6,6K подписчиков

Если вы не читаете о музыке, которую слушаете, то она вас не зацепила

171 прочитал

Для себя сделал важный вывод: если после прослушивания музыкального произведения неудержимо тянет на "почитать" об истории его создания, авторе и прочей подноготной, то однозначно музыка зашла.

Помимо информации, размещённой в сети, я читаю настоящие книги.
И с
читаю их более надёжными источниками. Представляю и рекомендую занимательную литературу о музыке, музыкантах и композиторах.

"Лунная соната, Кошачья фуга

или любопытные истории о знаменитых музыкальных произведениях трёх столетий". Такое длинное название дал своей книге известный немецкий скрипач и журналист Бруно Аулих.

Издательство "Классика-ХХI", 2003 год. Первая публикация на русском языке.

Девиз книги: "И ноты имеют свою судьбу".

Для себя сделал важный вывод: если после прослушивания музыкального произведения неудержимо тянет на "почитать" об истории его создания, авторе и прочей подноготной, то однозначно музыка зашла.

К этой, в общем-то, небольшой брошюрке полностью применимо определение "мал золотник, да дорог". Очень высокая плотность интересных фактов из истории музыки от Баха и Генделя до Дебюсси и Онеггера. Лёгкая манера изложения и тонкий юмор.

Первая часть книги состоит из отдельных очерков, во второй же содержится более краткий обзор произведений, получивших с течением времени необычные заглавия.

Единственный недостаток - плохо склеенный переплёт. Книжка рассыпается на страницы прямо на глазах.

"Всякие диковины про Баха и Бетховена"

а также про Моцарта, Шумана, Брамса и Стравинского. Автор - английский виолончелист и писатель Стивен Иссерлис.

Для себя сделал важный вывод: если после прослушивания музыкального произведения неудержимо тянет на "почитать" об истории его создания, авторе и прочей подноготной, то однозначно музыка зашла.-2

Шесть великих композиторов представлены с огромной любовью и почитанием. Автор не скрывает своих чувств и совершенно искренне радуется и огорчается вместе с героями своих очерков.

... в своих рассказах я старался быть предельно точным; всё равно в жизни этих необыкновенных людей, этих великих музыкантов случалось такое, что и впрямь нарочно не придумаешь. Так что читайте, и вы узнаете не только почему Бетховен разлил соус, но и почему Бах прошагал пешком 400 километров, отчего растерялся парикмахер Моцарта, почему Стравинский был арестован вместе с одним знаменитым художником и не попал на обед, который у него был назначен с другим, и много другое. Веселитесь от души!

Отличительной чертой книги являются личные рекомендации автора по прослушиванию сочинений композиторов. Так сказать, из собственного опыта.

Издательства "Азбука-классика" и "Нота Ми", 2006 год. Перевод с английского.

"Дальше – шум. Слушая ХХ век"

Академическая музыка это не только напудренные парики, она существует здесь и сейчас. Современной классике посвящено великолепное исследование американского журналиста Алекса Росса.

Для себя сделал важный вывод: если после прослушивания музыкального произведения неудержимо тянет на "почитать" об истории его создания, авторе и прочей подноготной, то однозначно музыка зашла.-3

Писателю мастерски удаётся соединить профессионализм музыковедческого анализа с предельно простым и доходчивым изложением.

Самые значимые музыкальные события прошлого века - рождение додекафонии, джаза, бибопа, минимализма - ярко описаны на многочисленных примерах.

Весной 1928 года Джордж Гершвин, автор "Рапсодии в стиле блюз", путешествовал по Европе и встречался с ведущими композиторами того времени. В Вене он посетил дом Альбана Берга, чья жесткая, диссонансная, необычайно мрачная опера “Воццек” была поставлена в Берлине за три года до того. Специально для американского гостя Берг пригласил струнный квартет, исполнивший “Лирическую сюиту”, где консистенция венского лиризма доведена до уровня опасного наркотика.
Затем Гершвин подошел к фортепиано, чтобы сыграть несколько своих песен. Он замешкался. Музыка Берга его ошеломила. Стоят ли его собственные произведения этих пышных мрачных звуков? Берг строго посмотрел на него и сказал: "Мистер Гершвин, музыка – это музыка".

Музыка бывает разной. Но какой бы она не была, она всегда найдёт своего благодарного слушателя.

"Издательство Астрель" и "CORPUS", 2012 год.

"Партитуры тоже не горят"

Девятнадцать почти детективных расследований известного музыкального критика и обозревателя Артёма Варгафтика.

Ещё со времени работы на радиостанции "Эхо Москвы" в тандеме с Анатолием Агамировым Артём Михайлович запомнился мне своим неординарным взглядом на историю классической музыки и оригинальным подходом к общеизвестным фактам.

Для себя сделал важный вывод: если после прослушивания музыкального произведения неудержимо тянет на "почитать" об истории его создания, авторе и прочей подноготной, то однозначно музыка зашла.-4

А на сколько изумителен был его цикл телевизионных программ на "Канале Культура". Просто купаешься в интеллектуальном потоке ценнейшей информации. Каждую передачу ждёшь с нетерпением, а после окончания остаёшься в недоумении: ведь тайна так и осталась тайной.

Так называемое музыкальное расследование - вообще-то дело рискованное, хотя бы потому, что никаких окончательных суждений или юридических доказательств, никаких улик (ни за, ни против чего то ни было) мы всё равно добыть не сможем - да и не стараемся, честно говоря. Законы музыки, гармонии и красоты предусматривают несколько иную меру ответственности, чем законы гражданские или уголовные.

Издательский дом "Классика - ХХI", 2006 год.

"Абсолютный слух"

История жизни крупнейшего американского музыковеда, композитора и дирижёра Николая Леонидовича Слонимского. Мемуары длиною почти в сто лет.

Для себя сделал важный вывод: если после прослушивания музыкального произведения неудержимо тянет на "почитать" об истории его создания, авторе и прочей подноготной, то однозначно музыка зашла.-5

Образец историй "о времени и о себе". Искромётный юмор, энциклопедические знания, множество подробностей из жизни и творчества знаменитых композиторов и дирижёров ХХ столетия.

Несмотря на автобиографический формат, книга читается на удивление легко. Слонимский всё время остаётся над событиями, подавая их с разных точек зрения, свежо и непринуждённо. И самоиронично.

Когда мне было шесть лет, мама сказала, что я гений.

Издательство "Композитор * Санкт-Петербург", 2006 год.

"Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику"

Просветительский проект музыканта и журналиста Ляли Кандауровой. Неофитам однозначно не стоит читать. Слишком много вкусностей для тех, кто давно в теме. Не переварите.

Для себя сделал важный вывод: если после прослушивания музыкального произведения неудержимо тянет на "почитать" об истории его создания, авторе и прочей подноготной, то однозначно музыка зашла.-6

Музыкальная фактура сгруппирована в четыре мощных тематических обзора: Реквиемы, Симметрия, Рыбы и 1888. Охватываемый диапазон музыкальных стилей колоссален - более 600 лет.

Особенно радует, что автор помимо знаменитых композиторов уделяет внимание сочинителям менее известным, но сделавшим также большой вклад в развитие музыкального искусства.

За Оливье Мессиана и Бенджамина Бриттена - отдельный респект.

Издательство "Альпина Паблишер", 2018 год.

Конечно, это далеко не полный список книг о музыке. Каждый экземпляр - кладезь информации.

Для себя сделал важный вывод: если после прослушивания музыкального произведения неудержимо тянет на "почитать" об истории его создания, авторе и прочей подноготной, то однозначно музыка зашла.-7

Слушайте музыку, читайте книги о ней. Или наоборот.

Традиционная несмешная байка в заключении:

На гастролях в Вене пианисту Антону Рубинштейну пришлось иметь дело с невероятно жадным антрепренёром. Переговоры об оплате концертов сильно затянулись. В конце концов Рубинштейн вспылил: "Хорошо, я возьму вдвое меньше той суммы, которую получаю обычно, но играть буду вдвое тише".

Каталог всех статей, нарративов и видео.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!