Тайну рождения выражения не выдаёт ни один словарь, но, согласно догадке В.И. Даля, оно, как и многие другие, пришло из профессиональной сферы (в данном случае, из обихода портных). Картинка весьма наглядная: неверно отмерив кусок ткани для выкройки и тут же его отрезав, незадачливый портной только портит материал: сшить из получившегося лоскута нечто достойное не выйдет.
Любопытно, что в старину народное поучение произносилось иначе: «один раз отмерь – один раз отрежь». Подразумевалось, что каждое начинание должно быть продуманным настолько, чтобы потом не пришлось всё переделывать. Проще говоря, обдумал – выполнил. Однако практика показала: нашему человеку одного раза мало. Отсюда и возникла потребность примерить (то есть подумать) целых 7 раз, вместо одного.
А если закладывать в далёкое прошлое этой пословицы, то можно узнать что её зарождение в древнем Вавилоне. Люди наблюдали семь подвижных планет (от греч. «планэтэс» - блуждающий) , которые якобы вращаются вокруг Земли, а именно: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Вавилоняне обожествляли их и почитали как богов. С числом этих небесных тел, по-видимому, связано происхождение семидневной недели лунного месяца. Так как Луна на небосклоне видна в течение 28 суток, то этот период делился на четыре фазы по семь суток. Каждый седьмой день считался священным и объявлялся днем отдыха от трудов, а планетам астрологи приписывали (да и теперь приписывают) особые свойства, котррые оказывают влияние на судьбы людей.
Поэтому число семь в древнем Вавилоне имело магическое значение.
Для арабов, ассирийцев, евреев, это число было клятвенным.
В Библии говорится о «семи духах божьих» , «семи светильниках» и так далее.
У греков: «семь чудес света» , «семь мудрецов» ; «крепко, как семь» - клятва у французов.
У русских:
1.На неделе семь дней.
2. Семеро одного не ждут.
Из-за того, что кто-то опаздывает, дело не может откладываться.