмене, и они могли бы воспринимать меня как автора для него [Фонтана]».

Аронофски, возможно, получил отказ раньше, чем ожидалось, но, уверен, на каждого радовавшегося его отстранению был тот, кто хотел дать ему шанс.

Александр Анохин, автор Telegram-каналов «Кинокляча»