«Образ Джамшута» прочно закрепился на экранах наших телевизоров и в наших мозгах. Он олицетворяет наших соседей – мигрантов из южных республик, которые за копейки работают в России дворниками, мойщиками посуды, мусорщиками или занимаются другой непрестижной работой. Впрочем, стоит оговориться. Это у нас они зарабатывают гроши. У себя дома эта их деньга становится более увесистой! Но что говорить о других?! Ведь и в среде коренного российского населения немало тех, кто гнёт спину за минималку. Точнее, за МРОТ! Это и есть русские «джамшуты»!
Кого же можно отнести к этой категории населения? Список профессий очень велик! Это и вахтёры, и охранники, и сторожа, и уборщицы служебных помещений (за исключением техничек из «Газпрома» с дамскими сумочками из натуральной крокодиловой кожи), и мойщицы посуды… Все эти люди поставлены в непростые условия. Либо жить за гранью нищеты, либо иметь хотя бы какой – то заработок. Причём требуется от них полное повиновение, невозможность отказа от любой, самой грязной работы, умение держать язык за зубами! И если хотя бы один из этих пунктов будет нарушен, то человек может оказаться сразу «за воротами проходной».
Один мой хороший знакомый из соседнего города поведал такую историю. Работал он охранником на одном из предприятий агропромышленного комплекса. Поначалу всё шло хорошо. Руслан исполнял свои прямые служебные обязанности. То есть охранял капиталистическую собственность. Совершал регулярные обходы. Проверял с напарником машины на проходной… Пока кто – то из конторы не ляпнул: «Вот нахлебники! Сидят на попе – ничего не делают!» На следующее утро появился приказ, и охранникам вменили в обязанность скашивать траву у проходной, мести – чистить тротуар… То есть фактически сделали их и дворниками! Но – на безвозмездной основе! Бесплатно!!! Куда деваться бедному крестьянину?! А список обязанностей всё ширился и ширился! Дошло до того, что нашим секьюрити стало некогда заниматься своей прямой работой, за что, собственно, они и получали зарплату. Неизвестно сколь долго ещё бы продолжалась эта бессовестная эксплуатация сотрудников сторожевой службы предприятия, но внезапно среди ночи сюда нагрянул руководитель всего подразделения безопасности этого агрохолдинга. Он быстро разобрался в сложившейся ситуации. Всё вернулось на круги своя. Как говорится, пироги начал печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. Однако вскоре главный охранник поменял регион проживания и уволился. И бездельники из конторы снова заставили пахать сторожей. Это как наказ Золушке от мачехи: «Будь добра к нашему приезду с королевского бала прибрать дом, сварить обед, отделить зёрна от плевел, просеять десять мешков муки…» В конечном итоге Руслан уволился с опостылевшей работы с грошовым жалованием и не жалеет о своём решении. Мужчина нашёл гораздо более достойное и высокооплачиваемое место.
Другой мой собеседник из небольшого городка Челябинской области после долгих поисков устроился на заветное место сторожа в учреждение муниципальной сферы. И тоже первые годы не мог нарадоваться! Сторожевые функции – проверить, проследить, ночью не спать, а бдить. Даже форму охранников пообещали выдать. Вообще не стоит недооценивать труд «ночных дозорных». А вы попробуйте оставить какой – либо объект без охраны? Спустя месяц через дыры в заборе воры вынесут все ценности предприятия. И опять нашлись в коллективе доброхоты: «Спят, как пожарные наши сторожа!» Приказ следовал за приказом. Зимой снег чистить, летом – мести, мусор на территории убирать, цветы поливать, техничкам помогать …полы мыть и т. д., и т. п.
И третий пример. Мой одноклассник Виктор устроился в весьма уважаемую организацию. А через месяц или полтора уволился! Овчинка выделки не стоила! Уезжал рано утром, приезжал домой затемно! То на своей машине добирался до места назначения и жёг свой бензин, то бежал в мороз в шесть утра на дальнюю остановку, где его подбирал товарищ по работе. Все премиальные и доплаты за вредность работягам урезали. Оставили один голый оклад! Виктор вспомнил сразу одного начальника, который только за работу с «секретными» документами получает больше. Или тот сильнее кушать хочет?! Сейчас мой однокашник уехал в Сургут и «приземлился» на газовой трубе. Очень радуется тому, что наконец – то вырвался из пут почти что рабского труда. Профессия у него творческая, как у высококлассного инженера. Он так говорит: «Ты знаешь, в нашей компании, где очень высокий процент капитализации, в ходу, как ни странно, коммунистический лозунг – от каждого по способностям, каждому – по труду!» О максимальной занятости при минимальной зарплате приятель вспоминает, как о дурном сне.
Сергей Предеин.