Найти тему
1 день - 1 экспонат

Современное исламское искусство: ковер из специй

Для многих словосочетание «актуальное исламское искусство» может показаться оксюмороном, однако это не так. Оказывается религиозная традиция и контемпорари могут отлично уживаться и давать потрясающие плоды. Лондонский музей Виктории и Альберта учредил премию Jameel Prize для современных художников и дизайнеров, вдохновленных мусульманскими традициями, она собирает сотни авторов со всего мира. В этом году организаторы проводят шестую серию конкурса, результаты станут известны в 2021 году. Мы же продолжим рассказ о работах лауреатов прошлых лет.

Для того, чтобы изучить инсталляцию Лорена Марешаля «Мой дом», зрителям потребуется обоняние. Ковер из специй в контурах традиционного восточного дома впечатляет не только своими масштабами, но и великолепным ароматом восточных приправ. Он, соединив в себе множество смыслов, потрясает одновременно своей монументальностью и хрупкостью.

При изготовлении инсталляции «Мой дом» используется десять различных шаблонов и пять специй: сумах, затар, белый перец, куркума и молотый имбирь. Такую работу невозможно перевозить от выставки к выставке, ее можно лишь создать на время экспозиции, как это сделали работники центра «Эрмитаж-Казань», где проходила выставка финалистов премии Jameel Prize 3. Для создания ковра потребовалось около 10 килограммов специй.

Французский художник Лорен Марешаль родился в Париже, но несколько лет провел в Израиле, так что его работы отражают влияние ближневосточного региона. Марешаль использует такие материалы, как специи, мыло или еда, для того, чтобы пробудить воспоминания и подчеркнуть нашу собственную хрупкость.

Его произведения намеренно недолговечны, и автор рассчитывает, что зрители примут участие в их трансформации – к примеру, съедят их.

– Я люблю работать со временем, и суть работы заключается в том, что не скульптура из мрамора, а что-то, что исчезает по прошествии какого-то времени. Можно играть с цветом и запахом, или еще с чем-то, что пробуждает воспоминания, что я и делаю, – рассказывает автор. – В первый раз, когда я делал «Мой дом», мы не предусмотрели никакого ограждения, и посетители ходили по работе и полностью ее разрушили, так как они думали, что это настоящие плитки. Я хочу, чтобы люди, смотря на эту работу, думали, что это настоящее напольное покрытие, а потом вдруг осознавали, что оно сделано из специй.

Если приглядеться, то можно заметить, что в центральной части ковер как будто бы стоптан – произведение наполнено жизнью! И, конечно, время играет здесь свою роль, поскольку работа постепенно исчезает, а завершение выставки означает демонтаж произведения. В этом заложен еще один пласт смыслов – уборка ковра напоминает церемонию разрушения тибетской мандалы. Так произведение актуального искусства отсылает нас к древней традиции.