Найти в Дзене

Секретные тайны Крыма , которые скрывают от нас каждый день

Оглавление

Крым, занимающий важнейшее место в центре Чёрного моря, всегда был лакомым куском, за обладание которым велись кровавые войны и подковёрные интриги.

Вполне естественно, что с годами полуостров обрастал крепостями, укреплениями, тайниками и секретными объектами. «Крымский журнал» решил рассказать о некоторых таких объектах. Но стоит предупредить: посещение большинства из них может быть опасно для жизни и здоровья.

-2

«Алсу»

Заброшенный запасной командный пункт (ЗКП) Черноморского флота, официально значащийся как «Объект 221» и известный у местных жителей как «Алсу», пожалуй, является эталоном секретности.

Громадный подземный бункер в скале Алсу у горы Гасфорта, под Севастополем, начали строить в 1977 году из-за опасений ядерного удара по главной базе ЧФ.

-3

Основная задача ЗКП заключалась в обес­печении управления флотом для нанесения ответного удара. Кроме того, «Объект 221» должен был стать и убежищем для семей офицеров Черноморского флота. Гигантские бункеры под скалами были способны укрыть до 10 тысяч человек.

многие секретные военные объекты в Крыму заброшен­ными не являются. Часть из них не прекращала работу, часть — была вос­становлена.

Интересно подошли к решению вопроса маскировки грандиозного строительства: официально у скалы Алсу функционировал оборонный НИИ, этим объяснялись и строительство, и усиленная охрана. Вход в тоннели (точнее, въезд) располагался при этом в бутафорском бетонном корпусе этого самого НИИ.

Строительство «Объекта 221» так и не успели завершить — в 1992 году его забросили при 90-процентной готовности. Сейчас некоторые турфирмы водят в «Алсу» экскурсии, в то время как сам бункер постепенно растаскивают на металл.

Хранилище атомных бомб
Хранилище атомных бомб

Словосочетание «секретная советская ядерная база» давно стало привычным штампом в кино и компьютерных играх. В Крыму же есть возможность посетить такую базу в реальности. Однако это не авиабаза в посёлке Багерово (Ленинский район). Хотя там и базировались носители атомных бомб, большого интереса диспетчерская вышка и взлётная полоса не представляют. Речь идёт о подземной базе в урочище Кизилташ, под Судаком, — «Объекте 76».

-5

Это был не банальный «склад атомных бомб», а полноценный завод по их сборке, настоящий подземный город. Дело в том, что ядерные боеприпасы первых поколений были не только дорогостоящими хрупкими устройствами, но и не могли долго храниться в снаряжённом виде. Их требовалось собирать непосредственно перед использованием. Один из таких «пунктов сборки» и был создан в урочище Кизилташ (между Судаком и Феодосией). Впрочем, его использовали и после того, как с развитием технологий надобность в сборке бомб перед их применением исчезла. Здесь разбирали и утилизировали боеголовки.

-6

«Объект 76» был рассчитан на выживание даже в случае ядерного удара. Базу защищали и толща земли, и размеры самого сооружения. основная и резервная электроподстанции находились достаточно далеко друг от друга, для того чтобы по крайней мере одна из них уцелела при поражении объекта ядерной боеголовкой

-7

«Объект 76» состоит из четырёх подземных штолен (центральной, 7-а, 7-б, 7-в) и множества вспомогательных помещений. Центральная штольня, например, это громадная «подкова» длиной около двух километров. База была рассчитана на выживание даже в случае ядерного удара. Её защищали и толща земли, и размеры самого сооружения. Основная и резервная электроподстанции находились достаточно далеко друг от друга, для того чтобы по крайней мере одна из них уцелела при поражении базы ядерной боеголовкой.

-8

Подход к охране тоже был классическим для «секретной базы» из фильмов. Периметр «Объекта 76» охраняли вооружённые патрули с собаками, а лес контролировали хитроумные датчики, способные засечь не только человека, но и мелкое животное вроде зайца. Более того, посёлок Краснокаменка, обслуживающий базу, официально значился как «Феодосия-13», «Симферополь-32» или «Предприятие абонентский ящик 105». Да и сама гора Кизилташ не была обозначена на открытых картах.

Военные покинули базу в 1996 году. Однако на территории бывшего «Объекта 76» до сих пор остаются два охраняемых могильника с радиоактивными материалами. Остальную территорию секретного объекта фактически забросили.

Военный спецкомбинат № 1 — подземная электростанция под Севастополем, если верить ряду сообщений, продолжает работать по прямому назначению  и тщательно охраняется. Станцию косми­ческой связи  в Школьном,  под Симферополем, недавно начали восстанавливать, так что пытаться её посетить не стоит — у часовых с чувством юмора плохо.
Военный спецкомбинат № 1 — подземная электростанция под Севастополем, если верить ряду сообщений, продолжает работать по прямому назначению  и тщательно охраняется. Станцию косми­ческой связи  в Школьном,  под Симферополем, недавно начали восстанавливать, так что пытаться её посетить не стоит — у часовых с чувством юмора плохо.

«Сотка»

Ещё один тип «секретного объекта» — тайная ракетная база. Что ж, под Севастополем можно найти и такое. «Объект 100», или, как называют его местные жители, «Сотка», — это батарея береговых противокорабельных ракет, размещённая под Севастополем.

Строительство «Сотки» закончили в 1956 го­ду. В горах у сёл Оборонного и Резервного появились две пусковые площадки, с каждой из которых могло стартовать по четыре крылатых ракеты. Несмотря на то что расстояние между площадками составляло почти шесть километ­ров, они были соединены подземными тоннелями: к каждой пусковой от укрытого под скалой общего хранилища шёл тоннель. По рельсам, проложенным в этих тоннелях, ракеты и подавались на стартовые площадки. Пусковые установки размещались на высоте около полукилометра над уровнем моря, что существенно увеличивало дальность стрельбы. Ещё выше располагались станции наведения, также укрытые бетоном и толщей скалы. При этом ни одно из сооружений «Сотки» не просматривалось с моря.

Жизнь «Сотки» оказалась более чем насыщенной. Здесь регулярно проводились ракетные стрельбы, сам комплекс постоянно модернизировали. В конце 1960-х — начале 1970-х его вообще серьёзно перестроили: теперь на площадках стояли пусковые установки, похожие на те, что несли советские ракетные крейсера. «Сотка», будучи секретным объектом, даже засветилась в кино: в фильме «Одиночное плавание» она изображала тайную американскую ракетную базу на отдалённом острове.

В 1996 году, во время раздела Черноморского флота, «Сотка» досталась Украине. Комплекс постепенно приходил в упадок, несмотря на то что в 2009-м даже была предпринята попытка его восстановить.

После присоединения Крыма к России удалось реконструировать ту часть «Сотки», которая расположена в Резервном. Позиции в селе Оборонном восстановлению не подлежат, так что попасть туда сейчас относительно просто. Однако забредать на охраняемую территорию всё же не стоит.

За бортом обзора «КЖ» осталась атомная электростанция в Щёлкино. Во-первых, она не представляет (да никогда и не представляла) особой тайны, а во-вторых, ско­ро Крымская АЭС прекратит своё существование. Уже принято решение о её полном демонтаже.
За бортом обзора «КЖ» осталась атомная электростанция в Щёлкино. Во-первых, она не представляет (да никогда и не представляла) особой тайны, а во-вторых, ско­ро Крымская АЭС прекратит своё существование. Уже принято решение о её полном демонтаже.

Форт Тотлебен

Защитить Крым стремились и в царские времена. После поражения в Крымской войне Российская империя лишилась права иметь на Чёрном море военный флот. Это делало уязвимым не только Крым, но и побережье Азовского моря. В связи с этим было решено перекрыть Керченский пролив огнём береговых батарей. Работы по созданию укреп­лений начались сразу после войны — в 1856-м. А к 1872 году строительство крепости, главный форт которой получил имя «Тотлебен» (не путать с фортом Тотлебен в Кронштадте) было завершено. Пушки береговых батарей не оставляли шансов вражеским кораблям прорваться между косой Тузла и мысом Ак-Бурун (побережье Керченского пролива).

После революции в крепости находился склад бое­припасов и базиро­вался дисцип­ли­нарный батальон Черноморского флота — попросту говоря, военная тюрьма.

Сейчас же на территории крепости действует историко-культурный заповедник. По подземельям даже водят официальные экскурсии. Впрочем, большая часть тоннелей до сих пор не исследована. Посещать их не рекомендуется — сапёры каждый год находят в крепости сотни снарядов и мин.

Сверхсекретный в своё время и интереснейший «Объект 825-ГТС» в Севастополе стал знаменитым музеем. Теперь там не стоят подводные лодки. Зато можно ознакомиться с историей холодной войны и подводных сил Черноморского флота. 
Сверхсекретный в своё время и интереснейший «Объект 825-ГТС» в Севастополе стал знаменитым музеем. Теперь там не стоят подводные лодки. Зато можно ознакомиться с историей холодной войны и подводных сил Черноморского флота. 
«Бочка смерти»
«Бочка смерти»

Над Серебряным пляжем, под Севастополем, нависает ещё одно уникальное береговое укрепление — «бочка смерти» форта Южная Балаклава.

Полукруглая конструкция из листовой брони с бойницами в полу и стенах контролировала все подходы к форту со стороны моря и должна была позволить защитникам форта безнаказанно обстреливать врага на пляже. Причём первоначально таких огневых точек было две, затем бетонное основание второй разрушилось — и многотонная «бочка» рухнула на пляж.

-13

Согласно городской легенде, в этой «бочке» расстреливали красных комиссаров. Косвенно эту легенду подтверждает множество пулевых отметин на внутренней стороне бочки на высоте головы, однако документальных свидетельств нет.

В настоящее время «бочка» внушает определённые опасения — бетонное основание растрескалось. Не исключено, что укрепление может повторить судьбу второй огневой точки. При этом сегодня Сереб­ряный пляж — популярное место отдыха… Рядом с «бочкой» расположены бетонные казематы самого форта Южная Балаклава, которые хотя и любопытны, но не столь уникальны, как мрачная «бочка смерти