Найти тему

Куда жаловаться, если звонят из-за кредитов? Комментирует юрист

Оглавление

Если коллекторы и МФО названивают целыми сутками или начали давить на родственников – это выбивает из колеи кого угодно. Однако у вас есть на них управа, даже если кажется, что этот ад никогда не закончится.

Юрист Центра помощи заемщикам “Новая Надежда” рассказывает, какие законы чаще всего нарушают выбиватели долгов и куда писать жалобы, чтобы это прекратить.

Изображение: Freepik.com
Изображение: Freepik.com

Важно понимать, что коллекторы хотят получить с вас как можно больше денег. Зачастую они даже не знают окончательной суммы – просто стараются вытрясти как можно больше, и продолжаются трясти вас, пока чувствуют, что можно вытрясти еще. Они будут продолжать использовать действующие на вас приемы, пока вы не начнете сопротивляться.

Но если вы хотите решить проблемы с долгами, вы должны понять, как действуют выбиватели долгов, какие у них есть стратегии и приемы, чтобы использовать эти знания против них. Будем честны – особо умные люди в коллекторы не идут. Так что вы сможете их победить, если будете грамотно вести коммуникацию и использовать их слабые места.

Читайте также: Как отвечать на слова коллекторов «Я фиксирую отказ от оплаты»? Комментирует юрист

Куда жаловаться?

Деятельность коллекторов и МФО контролирует Федеральная служба судебных приставов. Они ведут реестр официально зарегистрированных организаций и имеют право провести внеплановую проверку тех фирм, на которые были поданы жалобы. Если вас беспокоят вымогатели долгов, это первая служба в которую надо обращаться, после жалобы коллекторам или в банк.

Что делать в первую очередь?

Проверьте коллектора или агентство в реестре ФСПП

Если коллекторы не включены в реестр ФССП и возврат долгов не является их основным видом деятельности, они не имеют права требовать с вас деньги. Проверить это можно в реестре по названию, ОГРН, ИНН или сайту организации. Не нашли коллекторов в реестре? Это повод писать жалобу по статье 14.57 КоАП.

Запросите документы

Даже если коллекторы работают законно, вы имеете полное право не общаться с ними пока не увидите договор цессии (продажи долга), доверенность конкретному сотруднику на ведение деятельности от лица организации и паспортные данные коллектора. 230-ФЗ запрещает им вести свою деятельность анонимно, скрывая данные о себе.

Посчитайте количество звонков и СМС

Количество общения кредиторов с должником строго ограничено. Приходить домой можно не чаще 1 раза в неделю, звонить не более раза за сутки, 2-х раз в неделю и 8-ми раз за месяц. Проникать в квартиру без вашего согласия или тем более забирать вещи в счет долга они не имеют права.

Заваливать вас сообщениями - тоже. В день допустимо отправить 2 сообщения, в неделю 4, за месяц 16. Причем звонить и писать запрещено с 22.00 до 8.00 по будням и с 20.00 до 9.00 по выходным. Нарушают? Отказывайтесь от взаимодействия. Если сложно самостоятельно составить жалобу – можно использовать шаблоны Центра помощи заемщикам «Новая Надежда».

Читайте также: Как узнать, придет ли коллектор к вам домой

Защитите близких

Один из любимых приемов вымогателей – звонить родственникам, говорить о вас ужасные вещи, запугивать их и требовать деньги. Однако они не имеют на это право. Близким можно звонить только если он является поручителем заемщика или должник дал письменное согласие на общение с ним. Часто это согласие подписывается одновременно с договором. В таком случае необходимо написать кредитору Заявление о несогласии на взаимодействие по поводу просроченной задолженности, а затем пожаловаться в ФССП по ст. 14.57 КоАП. После этого звонки прекратятся - штрафы по этой статье начинаются с 200 тысяч.

Обратитесь в полицию в случае серьезных угроз

ФССП указывает, что коллекторы не могут портить имущество,применять физическую силу и психологически давить. Последнее доказать довольно сложно, а вот для остального существуют конкретные статьи.

  • Оскорбляют и унижают (ст. 5.61 КоАП)
  • Угрожают, чтобы вы отдали деньги или имущество (ст. 163 УК)
  • Угрожают убить или покалечить вас и ваших близких (ст. 119 УК)
  • Пишут оскорбления на стенах дома или транспорте (ст. 213 УК)
  • Раскрывают ваши данные в соц. сетях (ст. 13.11 КоАП и ст. 137 УК)

Если было допущено что-либо из этого, пишите заявление в полицию или прокуратуру.

Так, они ведут себя незаконно. И как это прекратить?

Если есть основания для прекращения взаимодействия, пишите отказ в банк или коллекторам, а заодно просите прекратить взаимодействия с третьими лицами. После этого можно подать жалобу в ФССП через интернет-приемную. Просите, чтобы приставы привлекли организацию к ответственности по статье 14.57 КоАП.

Более того, можно написать жалобу в Национальную ассоциацию профессиональных коммерческих агентств. Эту некоммерческую организацию создали крупнейшие коллекторские агентства России, чтобы регулировать рынок и следить за цивилизованностью сбора долгов. Если видите, что коллекторы ведут себя некорректно, вы всегда можете обратиться к профессиональному сообществу, которое приструнит их. Свои жалобы можно подать через форму на сайте.

Если нарушения связаны с разглашением персональных данных стоит подать жалобу в Роскомнадзор. В отличие от НАПКА он может применить более серьезные методы: привлечь к административной ответственности, наложить штраф или потребовать устранить нарушения. Обращение подается через форму на сайте.

Подписывайтесь на наш канал или на группу ВКонтакте – мы рассказываем о том, как законно решать ваши проблемы с долгами.

Читайте также: Долги можно уменьшить: коллекторы и банки вынуждены идти на переговоры с должниками