Найти тему

Критерии качества фортепиано

или "что такое хорошо и что такое плохо".

Сегодня постараюсь быть лаконичным. В противном случае можно незаметно для себя написать трактат.

Просто тема такая – одновременно благодатная и - не подберу слово... неподъёмная, наверное.

Итак, приступим.

Критерии качества музыкального инструмента.

Очевидно, что это предельно субъективная история. Или – «беспредельно субъективная», вспоминая песенку про «бескрайний Север», который напрасно называют крайним.

Так что держитесь. Эту «беспредельно субъективную историю» я вам сегодня если не дарю, то предлагаю к размышлению.

На первый взгляд, всё просто. Нет плохих и хороших музыкальных инструментов.

А какие есть?

Есть подходящие лично вам под ваши конкретные задачи. Или наоборот – не подходящие.

Вы знаете, музыканты – загадочные творческие личности. Мой круг общения в основном составляют именно такие. И я уверен: спроси каждого, на что он полагается, выбирая себе инструмент (к примеру, фортепиано) – получишь абсолютно разные ответы.

Давайте попробуем собрать их воедино и хоть немного универсализировать.

Итак, основные критерии качества фортепиано:

  • Игровые свойства.
  • Тембровая палитра.
  • Устойчивость строя.
  • Акустические качества.
  • Эстетика внешнего вида.
  • Лёгкость в обслуживании.
  • Выносливость под нагрузкой.

Раскроем более детально каждый из пунктов. Кроме, пожалуй, пункта про строй. Это единственный критерий в перечне, который можно назвать объективным.

Желательно, чтобы любое фортепиано держало строй минимум 1-2 месяца в тех условиях, при которых оно используется. В идеале, конечно – от полугода, то есть до смены отопительного сезона.

Остальное – из области индивидуального.

Начнём с разговора про...

Игровые (или сугубо музыкальные) свойства.

Нам придётся спросить себя в связи с этим, о каком репертуаре идёт речь.

Ведь музыка Моцарта, Шопена, Дебюсси, Рахманинова и Гершвина будет раскрывать совершенно разные стороны инструмента.

Классический репертуар требует ясного звучания, чёткой артикуляции и максимальной чистоты исполнения. Музыка эпохи романтизма – эмоций и виртуозности. Импрессионизм – это время «звукописи» и звукоподражания. И так далее.

Далее логика рассуждений может быть "правильной" или "парадоксальной".

Согласно правильной логике следует искать фортепиано, которое будет максимально помогать вам в занятиях. Чем ближе к эталону - тем лучше.

Я играл на таких. Уверяю, там даже делать ничего не придётся! Моцарт сам по себе будет звучать красиво, Лист - страстно, а Фавн у Дебюсси без всякой помощи завалится набок и засопит, едва наступит полдень. Версия "лайт", короче.

А можно - наоборот, постараться затруднить себе задачу. То есть выбрать такой инструмент, который заставит вас "бороться и искать, найти и не сдаваться". Как на этой весёлой картинке:

От кончиков пальцев уже запахло жареным, чувствуете?

(Следующая фраза начнётся с союза "зато". Признаться, не люблю его. Для меня это всегда про компромисс, который "ни туда, ни сюда". В данном случае без него не обойтись, увы... так что -)

Зато!

Зато такой "неправильный" инструмент поможет вам в будущей концертной жизни. Напахался дома, наработался - ты уже близок к успеху! Наконец-то Моцарт перестал звучать как Пендерецкий, Лист стал доигрываться до конца в нужном темпе (почти что), а Фавн только ближе к вечеру кое-как укладывается спать, а не убегает в лес, как (помните?) Мистер Тумнус из книги "Лев, колдунья и платяной шкаф ".

Зато!

Зато выходишь на сцену - а там дорогой, красивый и милый сердцу концертный рояль - ну, там, Стейнвей или, к примеру, Бехштайн.

-2

И его - о чудо! - даже настроили перед репетицией. И ты просто садишься и получаешь удовольствие.

В общем, универсальная рекомендация применительно к игровым свойствам фортепиано одна - изучаем инструменты и замечаем разницу! А логика дальнейшего выбора может быть разной.

Такие вот парадоксы.

Я вас ещё не утомил? Потерпите, дальше вроде попроще.

Тембровая палитра.

Это в первую очередь вопрос индивидуального вкуса. Проще говоря, каждому своё.

Если мы поищем объективный критерий, то сможем оттолкнуться от уровня подготовки музыканта, который будет использовать фортепиано.

Что я имею ввиду?

Для начинающего главное, чтобы инструмент сам по себе звучал приятно и полно. Потому что управлять тембром фортепиано при игре не так уж просто. Тембровая выразительность – навык не первого и не второго года обучения, даже по классу специального фортепиано.

Поясню. Акустическое фортепиано тем и отличается от цифрового, что оно не навязывает вам какой-то определённый звук. Это не одна краска, а целая палитра. У хорошего инструмента – бесконечная.

Музыкант время игры может выбирать характер звука примерно так же, как художник выбирает цвет для каждого мазка. Поиск "нужного звука" - это значительная часть творческого процесса.

Где-то, например, требуются яркие краски.

-3

А где-то нужно суметь «затемнить» звучание, добавив отдельные контрастные пятна.

-4

Или ограничиться одним цветом (не будем показывать пальцем на Малевича, ему без нас уже досталось за одну из работ).

И так далее.

От характера прикосновения к клавиатуре фортепиано зависит решительно всё, если не больше.

Тембр – одно из главных средств выразительности, доступных пианисту. Поэтому каждый профессиональный музыкант в процессе своего роста стремится расширять богатство звуковой палитры.

Например, при исполнение музыки Моцарта принято сохранять одну тембровую краску на протяжении крупного фрагмента музыкальной формы. Характер звука меняется лишь вместе со сменой характера музыки – то есть от раздела к разделу.

Послушайте пример, он мне кажется наглядным.

А вот музыка композиторов-романтиков, начиная от поздних сонат Бетховена и далее, включая Шопена, Шумана, Листа, Брамса – наоборот, требует максимальной тембровой гибкости.

Эта музыка призвана открыть нам душевный мир, в котором состояния меняются со скоростью эмоциональных реакций. То есть моментально. И музыкант должен через переливы красок фортепианного тембра выражать эти переходы и смены состояний. Иначе достигнутый эффект будет неполным.

Опять же – запись, чтобы не показаться голословным.

Возвращаясь к критериям качества инструмента, скажу лаконично.

Начинающему исполнителю может быть вполне достаточно пианино или рояля, которые дают обобщённое «приличное» звучание.

Но чем выше уровень притязаний музыканта, тем более богатой тембровой палитрой должен обладать его инструмент.

Не уверен, что этот критерий сильно поможет кому-то на практике. Всё-таки профессионал просто сядет за рояль и сам всё проверит.

Тем не менее, зафиксируем общую закономерность:

Чем дороже фортепиано, тем богаче его тембровая палитра. Чаще всего это верно.

Предлагаю вам продолжить чтение, одновременно слушая тот самый "Послеполуденный отдых фавна" Клода Дебюсси в исполнении блистательных Марты Аргерих и Стивена Ковачевича.

Акустические свойства фортепиано.

Они не бывают хорошими или плохими в универсальном смысле. Всегда нужно учитывать, где и как будет использоваться инструмент.

На концертной площадке, в учебном классе, в студии звукозаписи, дома в гостиной или детской?

Если на концертной площадке, то соло или с оркестром? А может быть, в составе эстрадной группы или под «минусовое» сопровождение?

Основной параметр, который влияет на объём звучания и, соответственно, может коррелировать с характеристиками помещения – это размер фортепиано.
Для рояля это длина - примерно от 150 до 280 см. Для пианино – высота - традиционно от 110 до 135 см.

При этом не нужно забывать, что звук пианино и рояля распространяется по-разному. Разумеется, спецы по акустике при этих словах молча улыбнутся – мы понимаем, что за минуту тут не разберёшься. Отмечу хотя бы главное, на что стоит обратить внимание.

У рояля струны и дека расположены в горизонтальной плоскости, и от них поток звуковых волн расходится вверх и вниз. При этом дека параллельна полу и часть звука отдаёт вниз, а крыловидная крышка в открытом состоянии отражает и направляет звук вправо от рояля. Именно поэтому рояль располагают открытой стороной к условному зрительному залу.

Условному – в том смысле, что зала как такового может и не быть в помещении. Например, в учебном классе или в домашних условиях. Но если он есть – то пианист всегда сидит к публике правым боком.

Дека пианино - наоборот, расположена вертикально и открыта с задней стороны инструмента.

Кстати, в английском языке этот тип фортепиано так и называется – Upright piano, "вертикальное фортепиано".

Поэтому его традиционно ставят к стене. От стены звук отражается и распространяется по всему помещению. Хотя если пространство позволяет, то можно поставить его и в середине комнаты. Это так называемый «салонный» вариант постановки.

Эстетика внешнего вида.

Этой теме, пожалуй, нам стоит посвятить отдельную публикацию. Очень сильно отдельную.)) Иначе мы рискуем вовсе не добраться до конца этой статьи.

Не буду спойлерить, но копий в этом вопросе уже сломано немало. Сегодня пройдём мимо них.

-5

Лёгкость в обслуживании.

Индивидуальность этого критерия не очевидна. Может показаться, что это важно для всех. В самом деле, какие тут могут быть варианты?

Но суровая практика показывает, что большая часть владельцев фортепиано никогда не столкнётся с возможными трудностями в обслуживании.

Почему?

Просто потому, что они не будут этим заниматься.

В этом месте должна остаться лужа от моих личных сожалений. Её не будет, приличия мы соблюдём. Просто запомните: если вы хотите, чтобы фортепиано прожило долго, то его с течением лет нужно обслуживать.

Регулировать механику, заменять изнашиваемые войлочные части, править молотки, избавляться от скапливающейся пыли.

Подозреваю, что это будет лишний совет. Но вдруг пригодится, чего не случается на свете.)) Если только вы не уверены на 100%, что вам заведомо всё равно – поинтересуйтесь у фортепианного мастера заблаговременно, видит ли он для себя какие-то сложности с точки зрения обслуживания конкретной модели фортепиано.

Знаете, как это бывает? У некоторых автомобилей нужно разобрать половину внутренностей, чтобы поменять какой-нибудь дурацкий шланг или провод. Так же и у роялей конструкция бывает более или менее удачная в плане обслуживания.

-6

Выносливость под нагрузкой.

Здесь примерно так же, как с предыдущим пунктом. Кажется, что это важно для всех.

Снова усложню ситуацию, сказав, что вижу здесь некоторое противоречие. Можно даже сказать – небольшой конфликт из категории единства и борьбы противоположностей.

Дело в том, что чуткая и отзывчивая механика, которая характерна для дорогих и классных фортепиано, не всегда сочетается с требованиями прочности и долговечности.

Воспользуемся выражением профессора СПб ГИК Дмитрия Щирина:

«Рояль для нагрузок, которые бывают в учебной аудитории, должен быть не только ладно скроен, но и крепко сшит».

Так вот, что я хотел сказать: не всегда союз «и» в этой паре работает. Иногда приходится выбирать из двух зол и расставлять приоритеты, исходя из задач. Что в вашем конкретном случае важнее – «ладность кроя» или «крепость шитья»?

Переводя с иносказательного – ищем баланс между чуткостью и нежностью механики, которая часто присуща инструментам премиум-класса, и её долговечностью.

А если всё-таки позарез требуется и то, и другое - прибегаем к регулярному и тщательному обслуживанию инструмента (см. предыдущий пункт). Тогда задача решается в пользу обоих искомых качеств. Как говорится, и дудочка, и кувшинчик, и все тридцать три удовольствия. Только мастеру придётся заплатить, никуда от этого не деться.

К слову, при домашнем использовании вы вряд ли столкнётесь с подобной сложностью. Если только вы не планируете учиться в музыкальном вузе и строить карьеру в музыке.

Профессионалу в этом смысле сложнее и проще одновременно. Проще разобраться в вопросе, но сложнее найти тот инструмент, что будет соответствовать всем критериям.

На этом, пожалуй, остановимся на сегодня.

P. S. Признаю своё поражение - лаконично не получилось.

Дочитали статью до конца?

Сообщите нам в комментариях, стоит ли делать тексты более короткими. И подписывайтесь, чтобы читать наши публикации первыми!

Автор Иван Васильев