7 ноября 1944 года в Токийской тюрьме Сугамо был казнен Советский разведчик Рихард Зорге. И остается загадкой до сих пор, почему приговор приведен в исполнение только через год? Чего ждали японские власти? Надеялись на сотрудничество захваченного разведчика или его выгодный обмен? И почему после войны захваченный резидент почитался японцами, как герой? А в нашей стране о нем узнали только спустя 20 лет?
Биография Рихарда Зорге – это сплошные белые пятна. И то, что известно, известно поверхностно. Даже фильм, посвященный Зорге, у нас впервые вышел только сейчас, спустя более семи десятков лет после его гибели. Зорге признал весь мир. Только мы почему-то сомневаемся. Почему, не знаем.
Отчего вокруг этого советского разведчика до сих пор сохраняется некий заговор молчания?
До недавнего времени считалось, что все протоколы допроса Зорге сгорели в Токийской тюрьме во время пожара 1945 год. Однако, теперь все изменилось. Оказывается все копии сохранились и несколько лет назад японцы их рассекретили и издали. Мы узнаем то, что , вроде бы, никогда не должны были узнать.
Осенью 1924 года Рихард Зорге вместе с женой Кристиной приезжают в СССР. Ему сразу же предоставили советское гражданство и работу в Коминтерне. Почему обеспеченная германская пара вдруг приезжает на жительство в обнищавшую после гражданской войны страну Советов? И отчего Московский период жизни будущего разведчика практически неизвестен? Мы узнали лишь ограниченную часть правды, потому что гриф секретности 75 лет. Сейчас как раз проходят эти 75 лет. Биография Рихарда Зорге – это какой-то неразгаданный ребус, ключи к которому потеряны.
Начнем расследование с Коминтерна. Дело будущего советского разведчика оказалось небольшим. Анкета, заполненная на нецком языке. Член Коминтерна с 14 декабря 1924 года, немец, сын инженера, образование высшее, профессор. Казалось бы, впереди открывались большие перспективы. Что же заставило Зорге все это бросить и стать профессиональным революционером, а затем еще и сотрудником Коминтерна?
Это явилось следствием глубочайшего потрясения, которое он испытал в ходе первой мировой войны. Ему было 17 лет, когда он попал на фронт. Там его тяжело ранило. Он три дня пролежал на поле боя с перебитыми ногами в ожидании помощи. Он только чудом остался жив.
В госпитале с ним произошло еще одно важное событие, которое окончательно решило его дальнейшую судьбу. Рихард узнал, что в его добропорядочной семье был марксист. Двоюродный дедушка Рихарда Зорге был создателем первого интернационала, очень хорошим товарищем Карла Маркса. Лечащий врач Рихарда увлекался марксистскими идеями. И он, услышав фамилию Зорге, с волнением спросил, а не приходится ли он родственником Фридриху Адольфу Зорге, близкому другу Маркса и Энгельса?
Так он впервые узнал о своем дедушке – марксисте. В их буржуазном доме о нем никогда не упоминали. Отец Зорге был немецкий инженер-нефтяник, который работал в Баку. Мама Зорге была русская, Нина Кобелева. Рихарду было 3 года, когда его вывезли в Германию, где он провел счастливое детство. Он ни в чем не нуждался: ни финансово, ни экономически.
Все сошлось воедино в судьбе будущего советского разведчика: и любовь к России, и дедушка-марксист, и война. После демобилизации Зорге поступает в Кильский университет и одновременно становится членом коммунистической партии Германии. Среди них Рихард Зорге единственный доктор наук. На него обратили внимание руководители Коминтерна и пригласили в Москву. Зорге тут же согласился. Он верил в идею коммунизма. Он , действительно, в это верил. Отсюда работа в Коминтерне.
Придя на работу в Коминтерн, он писал, чтобы его направили на передовой фронт работы. Его перевели в отдел международных связей. Это была, по сути, разведка. Отдел работал в особом режиме секретности. Документация до сих пор хранится в сейфе под грифом: Совершенно секретно. В тот период в разведке был дефицит кадров. Поэтому туда активно переманивали лучших служащих из Коминтерна.
Зорге был отправлен на работу в Шанхай весной 1930 года. Он должен был там создать Советскую разведывательную сеть. Китай был местом, где пересекались экономические и политические интересы многих стран. Здесь встречались представители всех разведок мира.
Зорге начал здесь работать, как журналист. Журналистское прикрытие позволяло разъезжать по всей стране и заводить многочисленные знакомства. Человек он был сверхобаятельный. Он там был в доску свой. Он влюблял в себя. К нему тянулись. Им восхищались. Свою главную работу разведчик Зорге выполнял безукоризненно. Он за 1.5 года работы наладил поток информации и создал сеть из более, чем 30 человек. За три года работы в Китае Зорге передал около 600 донесений. Из них 250 были доложены лично Сталину.
И вдруг его срочно отзывают в Москву. Истинную причину так и не удалось узнать. Он пробыл некоторое время в Москве. Потом ему дают задание ехать в Токио.
В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты. Советская разведка нуждалась в новой информации и в людях, способных ее добыть. По мнению начальника отдела внешней разведки Яна Берзина, Зорге был именно таким человеком. Его стали готовить к новой работе в Японии, в качестве корреспондента одной из немецких газет. И вот в сентябре 1933 года Зорге прибыл в Японию.
Страна Восходящего солнца была разбита на ряд провинций. Перемещение между которыми было запрещено. Любой чужак вызывал настороженную неприязнь. За ним нужен глаз да глаз. Работа в Токио была для Зорге сплошным испытанием. Как только он выходил из дома, за ним тянулись «топтуны». Он встречался со своими источниками в больших универмагах, кино, в туалетах. Открытость и показная бесшабашность здесь в Токио оказались очень кстати. Нужно было притупить бдительность японцев и ближе войти в круг сотрудников немецкого посольства.
Они любили проводить время в уютном ресторанчике. Хозяин – немец создавал здесь дух немецкой пивной. Здесь можно было узнать гораздо больше новостей, чем на любом посольском приеме. Зорге умел прекрасно общаться. Для многих немецких чиновников дружба с Зорге была залогом успешной карьеры. Особенно у Зорге завязались дружеские отношения с военным атташе Ойгеном Отт. Ойген Отт впоследствии был назначен послом Германии в Японии. И он назначил Рихарда Зорге своим пресс-атташе. Все важные бумаги, которые шли из Японии в Германию, были написаны Зорге.
Самой большой удачей Зорге было его продолжение искренней дружбы с Хацуми Одзаки. Когда он познакомился с Одзаки в Китае, тот был простым журналистом, а теперь стал очень влиятельным человеком. Он являлся советником премьер-министра Японии , принца Каноэ. Зорге сумел привлечь к работе еще несколько японцев. Образ рубахи-парня, дебошира и дамского угодника окончательно усыплял бдительность спец-служб Японии.
В день своего 40-летия Зорге встретил женщину, которая станет его последней любовью. В немецком ресторане «Дейнгольд» она работала официанткой. 28-летнюю японку звали Ханако Исии. Ханако его любила. Она только потом поняла, кем Зорге был на самом деле. Ханако стала гражданской женой Зорге. Она создала уют в его жизни и он впервые это почувствовал. Это был самый счастливый период его пребывания в Японии.
Казалось бы, все складывалось хорошо: налаженная семейная жизнь, информаторы, которым он доверял. Зорге собрал очень сильную резидентуру. Весной 1941 года Зорге несколько раз предупреждал Советский Союз о нападении гитлеровской Германии в ближайшее время. Он шлет одну радиограмму за другой. Но ему не верят.
Для Рихарда начало войны стало страшным потрясением. И с началом войны значение группы «Рамзай» для Москвы возросло необыкновенно. Слишком много зависело от того, куда направит военные усилия Япония. Перед Зорге была поставлена задача, узнать, вступит ли Япония в войну. Идет август месяц. Германия захватила много советской территории. Немцы подступали к Москве.
Могила Рихарда Зорге в Японии
В августе было назначено совещание Высшего японского командования. На повестке один единственный вопрос: обсуждение срока нападения на СССР. В тот период Зорге и Одзаки старались видеться, как можно чаще. Встречи проходили в барах и ресторанах, которые они все время меняли. Результатом этих встреч стало короткое сообщение резидента разведки, которое изменило ход дальнейшей войны. 15 сентября Рихард Зорге написал: война Японии против СССР до весны 1942 года исключена.
За одно это его сообщение его можно считать великим разведчиком.
И сразу же был отдан приказ о погрузке в эшелоны первых 4-х Дальневосточных дивизий. А через несколько дней еще 7 дивизий покинули свои позиции на берегах Амура и были брошены в бой под Москвой.
Осенью 1941 года полицейский надзор в Японии ужесточился. Поймали несколько информаторов, работавших на группу «Рамзай». Зорге почувствовал, что круг начал сжиматься. Причиной провала Зорге называют разное. После ареста в течение недели Зорге все отрицал. Он написал, что был членом Коминтерна с 1925 года. Потом в течение месяца давал подробные показания, которые касались только его. Никого из членов своей группы он не выдал. 27 сентября Рихарда Зорге и Хоцуми Одзаки приговорят к смертной казни.
Его гражданская жена, Ханако Исии оказалась человеком, который его не предал и была ему верна до конца жизни. Она упорно искала останки своего мужа , чтобы его похоронить. Было вскрыто шесть безымянных могил. Она нашла и перезахоронила останки. Ханако Исии ушла из жизни в 2000 году. И она до последних дней ухаживала за могилой своего Рихарда, который был повешен 7 ноября 1944 года. Перед казнью он вел себя мужественно. Его последние слова были: Да здравствует КПСС!. Согласитесь, это многое объясняет. Его жизнь – недосягаемый образец мужества!
Подписывайтесь на мой канал, я всегда вам рада!