1224 год. Восточная Европа
В этот год Монтвил, правитель Жемайтии, прослышав, что в битве с татарами на реке Калка погиб цвет русского воинства, объединился с Живонбудом, правителем Литвы.
Оба князя собрали войска под общим руководством Живонбуда и послали их на русские земли.
Зимой, когда морозы сковали болота и реки, литовские и жемайтские отряды появились под Новгородом, Торопцем, Смоленском, Полоцком, грабя и опустошая все окрест.
Одновременно с литовцами союзные с ними ятвяги, объединившись с некоторыми из литовских князей, в большом количестве обрушились на окрестности городов Пинск, Охожа, Бусовка, Дорогичин.
Крупный литовский отряд в 7.000 воинов вышел к Торжку, где ограбил купцов, собравшихся подле города. Князь Ярослав Всеволодович Переяславский, прослышав про это, хотя и был в ссоре с новгородцами, выступил к Торжку, опасаясь, что литовцы далее пойдут на верховья Волги, во владения Ярослава Всеволодовича, где в тот момент было много купеческих караванов, и разграбят и их.
Прослышав о его походе, к войску Ярослава Всеволодовича присоединились князь Владимир Ржевский с сыном, князь Давыд Торопецкий (его владения особенно сильно пограбили литовцы), новоторжцы и некоторое количество новгородцев. Главные силы новгородцев, хотя и выступили к Торжку, дошли лишь до Русы. Они не стали объединяться с князем Ярославом Всеволодовичем, несмотря на его призывы, так как были с ним в ссоре.
Князь Ярослав настиг грабителей на Весте. Те выстроились и дали бой русским войскам на льду озера, но были разбиты и бежали, бросив пленных и добычу.
Почти 2000 литовцев полегли в этом сражении. Из знатных русских в сражении пали князь Давыд Торопецкий и меченосец Василий из ближайшего окружения Ярослава Всеволодовича.
Узнав о победе князя Ярослава над литовцами, новгородцы отправили к нему послов с предложением мириться и вернуться в Новгород на княжение. Новгородцы обещали, что больше Ярослава Всеволодовича изгонять из Новгорода не будут, и готовы возместить ему все убытки, которые он понес ранее от взаимной распри.
На таких условиях Ярослав Всеволодович вернулся в Новгород.
Литовцы, которые грабили окрестности Полоцка, настолько уверовали в свою безопасность и что у русских некому воевать, что вели себя крайне беспечно. Этим воспользовался князь Мстислав Давыдович Смоленский, который внезапным нападением перебил большую часть отряда. А тех, кто бежал, преследовал до тех пор, пока не загнал в болота, где они и утонули.
Ятвяги и литовцы, действовавшие у Пинска, Охожи, Бусовки, Дорогичина, награбили много, и с весьма большой добычей медленно двинулись назад, в свои леса, уверенные, что опасаться им некого. Это была их грубая ошибка.
Когда они, собрав всех своих, шли мимо Дорогичина их внезапно атаковала дружина Василько Романовича Волынского, которая сразу же отрезала обоз от главных сил, а затем разгромила и основные силы грабителей. Бойня была такая, что если верить одному из источников, только вождей ятвягов и литовцев полегло в этой битве около сорока.
Жалкие остатки ятвягов и литовцев из тех, кто шел грабить в полной уверенности, что их некому будет останавливать, добрались до родных селений.
А и верно говорят: «Не трожь русского медведя, пока он у себя в берлоге дремлет. Проснется, да вылезет — мало не покажется».
Смотри также: Отчаянные парни
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам