Начну с небольшого предисловия.
В один прекрасный день у одного у главы тестировщиков Microsoft Росса Смита возникла проблема: его подчиненные стали адски халтурить потому что работа казалась им слишком скучной. Их можно понять, ведь искать ошибки и неправильные переводы в Windows - занятие не из веселых. Отчаявшись мотивировать своих сотрудников деньгами и пугать увольнениями Росс просто создал онлайн таблицу, куда добавил всех сотрудников отдела. Напротив каждого из них он выставил шкалу баллов, которые начислялись за любые найденные косяки в программах.
В результате, все эти люди совершенно бесплатно в свободное от работы время принялись искать ошибки. Ведь каждому из них хотелось быть как можно выше в этом рейтинге.
Как только изменилось решение рабочих задач, тут же и изменилось отношение сотрудников к работе. Сейчас подобная внутренняя геймификация используется почти во всех крупных компаниях.
Так что-же заставляет людей трудиться упорнее превращая рабочий процесс в игру?
Во-первых ни все люди блоггеры или стартаперы. Большинство это офисный планктон (и нет, это ни чуть не оскорбление), который целыми днями только и занимается тем, что перекладывает бумажки из правой стопки в левую.
Осознать свою пользу и понять смысл своей работы им очень трудно и вот тут на помощь приходит игра. Если за каждый созданный файл вы получаете балл, за каждый подписанный договор 10 баллов, а при наборе 100 баллов вам сообщают о переходе на новый уровень, то во всем этом появляется смысл. Ну а чем выше уровень - тем лучше финансово и психологически вы себя чувствуете.
Во-вторых. Причина по которой мы все в принципе играем в игры кроется куда в более глубоких материях.
Игра сочетает в себе две необходимые составляющие для выживания:
- Поиск новых данных
- Моментальное их применение
Ну а если вы быстро получаете информацию и моментально ее применяете, то вы становитесь лидером и говоря с точки зрения биологии и наблюдательной нейро-патологии все самки становятся вашими.
Но поскольку эволюция не дура, то за все необходимые для выживания действия мозг щедро вознаграждает на дофамином или так называемым "кайфом игрока".
Третий плюс игры все-таки в том, что это все же игра, что позволяет вам не рискуя жизнью ошибаться и учиться действовать смелее не же ли в реальности вместе с этим все равно получать удовольствие от победы.
Но не стоит забывать о Китае.
Там в некоторых регионах к каждому жителю приписали рейтинг согласно его полезности для общества и эти баллы будут напрямую влиять на его жизнь - отличный пример того, как геймификация хорошо заменяет саму жизнь.
Естественно геймификация применяется не только внутри крупных компаний и государств. Она везде. Самым простым методом геймификации с которым сталкивался каждый из нас являются скидки.
Другим простым методом геймификации - являются полетные мили - чем больше вы летаете, тем дальше вы сможете улететь в будущем. Но это слишком однотипная игра. Не правда ли? Но не тут-то было. Все просто: чем больше вы летаете на самолетах определенной компании, тем сильнее к ней привыкаете. И как мамы детей учат чистить зубы, так и авиакомпании приучают вас пользоваться именно ее услугами. И вот вы уже добровольно сидите в капкане собственной привычки.
Однако чем дальше развивается геймификация, тем сложнее она становится.
Каждый год маркетологи учатся перекладывать в формат продаж новые игры. Если вспомнить мое детство, то можно с точность сказать чем мы занимались в эти годы, и причем очень азартно - собирали мозаики. И кайф был в том, чтобы положить последний кусочек и картинка сложится полностью.
Один онлайн магазин заказа еды придумал как это можно использовать:
Вы заходите на сайт и на картинке у вас тарелка с пятью пустыми отделениями под первое, второе, третье... Вы естественно берете пюре и котлету, но у вас остаются пустые части тарелки. И вы заказываете еще три блюда, чтобы забить это пустое пространство.
Теперь представим, что есть ресурс, на котором нужно повысить активность пользователей. Что же нужно делать?
- Первым делом ввести лайки! Количество ваших лайков - будет своеобразным рейтингом вы игре.
- Кроме лайков владельцы сайтов могут выдавать различные приватные доступы и какие-либо дополнительные возможности за проделанные действия. Например КиноПоиск позволяет публиковать рецензии в ближайшие несколько дней после выхода картины лишь постоянно пишущим пользователям, а самым активным дают билеты на предпоказы.
И вот вы уже не настоящий пользователь, а настоящий кинокритик!
Ну и конечно же было бы неправильно вам не рассказать о том, как можно использовать повсеместную геймификацию в своих интересах.
Во-первых - каждый человек должен присоединиться к игре добровольно. Без иллюзий, что он может в любой момент выйти и что все это его добровольный выбор. С такими раскладами ничего работать не будет.
Во-вторых, не забывайте о том, что весь игровой процесс должен быть разбит на уровни, прохождение каждого из которых будет вбрасывать дофамин в головы ваших жертв.
В-третьих нужно помнить, что люди разные и каждого из них интересует свой момент прохождения игры, но почти все попадают под классификации, которые уже давно были выведены хитрыми маркетологами.
- Первый тип - игроки. Завлечь их несложно, поскольку они просто любят игры.
- Второй тип - коммуникаторы. Главное для них - это общение с другими во время процесса.
- Третий тип - творцы. Для них интересней всего именно самореализация в игре.
- Четвертый тип - ачиверы. Для них важны достижения как факт и ничего более.
- Пятый тип - наконец-то так называемые филантропы, для которых необходимо быть частью чего-то большого и влиятельного, желательно помогающего людям.
Чем больше типов людей попадут в вашу игру, тем выше вероятность успеха.
Итак сегодня вы узнали, что все мы так или иначе играем в разные игры. Плохо это или хорошо - сказать трудно. Главное не забывать две вещи: в выигрыше всегда только казино. А еще никто вас не заставляет участвовать в той или иной игре, а также соблюдать любые ее правила. Так что вы всегда можете выйти из игры или же поменять ее правила. Если принять эти факты к своему сведению, то можно открыть для себя множество новых возможностей и перспектив.
Под конец не забудьте попасться на нашу манипуляцию поставив лайк, подписавшись на канал и поделившись этой статьей с друзьями.