Любовь к археологии появилась у меня в школьные годы под влиянием исторических книг. Мне казалось, что все древние тайны только и ждут того момента, когда я их разгадаю и поведаю о них всему миру. Эта страсть подтолкнула меня к поступлению на исторический факультет Пермского педуниверситета.
Первая археологическая экспедиция, организованная в рамках учебной практики, стала для меня чем-то вроде первой любви для школьника. После сдачи всех летних экзаменов нас отправили на археологическую практику – раскопки легендарного города Афкула, который во времена средневековья был полиэтничным центром цивилизации и колыбелью ислама в Пермском крае. Удивительным для того времени является то, что Афкула был веротерпимым городом, хотя заложили его булгары – первые носители ислама на Руси.
Сказать, что мне понравилось работать на раскопках одной их частей Афкулы – Рождественского языческого могильника, значит не сказать ничего. Песни у костра с гитарой, лекции известных ученых – Белавина А.М. и Крыласовой Н.Б., вечерний волейбол, дежурства на кухне, интеллектуальные игры вроде «Есть контакт!», спектакли – всё это оставило какую-то ностальгию по Камской археолого-этнографической экспедиции.
Мне запомнилось посвящение в археологи, которое должны были пройти все первокурсники, т.е. мы. Суть посвящения заключалась в том, чтобы пройти полосу препятствия по типу игры «ГеоКэшинг». Каждой команде выдавалась карта с обозначенными на ней объектами, которые надо было пройти. Только вместо поиска записок с координатами нужно было пройти конкурс или отгадать загадку.
В зависимости от обстановки и наличия вакантных мест я работал и копателем в поле (раскопки), и поваром на кухне (приготовление пищи в больших котлах на 50-70 человек), и работником камералки (мытьё, консервация, обработка находок). Тяжелее всего было таскать воду с источника, который находился под нашим лагерем. Мы набирали воду в пластиковую бочку, ставили её на носилки и поднимались по склону к лагерю. Нагрузка была ощутимая, но к концу экспедиции я уже привык.
Преподаватели педуниверситета в 2008 году проводили археологические исследования Афкулы в трёх местах: в мусульманском и языческом могильниках, а также непосредственно и в самом городище. Меня направили на раскопки языческого могильника в связи с тем, что я в то время писал научно-учебную работу по серебряным погребальным маскам. Кстати, серебряные маски в захоронениях Пермского края были интересны не только мне, но и венгерским ученым, так как похожий обряд фиксируется в мадьярских могилах в эпоху «обретения Родины». Научная теория, которую выдвинули пермские и венгерские археологи, заключается в том, что часть угорских народов, обитавших на Урале, двинулась на запад и основала в Европе государство Венгрию. Изучение этой темы меня захватило, и я принимал участие в раскопках тех могил, где предположительно могли находиться серебряные маски.
К сожалению, найти серебряные маски на раскопках Рождественского языческого могильника у меня не получилось, но в следующем году на раскопках Бояновского могильника мне повезло. Там было найдено несколько серебряных масок, но это уже другая история.
Афкула оставила после себя приятную ностальгию. После неё были другие археологические проекты – дольмены в Адыгее, скифские курганы в Тыве, крепости в Старой Ладоге, но впечатления от первой экспедиции такие же, как от первой любви: она не забывается никогда.
Тем, кто отправляется в экспедицию хочу дать простой совет. Сократ говорил, что «здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто» и поэтому все вопросы, связанные со здоровьем, желательно решить заранее до отправки в экспедицию. Во-первых, проверить свои показатели здоровья по всем пунктам (давление, прививки, зубы и т.д.). Во-вторых, взять свою индивидуальную аптечку. В-третьих, всегда брать тёплые вещи, даже если отправляетесь на юг. Есть ещё много советов, но углубляться в них не буду, ведь для каждой экспедиции действуют свои «местечковые» правила.
Иван Безматерных