Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня ещё немного об университете, где я училась в Италии.
Я, конечно, понимаю, что сейчас обучение в вузах в России не такое, как было, когда училась я (2000-2005). Столько всяких "институтов" понаоткрывалось, и в настоящих вузах много где за деньги зачёты получают и экзамены "сдают", ну вы сами знаете, думаю, не хуже меня. И ещё разделение по европейской модели на бакалавра и мастера. Когда я училась, это ещё не ввели. Но верю и знаю, что на серьезных факультетах в серьезных вузах сохранилось качество и абсолютно серьезный подход.
Но вот когда я начала учиться в итальянском университете в Бергамо в 2012 году, я имела возможность оценить разницу между полученным мною в России высшим и их системой. Сразу оговорюсь, что я только про свой двухлетний курс мастера в туризме говорю, а вовсе не обобщаю всё итальянское образование. Конечно же, тут есть куча серьезнейших вузов и факультетов, дающих высочайшего уровня образование.
О моём курсе: на него можно было попасть без вступительных экзаменов. Зачисление проводилось онлайн только на основании всяких разных документов об образовании и уровне знания английского - этот курс был на английском языке - и мотивационного письма.
Как я увидела уже после начала учёбы, предыдущее образование бакалавра моих однокурсников не имело особого отношения к этому мастеру. Соответственно, их зачислили просто на основании желания студентов. Опять же, уровень владения английским тоже был только формальностью: из всей оравы из Бангладеша только 3-4 человека хорошо владели языком.
Главным отличием для меня был уровень самостоятельности и самоорганизации студентов. В итальянском университете он намного выше. В одну сессию каждый экзамен можно сдать или попробовать сдать 3-4 раза. У каждого студента есть свой аккаунт на сайте университета, там представлен список экзаменов с датами, студент регистрируется онлайн. Несданные экзамены - "долги" - в каждую новую сессию представлены наряду с новыми дисциплинами за последний семестр. То есть экзамен можно сдать и через два года после прохождения предмета. Если бы я так училась в России, меня бы отчислили после первого же курса, это сто процентов. Я растянула свой двухлетний мастер на пять лет! Потому что не жила всё время в Бергамо и не посещала лекции, соответственно. Да и просто особо не парилась.
Что касается самих предметов, то примерно треть из них никак не относилась к курсу "Планирование и управление в туризме". Самый яркий для меня пример, который я помню до сих пор - фильмология. Когда я вернулась из гор после зимы и спросила девчонок-сокурсниц, что я пропустила, они сказали, что ничего не пропустила. Была фильмология. Что, серьезно, фильмология? Что, на самом деле нужно изучать, как зародился кинематограф, для управленческих позиций в туризме? Кажется, будто больше нечем было заполнить учебный план.
Ох, сдача экзаменов - вообще отдельная тема. Несколько экзаменов я сдала, не прочитав ни одного учебника! Реально, правда. Видела какие-то слайды по предмету, там половина без контекста непонятны, естественно. На устном экзамене просто рассказывала какую-то ерунду или из серии "а вот в Москве…", и всё - баллов 26 дают (максимум - 30 баллов, 26 - отличная оценка). Понятно, что это всё гуманитарные дисциплины, к экономике мне всё же пришлось готовиться.
И была одна вещь, которая меня поразила. И это опять Бангладеш. Им вообще ничего не надо было делать и хоть как-то напрягаться. Своими ушами слышала, пока стояла возле кабинета и ждала своей очереди на экзамен, как преподавательница задавала вопросы одному студенту из Бангладеша. "Были ли вы раньше в Италии? Вам тут нравится? Вы были в других городах или только в Бергамо? А что именно вам нравится? А кухня итальянская нравится?". Всё. Это весь экзамен.
Я сижу перед преподавателем, она открывает книгу из курса и спрашивает, как я прокомментирую такой-то абзац. Я сижу, смотрю на неё и думаю, да ладно! Я же тоже не итальянка, давай, спроси меня, нравится ли мне Италия! Где я была и ела ли пиццу, давай! Но я не из Бангладеша, мой экзамен был реальный. Ну и где справедливость? Прямо расизм какой-то.
Так что, с одной стороны, по опыту могу сказать, что самой решать, когда и какой сдавать экзамен - очень удобно, а с другой, у меня вместо двух лет в такой системе пять получилось, это было слишком. А вы как думаете?