Крым, занимающий важнейшее место в центре Чёрного моря, всегда был лакомым куском, за обладание которым велись кровавые войны и подковёрные интриги.
Вполне естественно, что с годами полуостров обрастал крепостями, укреплениями, тайниками и секретными объектами. «Крымский журнал» решил рассказать о некоторых таких объектах. Но стоит предупредить: посещение большинства из них может быть опасно для жизни и здоровья.
«Алсу»
Заброшенный запасной командный пункт (ЗКП) Черноморского флота, официально значащийся как «Объект 221» и известный у местных жителей как «Алсу», пожалуй, является эталоном секретности.
Громадный подземный бункер в скале Алсу у горы Гасфорта, под Севастополем, начали строить в 1977 году из-за опасений ядерного удара по главной базе ЧФ.
Основная задача ЗКП заключалась в обеспечении управления флотом для нанесения ответного удара. Кроме того, «Объект 221» должен был стать и убежищем для семей офицеров Черноморского флота. Гигантские бункеры под скалами были способны укрыть до 10 тысяч человек.
многие секретные военные объекты в Крыму заброшенными не являются. Часть из них не прекращала работу, часть — была восстановлена.
Интересно подошли к решению вопроса маскировки грандиозного строительства: официально у скалы Алсу функционировал оборонный НИИ, этим объяснялись и строительство, и усиленная охрана. Вход в тоннели (точнее, въезд) располагался при этом в бутафорском бетонном корпусе этого самого НИИ.
Строительство «Объекта 221» так и не успели завершить — в 1992 году его забросили при 90-процентной готовности. Сейчас некоторые турфирмы водят в «Алсу» экскурсии, в то время как сам бункер постепенно растаскивают на металл.
Словосочетание «секретная советская ядерная база» давно стало привычным штампом в кино и компьютерных играх. В Крыму же есть возможность посетить такую базу в реальности. Однако это не авиабаза в посёлке Багерово (Ленинский район). Хотя там и базировались носители атомных бомб, большого интереса диспетчерская вышка и взлётная полоса не представляют. Речь идёт о подземной базе в урочище Кизилташ, под Судаком, — «Объекте 76».
Это был не банальный «склад атомных бомб», а полноценный завод по их сборке, настоящий подземный город. Дело в том, что ядерные боеприпасы первых поколений были не только дорогостоящими хрупкими устройствами, но и не могли долго храниться в снаряжённом виде. Их требовалось собирать непосредственно перед использованием. Один из таких «пунктов сборки» и был создан в урочище Кизилташ (между Судаком и Феодосией). Впрочем, его использовали и после того, как с развитием технологий надобность в сборке бомб перед их применением исчезла. Здесь разбирали и утилизировали боеголовки.
«Объект 76» был рассчитан на выживание даже в случае ядерного удара. Базу защищали и толща земли, и размеры самого сооружения. основная и резервная электроподстанции находились достаточно далеко друг от друга, для того чтобы по крайней мере одна из них уцелела при поражении объекта ядерной боеголовкой
«Объект 76» состоит из четырёх подземных штолен (центральной, 7-а, 7-б, 7-в) и множества вспомогательных помещений. Центральная штольня, например, это громадная «подкова» длиной около двух километров. База была рассчитана на выживание даже в случае ядерного удара. Её защищали и толща земли, и размеры самого сооружения. Основная и резервная электроподстанции находились достаточно далеко друг от друга, для того чтобы по крайней мере одна из них уцелела при поражении базы ядерной боеголовкой.
Подход к охране тоже был классическим для «секретной базы» из фильмов. Периметр «Объекта 76» охраняли вооружённые патрули с собаками, а лес контролировали хитроумные датчики, способные засечь не только человека, но и мелкое животное вроде зайца. Более того, посёлок Краснокаменка, обслуживающий базу, официально значился как «Феодосия-13», «Симферополь-32» или «Предприятие абонентский ящик 105». Да и сама гора Кизилташ не была обозначена на открытых картах.
Военные покинули базу в 1996 году. Однако на территории бывшего «Объекта 76» до сих пор остаются два охраняемых могильника с радиоактивными материалами. Остальную территорию секретного объекта фактически забросили.
«Сотка»
Ещё один тип «секретного объекта» — тайная ракетная база. Что ж, под Севастополем можно найти и такое. «Объект 100», или, как называют его местные жители, «Сотка», — это батарея береговых противокорабельных ракет, размещённая под Севастополем.
Строительство «Сотки» закончили в 1956 году. В горах у сёл Оборонного и Резервного появились две пусковые площадки, с каждой из которых могло стартовать по четыре крылатых ракеты. Несмотря на то что расстояние между площадками составляло почти шесть километров, они были соединены подземными тоннелями: к каждой пусковой от укрытого под скалой общего хранилища шёл тоннель. По рельсам, проложенным в этих тоннелях, ракеты и подавались на стартовые площадки. Пусковые установки размещались на высоте около полукилометра над уровнем моря, что существенно увеличивало дальность стрельбы. Ещё выше располагались станции наведения, также укрытые бетоном и толщей скалы. При этом ни одно из сооружений «Сотки» не просматривалось с моря.
Жизнь «Сотки» оказалась более чем насыщенной. Здесь регулярно проводились ракетные стрельбы, сам комплекс постоянно модернизировали. В конце 1960-х — начале 1970-х его вообще серьёзно перестроили: теперь на площадках стояли пусковые установки, похожие на те, что несли советские ракетные крейсера. «Сотка», будучи секретным объектом, даже засветилась в кино: в фильме «Одиночное плавание» она изображала тайную американскую ракетную базу на отдалённом острове.
В 1996 году, во время раздела Черноморского флота, «Сотка» досталась Украине. Комплекс постепенно приходил в упадок, несмотря на то что в 2009-м даже была предпринята попытка его восстановить.
После присоединения Крыма к России удалось реконструировать ту часть «Сотки», которая расположена в Резервном. Позиции в селе Оборонном восстановлению не подлежат, так что попасть туда сейчас относительно просто. Однако забредать на охраняемую территорию всё же не стоит.
Форт Тотлебен
Защитить Крым стремились и в царские времена. После поражения в Крымской войне Российская империя лишилась права иметь на Чёрном море военный флот. Это делало уязвимым не только Крым, но и побережье Азовского моря. В связи с этим было решено перекрыть Керченский пролив огнём береговых батарей. Работы по созданию укреплений начались сразу после войны — в 1856-м. А к 1872 году строительство крепости, главный форт которой получил имя «Тотлебен» (не путать с фортом Тотлебен в Кронштадте) было завершено. Пушки береговых батарей не оставляли шансов вражеским кораблям прорваться между косой Тузла и мысом Ак-Бурун (побережье Керченского пролива).
После революции в крепости находился склад боеприпасов и базировался дисциплинарный батальон Черноморского флота — попросту говоря, военная тюрьма.
Сейчас же на территории крепости действует историко-культурный заповедник. По подземельям даже водят официальные экскурсии. Впрочем, большая часть тоннелей до сих пор не исследована. Посещать их не рекомендуется — сапёры каждый год находят в крепости сотни снарядов и мин.
Над Серебряным пляжем, под Севастополем, нависает ещё одно уникальное береговое укрепление — «бочка смерти» форта Южная Балаклава.
Полукруглая конструкция из листовой брони с бойницами в полу и стенах контролировала все подходы к форту со стороны моря и должна была позволить защитникам форта безнаказанно обстреливать врага на пляже. Причём первоначально таких огневых точек было две, затем бетонное основание второй разрушилось — и многотонная «бочка» рухнула на пляж.
Согласно городской легенде, в этой «бочке» расстреливали красных комиссаров. Косвенно эту легенду подтверждает множество пулевых отметин на внутренней стороне бочки на высоте головы, однако документальных свидетельств нет.
В настоящее время «бочка» внушает определённые опасения — бетонное основание растрескалось. Не исключено, что укрепление может повторить судьбу второй огневой точки. При этом сегодня Серебряный пляж — популярное место отдыха… Рядом с «бочкой» расположены бетонные казематы самого форта Южная Балаклава, которые хотя и любопытны, но не столь уникальны, как мрачная «бочка смерти