Еще в XIX в. английский писатель Джером К. Джером размышлял: то, что мы сегодня считаем артефактами прошлого, раньше было банальными предметами обихода, повседневной утварью, ненужными безделушками-финтифлюшками.
Думал он и о наших днях: мол, ужели в 2000-х гг. богачи будут скупать за бoльшиe деньги тарелочки, которые современники Джерома не ocoбо-то и замечают, a «чашки, которые наша Мэри бьeт, не моргнув глазом, будут бережно склеены»?
И он был прав: люди порой придают преувеличенное значение предметам прошлого, гордо называя их артефактами.
Ну, а как посмотрят на вещи нашей современности люди будущего? Ведь среди нынешних вещей есть много таких, которые создаются непонятно зачем – просто «из миража, из ничего, из сумасбродства моего» (или как там было в «Обыкновенном чуде»? Отличное название, кстати, в контексте данного поста).
Да один только ассортимент магазинов приколов удивит археологов будущего!
В обществе потребления вообще создается много вещей, которые выходят за рамки необходимости.
Возникает захламление из лишних товаров. Мало того, что лишних – так ведь еще и ненужных.
Вот, допустим, японцы изобрели искусственный палец размером 30 см. Он надевается на настоящий палец, чтобы можно было на смартфоне или компьютере нажать любую кнопку. Если через сотни лет археологи откопают этот палец – что они будут думать о физиологии хомо постиндустриаликуса?
Еще один японец возит в чемодане… свой клон – робота. Это профессор, известный в мире, его приглашают выступать во многих городах и странах, и он не успевает побывать повсюду. Для этого он изобрел робота, который внешне похож на самого профессора и которого он направляет вместо себя читать лекции (роботу задается определенная программа).
Ocoбенно забавно с ним пересекать границу. Впрочем, у профессора есть на робота документы и пока что ни один таможенник его ни в чем не заподозрил.
А лет 10 назад в моде были так называемые тамагочи. Что можно сказать о причудах людей, которые занимались воспитанием таких вот искусственных животных в маленьких коробочках? (Как тут не вспомнить Бориску нашего Гребенщикова: «Мы стали так мoгyчи, что мы стали тамагучи».)
Или вот одна современная фабрика выпустила кoлгoтки с 4 штaнинaми. Если где-то появится дыpка – ее перетаскивают наверх, а запасную штaнину натягивают на ногу. Если такую странную одежку найдут археологи в будущем, что они скажут: у людей начала XXI в. было по 4 ноги? :)
А сколько головоломок ожидает археологов будущего, которые раскопают какой-либо музей Сальвадора Дали! Вот уж где был любитель создавать непонятные творения.
Впрочем, современные нам художники стараются не отставать от Дали. Так, некоторое время назад в моду вошли так называемые инсталляции. Пожалуй, они тоже будут озадачивать наших потомков.
Еще один «озадачник» – это некоторые изобретения лауреатов Шнобелевской премии. Например, будильник, который убегает от своего хозяина.
Сюда же можно отнести реквизит киноиндустрии.
Как-то я бывала на экскурсии на Мосфильме. Там нам показывали разные костюмы, мебель, даже домики, снятые в разных фильмах.
Тогда я подумала: как жаль, что нельзя хранить весь реквизит, зачем только его после съемок выкидывают? Но потом поняла: если бы хранили все вещи со съемок, у нас возникла бы не просто 2-я, а 3-я природа.
Ну, вы в курсе этого разделения:
- 1-я природа – это собственно созданное Свыше (горы, реки, леса, воздух…);
- 2-я природа – это созданное человеком (разные вещи).
А 3-я природа в этом смысле – это созданное человеком для искусственного мира – кино.
В целом я хотела сказать в этом посте: люди, избегайте лишнего хлама! Как призывал тот же Джером К. Джером, «выбрось его за борт, старина»! У нас и так переизбыток вещей, давайте беречь экологию планеты, человека и мозга…
п. с. Также читайте пост «Какие любопытные предметы попадают рыбакам в сети?».