9 февраля 474 года императором Восточной Римской империи стал зять Льва I Макеллы Зенон Исавр.
Чаще всего этого властителя вспоминают, как «императора, при котором исчезла Западная Римская империя».
Формально так. Хотя на самом деле «официальная» дата исчезновения Западной Римской империи абсолютно условна.
Кроме того, Тарасикодисса (таково настоящее имя Зенона), если рассуждать логически, не тот, «при коем исчезла», а тот, кто нанес Западной части империи последний сокрушительный удар, добивший уже почти обратившегося в прах колосса.
Впрочем, все по порядку.
Начнем с того, что корону этот исавриец получил не по праву рождения, а благодаря интригам и прихоти фортуны.
Выходец из знатной исаврийской семьи, Зенон получил руку дочери Льва Макеллы Ариадны, так как император хотел, чтобы зять был противовесом амбициозному полководцу Аспару (видимо, алану по происхождению), который возвел на трон самого Льва, а потом решил, что ставленник стал слишком самостоятельным.
Правда, выбор императора иначе, как странным, не назовешь: происхождение происхождением, но Зенон к моменту брака (468 год) никак себя не проявил ни на военном, ни на государственном поприще, кроме того, был развратен и порочен, внушал отвращение супруге, согласившейся на этот брак только из честолюбия.
Впрочем, что именно руководило Львом Макеллой, когда он выбирал зятя, мы вряд ли уже узнаем.
Но одно важное качество у Зенона было - честолюбие.
Получив титул патриция и пост начальника императорской гвардии, он с готовностью бросился в схватку за власть.
Аспар попытался устранить соперника, но потерпел неудачу, был обвинен в заговоре против короны и казнен вместе с сыном - прежним женихом Ариадны.
Так что императору, в сущности, ничего не оставалось, кроме как назначить преемником внука - едва родившегося Льва II, а Зенона сделать при нем регентом и соправителем.
В начале 474 года Лев Макелла умер, Лев II прожил всего несколько месяцев, следовательно, к концу года Зенон вполне законно облачился в пурпур.
Однако характер и стиль правления новоявленного императора воскрешал в памяти ромеев безумства Калигулы и Каракаллы, жестокости Нерона и Гелиогабала. Так что менее чем через год Василиск, дядя Ариадны по матери, возглавил восстание. Зенон вынужден был бежать из столицы и укрыться в родной Исаврии.
Правда, Василиск оказался еще хуже Зенона. Так что через два года исавриец вернулся в Константинополь триумфатором. С обидчиком он поступил на удивление мягко - просто сослал его с семьей во Фригию, где тот вскоре и умер.
Кстати, произошло это в 477 году, так что номинальное «упразднение» Западной Римской империи случилось не при Зеноне.
Хотя объяснялся Одоакр уже с ним и инсигнии после смерти Юлия Непота (да, последним императором Запада был не мальчик Ромул Августул, как принято считать, а вполне почтенный патриций Юлий Непот, который по согласованию с Зеноном вплоть до своей смерти (480) номинально был законным императором, только нецарствующим - этим за него занимался Одоакр) отослал уже Зенону.
Вообще вторая часть правления Исавра пришлась на весьма неспокойное время - империя трещала по швам, ее со всех сторон теснили варвары, на восточных границах активизировались персы.
Может, потому император и проявил неожиданно милосердие к Василиску, что понимал всю зыбкость своего положения, всю несвоевременность внутренних смут...
Хотя... Зачем ему надо было начинать конфликт с Одоакром, совершенно непонятно. Властитель Италии, конечно, проводил самостоятельную политику, но с Зеноном общался почтительно, никаких римских институтов в Западной части империи не ломал, только аккуратно реформировал согласно запросам времени, с Сенатом не ссорился (источники не сообщают о хотя бы одном сколь-нибудь серьезном выступлении оппозиции или заговоре против Одоакра за 13 лет его правления), римлян не притеснял и вообще по сравнению с теми же вандалами и остготами вел себя более, чем прилично.
Вот против этого умного, искушенного в императоротворчестве и управлении тем, что еще работало в Западной части империи, человека Зенон додумался послать Теодориха Амала, новоявленного вождя остготов Паннонии.
Конечно, после того, как Теодорих едва не взял Константинополь, выбора у императора особенно не было.
Но, во-первых, Зенон сам виноват, что довел конфликт с остготами до такой стадии, понимая притом, что у империи нет ни средств, ни людей для отпора им.
Во-вторых, он мог пообещать Теодориху любую другую территорию. Ведь ее тоже надо было отвоевывать. А остготский вождь ни в чем, кроме формального разрешения занять земли одной из провинций, не нуждался.
Так почему же именно в Италию?
Неужели Зенон всерьез надеялся, что, получив ее, Теодорих станет его слушаться, не будет вести самостоятельную политику?
Ведь король остготов знал, что средств привести его к покорности у Восточной империи нет, что восточный правитель еле-еле подавил восстание в Палестине, что снова начались разборки с Персией, Галлия, Испания, Африка давно вышли из-под контроля империи, в Мезии, Далмации, Фракции, Паннонии хозяйничают варвары...
Так на что же Зенон надеялся? На почтительность варваров к великому Риму?
Как у готов обстоят дела с этой почтительностью, они ясно показали еще в III веке во время Скифской войны, затем снова выразительно объяснили в 378 под Адрианополем и расставили все точки над i в 410 у стен Рима.
Или властителю важно было просто удалить готов из Восточной империи, а там хоть трава не расти?
Не мог же Зенон не понимать, что делает!
Теодорих это не Рецимер, не Арбогаст, не Стилихон и даже не Одоакр.
Эти варвары служили Риму, сделали карьеру в римской армии и при дворе, были связаны с Римом и императорским домом прочными узами, чаще всего, семейными. Это не выскочки, добившиеся римских титулов и званий шантажом и угрозами, стоя под стенами города с огромным войском, а люди, определявшие политику Рима, выросшие в римской политической системе.
Теодорих же был пришлый вождь, чужой этой системе. Даже его многолетнее пребывание при константинопольском дворе в качестве заложника не сделало из него римлянина.
И тот эксперимент по объединению римской и готской культур, который он проводил на территории созданного им королевства, говорит не о почтении перед беспомощными владыками мира, а об элементарном здравом смысле и таланте правителя. Всякий хороший политик извлекает максимальную выгоду из создавшего положения. А положение Теодориха было таково, что большую часть его новых подданных составляли римляне, причем, многие были выходами из старинных, знатнейших фамилий. К тому же его королевство располагалось в древнем сердце империи. И в этой обстановке победившему меньшинству (известно, что пришельцев-варваров всегда было на порядок меньше, чем местного населения) надо было как-то жить и устраиваться с расчетом на будущее. Ведь остготы пришли в Италию, чтобы остаться там навсегда. Так что все культурные эксперименты их великого короля имеют вполне прагматическую и приземленную подоплеку.
Но не в этом дело.
Я просто не верю, что этого не понимал Зенон. Он, конечно, был трус и развратник, но далеко не дурак.
Получается, император Восточной части сознательно отдал древнее сердце империи на откуп варварам. То есть, своими руками уничтожил то, что еще оставалось от Рима на Западе.
Зачем? Неужели ради того, чтобы остаться единственным?
Конечно, его «Энотикон» (изданный в 482 году) наводит на эту же мысль...
Но все-таки...
Вот и выходит, что жирную точку в существовании империи на Западе поставил не варвар Одоакр своим красивым жестом.
De facto никакой Западной империи не было уже где-то в середине V века. Потому что так просто за один день упразднить можно только то, что фактически не существует. Особенно, если речь идет об огромном и некогда великом государстве. Просто никому не приходило в голову, да и страшно было ломать привычный порядок, тем более, кое-что еще в этом призрачном государстве каким-то непостижимым образом работало. И реформы Одоакра только подтвердили, что у системы есть хоть какой-то моторесурс.
А вот явление Теодориха с его разномастным войском, их война с Одоакром, убийство последнего и уничтожение его приверженцев - это и был похоронный звон и погребальная жертва над трупом империи. И никакие символические жесты здесь не были нужны.
Получается, что Зенон не тот, «при ком была упразднена» Западная Римская империя, а император, который сделал это, сознательно и цинично.
Исавр правил до апреля 491 года. Причем, в последние три года по размаху тирании и жестокости превзошел Суллу и Нерона - хватали и казнили за одно неосторожно произнесенное слово, коррупция, поборы были чудовищные.
Что касается смерти императора, тут есть две версии.
Согласно общепринятой, он умер во время эпилептического припадка.
А вот вторая гласит, что упившегося до бесчувствия властителя выдали за покойника, быстренько засунули в саркофаг, а когда он проснулся и стал звать на помощь, намерено не открывали до тех пор, пока он не задохнулся.
Что ж, охотно верю. Правитель с таким нравом наверняка смертельно надоел и родне, и приближенным.
Преемником Зенона стал новый муж его вдовы Анастасий I Дикор, прозванный Нечестивым.
Но это уже другая история.