Александр Жибров
Второй раз за день, почти совсем у носа самолета проносится в развороте борт!!! Ручку на себя, такое впечатление, перетянули. Но сколько можно? Валера спокойный, но тут уж «о ч е н ь» близко, наговорился в волю. Докрутили вираж с набором, отошли в сторону. Переходим на канал передачи разведданных. А вот и наши! Так, с кем мы тут сошлись над ракетой? Голос начальника связи м-ра Макаревича (экипаж – начальника ВОТП) бодро начал передавать координаты… Ясно кто! Валера сверил, район тот, но разница – метров 800 -1000!
Недолго совещались, в результате уверены, передали свои координаты. Только сели подходит Макаревич, снисходительно улыбнувшись, говорит:
- Ну вы и далековато ракету привязали. Не те координаты!
Валера их успокоил :
- Разбор покажет, чьи точнее!
Макаревич, хитро усмехаясь, пошел в высотку. Оказалось все нормально, у них «два»балла, у нас «пять»!!!
Старший летчик из Сары - Шагана
Нас, прибывших молодых лейтенантов, в разведполку в Балхаше (как в прочем и везде) – постоянно на "контроле готовности" спрашивали по всем теоретическим вопросам и вводным. И вот где-то через полгода, после очередного "контроля", сидя в "курилке" кто-то из нас пожаловался - "да, сколько мы уже будем стоять у доски?". Ребята постарше сразу ответили:
- Пока не придет следующий выпуск…
И вот тогда мы услышали "байку" про летчика из Сары-Шагана , который приезжал к нам, в Балхаш, восстанавливаться после перерывов… Я тогда не знал, что встречусь с ним здесь же через три года. Ничего необычного в том рассказе не было, но…
«Сары-Шаган» – был закрытый аэродром, а точнее весь город и все полигоны, которые располагались на сотни километров. Это был «хлеб» ПВО и в те времена мы только догадывались, что «там» происходит. Знали твердо данные аэродрома, так как он был самым близким «запасным».
И вот где-то в году 76-м приехал капитан, старший летчик, летающий на Як-28 и еще на «чем-то». В разговорах потом звучало слово "испытатели"…
У него вышли сроки после отпуска и госпиталя, а у себя он по какой-то причине восстановиться не мог. ( Уже потом мы узнали, что «Яков» у них было всего «звено», одна «спарка». На «Яке» летал командир звена и командир дивизии, в силу каких-то обстоятельств никого в тот момент не было в части, вот он оказался у нас в полку).
Заместитель командира полка посмотрел бумаги, летную книжку и отправил в класс готовиться к полетам. Все что положено ему запланировали, в том числе и самостоятельные полеты. Все бы было нормально, но на «контроле» заместитель возьми и спроси его по каким-то вопросам. Наш гость отвечал на них, но уж очень разброс и точность ответов насторожила. Пошли еще вопросы и все повторилось снова. Тут озадаченный заместитель, понимая, что «задачу» по вводу в строй надо выполнять, после контроля сказал:
- Вот что друг, «контрольные полеты» отлетаешь со мной, а самостоятельно летай у себя дома. Мы запишем тебе все как положено, но самостоятельно, только… у себя.
Потом уже летчики узнали, что основной самолет у него Су-9 или Су-15, а на Яке летает эпизодически, только для поддержки штанов и выполнения каких-то заданий, для чего, собственно и держали в штате Як-28.
Вот так и гулял этот «рассказ про летчика из Сары-Шагана»…
А в 1981 году к нам сели соседи - эскадрилья МиГ-23,так называемых «бешенных» (не знаю почему такое название, но догадывались все) - у них, в Сары-Шагане, шел ремонт полосы. В один из дней, когда у нас была «предварительная подготовка», а эскадрилья гостей летала и из-за производственных дымов им приостановили на время полеты, т.к. видимость стала меньше одного километра, мы сидели на лавочке вместе с ними. И тогда разговаривая на разные темы, кому-то вспомнился «тот старший летчик»… К нашему удивлению, один из пилотов, выслушав рассказ, сказал :
- Так это Я и есть!
Тогда мы и узнали, что Яков уже нет, летает он на МиГ-23, а эпопея Як-28-х закончилась два года назад. Старые самолеты пошли на металлолом, а два борта он успел перегнать на АРЗ город Пушкин.
Вот тогда он и рассказал про свой перелет по маршруту «Сары-Шаган – Пушкин» с маленькими остановками.
Все самолеты в «утиль» сдать не получилось и пришлось перегонять. Командир дивизии поставил задачу, так как он (старший летчик) остался единственный, кто мог это сделать, пришлось лететь. Штурмана нет, дали молодого, который и толком-то на Яке не летал, но видимо допуска были, да и самое главное – опытом и мастерством не отличался. Самолет подготовили, собрали все запчасти с других, и вперед!
Борт боевой и после того, как отошли по маршруту, оказалось что работает только АРК. Более менее по маршруту пролетели, но первая посадка внесла свои коррективы - топлива очень мало, погода стала хуже минимума (если память не изменяет садились они в Йошкар-Оле).
Сделали заход - не попали в створ полосы.
- Сижу я и думаю… на запасной? Уже не хватит…и не работает ничего, штурман молчит, надо все-таки заходить!
Начал кричать на штурмана, почему он не ту кнопку АРК включил, так мы вообще не сядем… ну естественно в выражения не стеснялся, все по-русски ему (штурману ) на первом развороте и выдал.
И тут, почти у траверза, раздается спокойно - обиженный голос штурмана:
-Товарищ капитан! Если вы будете таким тоном со мной разговаривать, я ВАМ ВООБЩЕ НИЧЕГО ВКЛЮЧАТЬ НЕ БУДУ!
Тут я обалдел – понял что попал и причем конкретно.
Топлива может хватит на один заход, что делать? И начинаю ему говорить "елейным" голосом:
- Витенька, я «Больше» не буду! Только включи кнопочку номер 5 на пульте АРК и больше не переключай ничего, ладно?
- Ну, хорошо… – прозвучало по СПУ с явным неудовольствием.
Сели на честном слове, спасибо ГРП и вовремя нажатой кнопке. Рулим по «РД», смотрю на топливомер - а там стрелка почти у «нуля», спина мокрая, даже колени начали дрожать! А тут по СПУ раздается «мурлыканье» штурмана!
Когда сошли на бетон, я долго гонял его вокруг самолета с маской в руках, а встречающие не могли понять «в чем дело?»
Все таки я ему «ВБИЛ» в голову главное – «что летим МЫ вместе и в одном самолете»!
А до Пушкина потом они долетели нормально, повезло с погодой, штурману «урок» пошел в прок, вот только на самолете так ничего и не работало.
Витя Агеев
Кстати, первый кого увидел в Балхаше, был Витя Агеев. Только приехал, возле дома в микрорайоне, подошел невысокого роста, плотный парень в нагольной куртке. Познакомились. Тогда не обратил внимание на еще заметные шрамы на лице. Это уже потом узнал его историю.
Конечно, случай уникальный. Других слов не найти.
С летчиком молодым, он и сам тоже такой же, выполняют первые самостоятельные полеты. То ли видимость чуть хуже стала, то ли еще что-то, но пилот разволновался, забывает выпустить закрылки и, не смотря на команды РП – «Уходи на второй круг!!!», мостится на полосу.
Сел, но только в конце полосы, скорость большая (за 300 км/час), очень… Парашют оборвался, дальше грунт (хорошо, балхашская земля сродни бетону) и мчатся прямо на ближний привод. Витя, видя что стена домика приближается и все увеличивается в размерах, принимает решение и катапультируется. Самолет в этот момент, цепляя столбики ограждения останавливается чуть развернувшись.
А Витя, как «вышел» в кресле, так и опустился на крыло Яка, но вниз головой, только уже с большой высоты. Разбился сильно. Но самое главное выжил! Было это 19 января 1976 года.
Почему запомнилось? Да потому, что он ровно через год вылетел уже с нами и тоже 19 января!!!
Лечился долго, слава богу здоровьем бог не обидел, потом «мумие» (местная лечебная мазь) помогло, которое Витя сам где-то доставал. Конечно, про полеты никто не говорил, да и честное слово верилось с трудом, что после такого можно еще и летать!
На ПДС еще долго хранилось его ЗШ-3, со следами крови и такой вмятиной, что просто не верилось, что можно просто остаться живым в такой ситуации.
Но время шло, Витька снимал потихоньку гипс, костыли менял на палочку, потом и ее оставил. Кстати, насчет костылей Витя сам рассказывал потом случай…
Где-то в компании отдыхали, на другой стороне города. Витя, как положено, приехал на такси, костыли…пока поднялся, сами понимаете в каком виде предстал перед честной компанией. Праздник длился долго и уже глубокой ночью, то ли после ссоры, то ли еще после чего, народ схватился – а где Агеев?
Все обыскали – нет нигде. Куда мог деться? Костыли стоят в углу, а его нет? Поехали к нему домой. Витя спокойно спит дома!
Оказывается, «обидевшись» - решил идти домой, а про костылики не вспомнил. И пешком, ночью, через весь город пришел домой! После этого стал ходить с палочкой.
Пришло время ехать на ВЛК в Алма-Ату. «Добрый» хирург подписывая направление в ЦНИАГ, просто нарисовал картину – «спишут, уволят, дадут пенсию!» Молодой, а уже пенсия! С тем и попрощались.
На досмотре в аэропорту раздели бдительные менты почти догола, т.к. звенел постоянно проходя через «рамку безопасности». Только потом, когда вспотевшие милиционеры хотели снять последнее, что на нем оставалось и продолжить «осмотр», Витя вспомнил про штырь железный в ноге!
В Москве, в госпитале, повезло с врачом - хирургом. Молодой, перспективный, пишет диссертацию. На вопрос – «Летать хочешь»? – ответил: –«ДА»! А еще через месяц поехал в обратном направлении. Тот же самый главный хирург в Алма-Ате был очень рад такому быстрому возвращению:
- Ну вот видишь, что я говорил? Все закончилось! Нормально! Теперь уволишься и начнешь новую жизнь на пенсии!
Раскрывает медицинскую книжку, читает и чуть не сползает со стула. А там черным по - белому написано:
- «Допускается к полетам…с освидетельствованием в ЦНИАГ через год!!!».
Так Витя начал летать снова. Кстати, потом заменился Белоруссию, потом в Карши. Уже, к сожалению, не было времени у обоих, встретились в году 87 в Бобровичах (Витя был проездом). Главное – жив, здоров!
Что будем пить?
Еще немного про Витю… Сам он был, если не ошибаюсь с Украины. И вот как-то после полетов возвращались в субботу днем домой. Время раннее - три часа. Поднимаемся по лестнице (он жил этажом выше нашей холостяцкой квартиры), Витя говорит:
- Саш пошли ко мне. Там мне подарок прислали, попробуем.
Настроение у него было не важное, кажется, разводился или дело шло к этому. Сели на кухне, он достал сало с холодильника, хлеб и вышел в комнату. Заходит, в руках держит две бутылки из под болгарского коньяка «Плиска».
- Что будем?
-А что есть разница?
- Есть! Это матушка самогон прислала, хороший! Вот в этой бутылке (вытягивает руку и читает какую-то надпись) – «Голова соображает, а ноги не ходят», а тут (удостоверяется) наоборот – «Ноги ходят, голова не соображает». Ну так что?
Суббота, день. Выбрали первую. Значения не придал, подумал - шутка. Часок посидели, поговорили, «приговорили», «полетали»…
Собираюсь домой, а Витя сидит…Встаю, а ноги действительно не идут! Такое впечатление, что ноги ватные и шагу ступить нельзя. Он смеется!
- Что я тебе говорил?
Потихоньку спустился на этаж ниже к себе домой. Когда уходил, Витек отдал вторую бутылку со словами – «пусть ребята попробуют». Пришел еле-еле. Голова абсолютно трезвая, а ноги не ходят! Ребята тоже пришли с работы. Решил прилечь поспать до вечера. Ну а так как наступил субботний вечер, мужики собрались «отдыхать», меня не будили, взяли бутылку «Плиски» и ушли. Когда проснулся, идти догонять своих не хотелось, остался дома.
Утром, когда все проснулись, попытка вспомнить - «где были?» -с первой попытки не удалась (называли разные места). Долго вспоминали - где были? Но то, что первую они выпили «маленькую» бутылочку запомнили, а вот дальше?
Как Вы летаете, командир, не пойму?
В полку аврал! Приезжает комиссия с Москвы (если не ошибаюсь, начальник штаба ВВС или что-то в этом роде). Приготовили для показа два самолета, два экипажа. Всех летчиков переодели в сапоги и портупеи…ждем,с!
Вместо «раннего утра», только в обед показался самолет, важно вышли начальники…началось! Нас, летный состав, как положено – спрятали по классам, если будет желание у генералов «побеседовать», вот мы тут рядышком! Нет, все поехали на стоянку в 1-ю авиационную эскадрилью.
Подходит генерал-полковник (фронтовик, кажется звезда Героя, а может и не было, но звезд на погонах много, а уж лампасов в свите тоже хватает).
Первый показывали Як-28Р.
Валера Росляков со штурманом четко доложили все про цель в Китае :
- …иду вдоль дороги в стороне, близко не подхожу к колонне… фотографирую с разворота, снижаюсь на предельно-малую, отстреливаю ИПП (ловушки)…
Генерал выслушал, но по виду недоволен остался, хмурится. Потом говорит:
- Что-то я не пойму? Как Вы летать собрались? Все где в стороне, из-за угла… Вот я на Ил-2! Зайдешь вдоль колонны немцев вдоль дороги, как на.... бомбами, а потом из пушек! На втором заходе эРэСы пустишь, а сам еще снижаешься и… винтом по головам!!! А Ты капитан, что-то из-за бугра, да подальше, еще и победить хочешь? Нет, не пойму!
Пошли смотреть МиГ-25. Ну, там все нормально. Кажется, Толя Лопатин, четко доложил про «ближний космос», скорость…высота…победа!
Генерал такими цифрами остался доволен. Поехали в класс, поговорим с летным составом…
Комадующий ВВС САВО и Ю.А. Крейс
Сидим ждем, начальники волнуются…Заходят. Командир представляет замес- тителей, потом первую эскадрилью. Капитан Крейс Ю.А. (заместитель командира эскадрильи) был за командира. Встает, докладывает:
- Исполняющий обязанности командира эскадрильи капитан…
- А в чем дело? Замкомэска и капитан? (обращается одновременно и к командиру и командующему).
Р.S. Немного подробней - почему Юрий Андреевич носил капитанские погоны. В свое время переучиваясь на МиГ-25, ночью в первых полетах, выполнил посадку на «живот». Как летчик – отличный, как человек – замечательный. Но случилось. Бывают совпадения и его, в этом случае, никто особо не винил. Решил уйти на второй круг и чуть поторопился с уборкой шасси, дал обороты и сразу шасси на уборку… МиГ, конечно, чуть просел, шасси начали складываться и в этот момент легкое касание. Обороты на малый газ, посадка. Самолет слегка помялся, но факт есть факт. Разобрались, наказали.
А командующий (генерал Белоножко) – все помнил! И что бы списать борт официально (не портил статистику и отчеты) его надо было поднять в воздух хоть один раз, тогда самолет не потерян безвозвратно.
Вот тогда Белоножко и сказал ту, запомнившуюся всем, фразу :
- Крейс! «Майора» получишь, когда борт облетаешь! Понял?
Самолет поставили в ЖБУ и стал он хорошим «донором», поснимали все что можно, один фюзеляж пылится. Юрию Андреевичу уже комэской надо было быть, и других кандидатов не наблюдалось, да и будем говорить честно, лучше него пилота не было в первой АЭ, но…облета не планировалось!)
- Ну так что? - генерал вопрошающе смотрит на командующего.
Командующий, немного полноватый, розовощекий, растерялся и неуверенно что-то попытался ответить. Генерал опять командным голосом наседает, в надежде получить ответ.
- Что летчик плохой?
Тут уже командир полка Тимченко добавил :
- Нет, летчик хороший и командир тоже, готовый командир эскадрильи!
- Так почему не назначаете? Почему в капитанах ходит?
Командующий подошел поближе и тихим голосом говорит:
- Я же Вам докладывал, там…ну это…
Напоминает про посадку.
- А причем здесь эта посадка? Сколько время прошло? Если не достоин, тогда снимайте с должности!
- Достоин, Достоин!!!
- Тогда отправляйте документы на майора!!!
- Есть! Так точно!
Тут подошла очередь нашей эскадрильи, второй. Встает Всеволод Иваныч Горбашевский, тоже замкомэска, докладывает. Генерал опять вопросы задает:
- А почему в академии не учишься?
Вообщем, почти «договорились» о поступлении, а мы (зеленые лейтенанты) были рады больше всех, так как нас Сева порол нещадно.
Все - наговорились, выходят в коридор. Мы только присели, вдруг дверь резко открывается и командующий (не заходя в класс, только просунув голову) четким командным голосом, сопровождаемый комбинацией из трех пальцев, бросает фразу:
- Крейс! Вот Ты у меня майора получишь пока не облетаешь…
И побежал догонять генерала! Кстати, «майора» Ю.А. Крейс получил довольно скоро, пока Белоножко был в отпуске, в штабе подписали представление. Но когда прилетел командующий, а Крейс в погонах майора предстал перед ним, тот не удержался и напомнил про облет.
Р.S. Борт тот был облетан именно Ю.А. Крейсом. Я уезжал по замене в 81-м, а борт стоял в ТЭЧ и потихоньку приобретал первоначальный вид. После облета самолет был списан…
Прилет Маршала Кутахова П.С.
Как-то в апреле полк «затрясло». Через день – два ожидается прилет Главкома ВВС Маршала Кутахова П.С. Судя по характеру «тряски» было всем понятно, что не специально к нам с проверкой, а как бы попутно.
Гарнизон у нас хороший – траву стричь не надо (не растет), подметать территорию – аналогично (ветерок каждый день дует дай бог). Форму одежды определили – строевая, построение на аэродроме. Хорошо, что прилет Главкома не растянулся на всю неделю. Завтра прилетает!
Мне так вообще повезло – заступил на «вышку». Сел себе на КДП и смотрю сверху на все «телодвижения» личного состава на стоянке прилетающих.
С утра , ясное дело, суета зашкаливала. Командир решил построить для встречи летный состав, техников – подальше на стоянку, мол работают, но в «готовности». Часа два «репетиция» и отпустили на «высотку», в класс – ждать прилета.
Тишина. Самолета нет. Время подходит к обеду. Народ в автобус и на обед. Самому обед пришлось пропустить, обещали привезти, но… забыли. Придремал малость…
Где-то уже после 14.00 звонит на КДП гражданский диспетчер и выдает «новость»:
- Тут какой-то борт с запада летит, Ту-154. Вроде к нам, но у меня в плане нет. Может это Ваш, кого вы ждете? Его удаление – 150 км. Уточняйте по своей линии.
Быстро разобрались – точно «наш» борт. Через 5 минут примчал командир (Тимченко Ю.А.) на газике с заместителями. Быстро построили летчиков и началась «предполетная подготовка». Борт уже на подходе, еще минут 15-20 и посадка.
Смотрю с КДП - подполковник Муфазалов (первый зам.) «регулирует» пилотов, потом, «как с низкого старта» рванул к нам на «вышку». Забегает на КДП и выдает:
- Жибров! Покажи галстук!
Мы обычно «дежурным летчиком» заступали в ЛТО, а тут, по такому случаю, тоже «в сапогах» заставили дежурить.
Муфазалов подходит ко мне, посмотрел мой галстук и , без всяких объяснений, говорит:
- Снимай галстук!
Снял. Отдал. А взамен получил его и такой… засаленный, что слов нет.
Поясню… Была фишка у Муфазалова одна – он при любом случае, но особенно на строевых смотрах, «порол» летчиков за галстуки! Причем всегда приговаривал, что из такого галстука можно борщ варить и мяса не надо.
А тут сам «прокололся». Вообщем сижу на КДП, держу в руках галстук для «борщевого набора».
«Тушка» заходит на посадку. Села. Зарулила на перрон к «гражданам». Там городские власти, каравай с хлебом, короче – торжественная встреча, но через 5 минут колонна «газиков» двинулась к КДП. Ну, тут все готово. Встретили.
Пал Степаныч, по традиции, обошел всех летчиков, задал несколько вопросов. Улыбается – значит довольный!
Была у Кутахова привычка (про нее мы все знали хорошо) – возьмет за портупею, чуть потянет на себя и как «звезданет» кулаком в грудь! Обычно, от таких проявлений хорошего настроения Главкома, у летчика на груди оставался красноватый след, т.к. кулак приходился всегда на верхнюю пуговицу кителя. Не больно, но память оставалась! В это раз Володе Остапенко досталось. Потом, в классе, с гордостью показывал на груди легкое прикосновение кулака Главкома.
«Беседа» с летным составом была недолгой. Подъехали три-четыре черные «Волги» и вся свита уехала в сторону города. Какие уж там были указания – не знаю, но с окончанием «рабочего дня» - все спокойно уехали домой. Начальство – в штаб, мы (группа руководства)- сидим на КДП, ждем,с…
На ужин опять не попал… Заведующая даже говорить не хотела, стол накрыт для Главкома. Все потом!!!
Уже к 22.00 на КДП приехал командир с заместителями, комбаты. Видимо позвонили, что скоро будет вылет.
«Добро» диспетчер получил, вылет по готовности на Алма-Ату. Минут 15 подождали, смотрим – возле «Тушки» кавалькада машин – приехал, Пал Степанович! Еще через 5 минут борт запросил «запуск» - красота!
Борт запустил. Взлет и пошел на Алма-Ату. Начальство все сидит на КДП. Ждут, когда «управление» передадут. Тут уже Муфазалов не выдерживает и говорит:
- Борт запросите, пусть связь по направлению доложит!
Сделали. Получили подтверждение и все сразу, сев в «газики» умчались в … столовую!
Пока пешком пришел туда, а там уже «отмечают» отлет Главкома. Заведующая «грудью» закрыла дверь – понятно, летный зал занят! Сел в техническом, принесли ½ гуся жаренного, «компот», тоже «½», с извинениями за «пропущенный обед и ужин». Пришел на КДП отдыхать.
А банкет в летном зале длился долго…