Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Что такое деконструкция сюжета?

Оглавление

Продолжаем рассказывать о том, как устроена внутренняя «кухня» писателя и какие приемы используют эти изобретательные люди, чтобы нам с вами не было скучно.

Термин «деконструкция» теоретически обосновал в 1967 году французский философ-постмодернист Жак Деррида. Означал он в широком смысле новое понимание чего-нибудь через разрушение стереотипов и канонов или через включение старого явления в новый контекст.

-2

В литературоведении под деконструкцией понимают писательский прием, в рамках которого письменная традиция, жанр или типаж персонажа подается с какой-нибудь непривычной или неожиданной стороны.

Вообще это работает как минимум двумя способами.

Во-первых, писатель может взять какую-нибудь литературную условность или фантастическую деталь, а затем показать как она сработала бы (или чаще не сработала) в реальной жизни с реальными людьми.
Пример: «Дон-Кихот» Сервантеса пародирует и деконструирует рыцарские романы, показывая их ненормальность и неестественность применительно к реальной жизни.
Во-вторых, автор может пофантазировать, чтобы показать как в реальной жизни могли сложиться обстоятельства, чтобы данный фантастический элемент или условность стали возможны.
Пример: комикс «Хранители» Алана Мура впервые показал, как до жизни супергероев могли докатиться обычные полицейские без суперспособностей, а также что с людьми делает факт их пребывания как бы над законом — даже в благих целях (спойлер: абсолютно ничего хорошего)

Вот ещё несколько примеров.

«Госпожа Бовари», Густав Флобер

То же что и «Дон-Кихот», но применительно к французским любовным романам. Главная героиня увлекается разного рода романтическим чтивом и пытается выстроить жизнь в соответствии с канонами подобной литературы.

-3

Все это, естественно, не приводит ни к чему хорошему. Даже собственное самоубийство, которое она пытается обставить как нечто возвышенное, выглядит пошлым и нисколько не эстетичным.

«Янки при дворе короля Артура», Марк Твен

-4

Деконструкция легенд артуровского цикла. В реальной жизни король и его рыцари не более чем грубые варвары / неотесанные олухи, а Мерлин лишь завистливый старик-шарлатан. Причем все они пасуют перед заурядными для нас технологиями позапрошлого века.

«Понедельник начинается в субботу», братья Стругацкие

-5

Вспомните, как Саша Привалов прокатился в будущее. Не деконструкция ли это знакомых читателям тех времен штампов о будущем — от классических античных утопий до советской научной фантастики и даже импортных космоопер?

«Гарри поттер и методы рационального мышления», Элиезер Юдковский

-6

Вообразите на секунду, что Гарри воспитан не Дурслями, а семьей высокообразованного университетского преподавателя. Как будет вести себя волшебник, который превыше всего ценит здравый смысл, размахивает направо-налево гипотетико-дедуктивным методом и четко отделяет факты от суеверий?

Агата Кристи

-7

Один из классиков детективного жанра, которая потому и классик, что ей хватило ума и воображения, чтобы переосмыслить самые данного жанра основы.

Кто сказал, что преступником может быть только один из присутствующих в замкнутом помещении подозреваемых (канон «герметического детектива»)?

А почему бы расследователю и рассказчику в кои-то веки самому не оказаться убийцей? Что если преступником будет предполагаемая жертва? А если детективом сделать не умного и сильного мужчину, а пожилую сплетницу-соседку с вязанием и неуемным любопытством?

«Ведьмак», Анджей Сапковский

Большая часть сюжетов в этом литературном цикле построена как деконструкции и пародии на сказочные или фэнтезийные клише.

-8

Здесь нам в противовес привычному рыцарю в сияющей броне предъявляют наемника, против его воли измененного для борьбы с монстрами. Его интересуют лишь деньги, а не подвиги. Маги здесь — прагматичные ученые и политики, а не мудрецы и святые. Героиня, которой вроде как предназначено спасти мир — сама жертва манипуляций других персонажей. Люди и иные волшебные расы не могут ужиться друг с другом, вплоть до того, что в книге описан настоящий геноцид эльфов людьми.

«Песнь Льда и Пламени», Джордж Мартин

Весь цикл построен как деконструкция жанровых условностей героической фэнтези.

-9

Персонаж, которого нам изначально подают как протагониста, единственный, кто здесь ведет себя исключительно благородно, оказывается лишь второстепенным героем и гибнет на плахе из-за своих же принципов. Освобожденный от рабства город погружается в хаос и готов вернуть себе старый уклад.

-10

Также вспомните Сансу Старк, которая начинает как типичная «благородная дева» (по канону рыцарям положено спасать её и всячески добиваться расположения), а заканчивает как человек, который уже сам вполне может позаботиться о себе и своих близких. Еще более разительную трансформацию по сюжету претерпевает получившая в руки «сверхоружие» и власть Дейенерис Таргариен.

В целом помещенные в реальный мир средневековья фэнтезийные условности, оказывается, не всегда работают так, как того ожидает читатель.

Спасибо, что дочитали. Расскажите, какие еще примеры деконструкций в литературе вы знаете?