Найти в Дзене
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

С широко закрытыми глазами

Продолжаю читать книгу Катерины Гордеевой "Правила ведения боя". В ней более 600 страниц, в которые автор постаралась вместить максимальное количество информации о раке на сегодняшний день: от поведения "эгоистичных клеток" до самых современных медицинских технологий в борьбе с опухолями.

Я на балконе онкоцентра. Фото соседки по палате:)
Я на балконе онкоцентра. Фото соседки по палате:)

Также уделяется большое внимание некоторым морально-этическим аспектам жизни пациентов и их отношениям с "большим миром". Одна из тем: "Должен ли пациент знать свой диагноз?" В советское время было не принято сообщать больному его диагноз, только родственникам. Считалось, что само слово "рак" деморализует человека, вводит в депрессию, отнимает силы для борьбы. В наше время диагнозы скрывают в исключительных случаях. Многие врачи в книге Гордеевой высказываются в том ключе, что человек имеет право знать, что происходит с его организмом. Только тогда, когда он всё знает о своем заболевании, он может стать союзником для своего доктора в лечении.

И буквально тут же, во время прочтения книги, я встречаюсь с примером того, что в наше время человек может просто отказаться от этой информации. В стационаре НМИЦ им. Блохина познакомилась с девушкой. Она, как и я, какое-то время назад пролечилась, прошла операцию, химию, лучевую. Сейчас проходит этапы реконструкции. И она ничего не знает о своём раке. Не хочет знать. Знает лишь, что он гормонозависимый, потому что пьёт гормоны, какие назначил врач. Всё. Ни стадию, ни эти пресловутые цифры ki67, ни her - ничего.

Она уже несколько раз лежала в онкоцентре, и каждый раз муж покупает ей пребывание в одиночной палате, чтобы она не наслушалась лишнего. Однажды, она рассказывает, в очереди на перевязку женщина начала перечислять, сколько женщин из её знакомых уже умерли от рака груди. И мою новую знакомую несколько дней трясло от этого. Нет, ничего из этого она не хочет знать. Меньше знаешь - крепче спишь.

Я слышала, что такие люди есть, но общаться с ними не приходилось. Признаюсь, я была несколько обескуражена. А когда рассказала про свою собеседницу мужу, он сказал: "Ну, вот видишь, нормальный человек! Ничего не знает и живёт спокойно!" (дальше подразумевалось продолжение "...а не как ты!":))

С одной стороны, я понимаю эту позицию. Особенно когда ты хорошо себя знаешь, и понимаешь, что для тебя разрушительно и вредно. Отгородиться от этой информации в наше информационное время - это ещё надо постараться, мне кажется. С другой стороны, это какая-то жизнь с широко закрытыми глазами что ли. Перекладывание ответственности за своё лечение на кого-то другого. Даже ухудшение своего положения как пациента, как мы выяснили: моя новая знакомая ничего не знала о способах облегчения состояния во время химиотерапии, например. Врач не сказал, она не спросила.

Мысль моя пошла дальше. Мне стало интересно: а вот если бы человек сознательно отказывался от знаний о своей болезни, стало бы легче работать докторам? Пациент не умничает, десятков вопросов ("А вы знаете, я тут прочитала...") не задаёт, делает, что скажут. Спрошу у своего врача при случае.

Может, и правда, не надо знать больше, чем можешь вынести? Что думаете? Это новая для меня мысль, и я её думаю:)

А книжку "Правила ведения боя" ещё поцитирую тут, очень многие мои мысли там выражены лучше, чем я бы смогла их выразить. Поэтому потерпите, пожалуйста:)