Кроме Национальной галереи – главного художественного музея Чехии, в Праге есть довольно много частных музеев и галерей, специализирующихся на выставках современных художников, скульпторов и других деятелей искусства. Самым качественным из них является частный Музей современного искусства на острове Кампа, где собрана довольно большая коллекция картин Франтишка Купки. Имеются и городские художественные музеи, например Музей Праги, который находится исторической части города в доме «У золотого кольца».
Этот музей имеет, скорее, краеведческий характер, там можно видеть, например, как выглядела Прага в различные периоды ее существования, в настоящее время там проводится долговременная выставка под названием «Прага Карл VI», которая открылась в 2016 г. – в год 700-летия императора. Этот человек, живший в 14 веке, известен как человек Ренессанса, опередивший свое время, основавший один из старейших университетов в Европе и сделавший Прагу столицей Священной римской империи. С этой целью он занимался реконструкцией наследия, доставшего ему от чешских предков, а также строительством новых сооружений, придавших городу готическое лицо, которое так нравится приезжающим сюда гостям.
Одним из таких объектов является каменный мост, теперь известный под названием Карлов мост. На выставке в музее описана технология строительства моста и его опор. Мне, как инженеру, долгое время работавшему с конструкционными материалами, остается только восхищаться тем, как строители в 14 веке, имея под рукой только дерево, камень и известку, которые не знали ни бетон, ни металлические материалы, ни полимерные связующие, могли создавать сооружения, которые простояли века и простоят еще столько же. Например, как строили опоры моста: сначала осушали дно реки Влтавы, в этих местах широкой и довольно глубокой, потом на сухой участок укладывали огромные дубовые брусы, а уж на них каменное основание опоры.
Во время последней реконструкции моста в 2007-2010 гг. было проверено состояние опор, и оказалось, что дубовое основание стало еще крепче. Камни мостовой и ограждения моста соединялись известкой, в которую добавляли сырые яйца, По некоторым рассказам, император велел добавлять в этот связующий раствор еще и красное вино. Причем сырые яйца поставлялись из деревень в соответствии с количеством жителей, и все деревни правильно справились с этой задачей, кроме одной в Центральной Чехии, которая прислала два воза сваренных вкрутую яиц. Смеху тогда было на все королевство!
Сам дом, в котором находится музей, очень интересен.
Это уникальный дом с сохранившимися фрагментами позднеготической настенной росписи и весьма странным внешним видом. Довольно узкий, поскольку сначала был готическим, и с забавным ренессансным порталом с ассиметрично расположенным окошком.
История самого дома связана с его расположением вблизи Тынского двора (слово тын по-чешски означает забор), который с 11-12 веков служил как укрепленное прибежище для иностранных купцов, привозивших свои товары в Прагу. Купцы здесь жили под защитой чешских князей, позже королей, здесь также товары складировались, за них платили пошлины, после чего продавали местным купцам. Самим иностранцам запрещали прямую продажу своих товаров на торговой площади, поэтому они могли только удивляться, какую наценку дали чехи. В местах, где стоит теперешний дом «У золотого кольца», первоначально был защитный ров, являющийся частью укреплений Тынского двора. В 13 веке ров засыпали и на его месте возникла защитная стена – забор - тын, остатки которого и теперь можно видеть в интерьерах дома.
Дом перестраивался в 15 веке, потом в начале 17 века, но его домовый знак – Золотое кольцо - всегда оставался на месте.
Домовые знаки начали появляться на домах в Европе, когда складывалась цеховая система (на мой взгляд, прообраз теперешних профсоюзов), и ремесленники могли помещать на домах атрибуты своей профессии: ботинки, кренделя, ножницы и т.д. Некоторые домовые знаки были связаны с важными событиями в жизни хозяев дома. По домовым знакам ориентировались почтальоны, гонцы и просто гости. Ведь нумеровать дома начали только в середине 17 века при императрице Марии Терезии. Позже, когда дома перестраивали, домовые знаки сохранили не везде, в Праге их осталось около 500.
А дом «У золотого кольца» получил свой знак где-то в середине 15 века, когда в нем была винная лавочка, которую весьма успешно содержала девица по имени Юлиана. Лавочка процветала, гости приходили выпить хорошего вина, оно было более безопасным напитком, чем вода, которую во время повторяющихся эпидемий чумы было пить гораздо опаснее, чем вино.
Однажды повадился ходить в лавочку к Юлиане один громадного роста рыцарь в доспехах, который голову носил под мышкой и все время страдал от жажды. Он каждый раз просил налить ему большой кубок вина, Юлиана подавала, он выливал его себе в голову, вино стекало на пол, рыцарь никак не мог напиться и уходил расстроенный. Он приходил довольно часто, Юлиане приходилось вытирать за ним винные лужи, пока ей это не надоело, и она посоветовала рыцарю: «Ты приставь голову-то к шее, тогда и напьешься». Рыцарь так и сделал, напился, наконец, в первый раз и ушел довольный. В благодарность он снял со своего огромного пальца кольцо и отдал Юлиане, которая и прибила кольцо к дому.