Пока весь мир наблюдает, как во Франции судят бывших сотрудников Hermès, продававших азиатским клиентам подделки, под моей статьей про ЦУМ продолжает открываться портал в ад. Напомню, что несколько бывших работников магазина рассказали мне о том, как реализовывался контрафакт. Ну что Вы, конечно же, такого быть не может. Сказки. Действительно, один человек такое не в состоянии провернуть, но несколько...
За четыре года обвиняемые изготовили около 148 сумок Birkin и заработали более 4 млн. евро (не работа, а мечта). Суд недавно завершился в Париже, но окончательный приговор будет вынесен 24 сентября (модный дом хочет тюремный срок для креативных ребят и штраф на 200 тыс. евро). Еще бы, ведь сумки марки не так уж просто купить, нужно попасть в список и отстоять очередь в несколько лет. Бренд выпускает модели в единичных экземплярах, а цена стартует от 500 тыс. руб. Заполучить вожделенную сумку поможет персональный менеджер, к которому нужно заранее записаться на консультацию. Никакой предоплаты не требуется, достаточно быть клиентом модного дома.
На сегодняшний день вопрос с выявлением контрафакта стоит очень остро. Крупные корпорации разрабатывают свои платформы для идентификации. Например, LVMH создают блокчейн: базой проекта стала Ethereum, а разработчиками - Microsoft. Технология позволяет вносить в базу данных всю информацию: от поставщиков сырья, исполнителей, перемещения товара и дистрибьюторов до хозяев. Это отличная идея для проверки подлинности на вторичном рынке, покупая товар у другого человека, Вы сможете проверить всю его историю и владельцев. Меня больше интересует, как саму платформу свяжут с вещью? QR-код? Или просто набор букв и цифр? У Bulgari, например, уже сейчас действует что-то подобное: достаточно навести камеру смартфона на сумку или отдельную деталь, как откроется приложение бренда с описанием модели и историей ее создания, однако отследить путь вещи пока нельзя.
Моя подруга Лиза (блогер Lizafil, да-да, она) однажды рассказала мне душераздирающую историю, как ее знакомая купила в Москве в Столешниковом переулке в официальном магазине Louis Vuitton сумку. С сумкой что-то произошло (то ли застежка, то ли ручка...) и, будучи во Франции, девушка заглянула в бутик бренда. Местный консультант безмолвно пустил сумку в утиль без всяких сантиментов. Ужас! Оказалось, что это подделка. Хорошо, что ей не выписали штраф, а ведь могли, согласно законам Франции. Очень весело, особенно, когда вспоминаешь, что сама что-то покупала в этом магазине в Москве.
Система дистрибьюции на данном этапе оставляет экспертизу на откуп самим магазинам. Купил подделку на Farfetch, значит виноват сам маркетплейс и его специалисты. Плохо изучали, не все швы рассмотрели, не все коды пробили. Будут искать магазин, который выслал товар, разорвут с ним контракт. А поставщик этого магазина? Кто он? Сам бренд или посредник китайского завода? Глобальную проблему отслеживания цепочек это не решает.
Вторичный рынок растет огромными темпами, и если не начинать адаптировать свой товар к нему, то производителям можно уже сейчас складывать ручки и бронировать место на кладбище брендов. Ресейл - это здорово, но потребители становятся более сознательными и хотят знать, за что отдают деньги. Кто гарантирует оригинальность и качество?
Про текущие меры проверки подлинности читайте в этой статье.