Сегодня поговорим о работе общественного транспорта и электротранспорта в частности.
По сути, общественный транспорт - это система, где у каждого своя роль.
Вся работа основана на графиках. Соблюдение графиков - залог стабильной работы. Ведь стабильность - это один из немаловажных факторов на пути к лучшему транспорту в стране.
На самом деле, вся работа транспорта - это карточный домик.
Почему именно так? Если карточный домик не трогать, то всё нормально.
Стоит убрать одну карту - зачастую, он рушиться.
Так и здесь. Наиболее ярко это проявляется на трамвае, менее - на автобусе.
Если на линии всё в порядке - то всё стабильно. Транспорт идёт в своё время, интервал соблюдается.
Стоит убрать одну карту - получаем результат.
Наиболее яркие примеры и последствия.
1. Произошёл срыв выпуска, а именно нет некоторого количества транспортных средств.
В принципе, в транспортной сфере это нормальное явление. Здесь даёт о себе знать кадровый дефицит. Периодически, специально не закрывается часть выходов. Бывает и человеческий фактор, когда по различным причинам один из членов экипажа не вышел.
Последствия бывают разные. В данном случае зависит от количества выходов. Естественно, если там один выход, то обязательно ищут замену. Нарядчик такие маршруты закрывают в первую очередь. (Нарядчик - сотрудник предприятия, который занимается распределением экипажей по имеющимся выходам).
Но всё к одному - чем больше выходов, тем менее заметно. Так как при большом количестве выходов меньше интервал. Но опять-таки, ещё зависит от того, как идёт распределение. Тут также важна работа диспетчера. В некоторых случаях могут не трогать общую ситуацию, в некоторые создают условия для изменения графика - например, в том месте, где дыра, уменьшается интервал между транспортными средствам. Один уезжает с опозданием (как говорят на транспортном языке, оттягивают), второй уезжает с опережением графика (нагоняет).
2. Закрытие движения.
Даже плановое закрытие движение даёт свои корректировки в работе транспорта.
В некоторых случаях полностью закрываются маршруты. В зависимости от ситуации происходит два варианта - либо всё остаётся, как есть, либо усиливаются другие маршруты.
Если есть возможна объезда, то согласовывается конкретная схема объезда, но опять-таки это даёт свои коррективы. В некоторых случаях схема объезда, в некоторых случаях - длиннее.
Здесь же опять многое зависит от работы диспетчера. В некоторых случаях просто забывают о такой вещи, как расписание и отправка идёт по интервалу.
В некоторых случаях делают другой вариант: прибыл - смотрят, как лучше, исходя из времени, и отправляют в расписание определённого выхода. Допустим, экипаж, работающий на первом выходе, будет отправлен по расписанию третьего.
Если объезд короче, то могут оставить стоять до своего времени.
В указанных двух случаях наш карточный домик более-менее держиться.
3. Простой по различным причинам.
Простой или задержка - временная и незапланированная остановка движения. Зачастую причиной простоя являются повреждение инфраструктуры или ДТП. У автобусов тоже бывают задержки. Например, остановка движения из-за прохождения колонны.
И вот здесь происходит разрушение нашего карточного домика. В зависимости от места идёт разная степень разрушения.
Кроме того, последствия разные и от времени простоя.
В любом случае, зачастую. часть транспорта попадает под задержку, часть остаётся на оставшейся части линии и следуют по измененной схеме.
На электротранспорте при закрытии движении ставят трамвай или троллейбус на "перекрытие". Обычные пассажиры не понимают причины.
Дело в том, что при перекрытии движения часть выпуска остаётся на незакрытом участке, что позволяет после открытия движения частично сгладить последствия задержки.
Если на секундочку представить, что не будет перекрытия, то весь выпуск может скопиться в одном месте. Особенно, если долгая задержка. После открытия весь выпуск поедет лишь в одну сторону. А люди будут ждать. Перекрытие же позволяет оставлять часть ТС на открытом участке. И после открытия движения хотя бы частично возможно увезти людей хотя бы в одном направлении.
В результате задержки движения происходит в графике. Здесь уже не имеет значения расписания. Не, конечно был случай, когда задержка длилась 1,5 часа, тем самым позволило восстановить работу с малыми потерями, ибо фактически, почти все оказались в своих графиках. В результате тогда произошло скопление вагонов на конечной в ожидании своего времени отправки. Но это бывает очень редко.
В итоге вновь подключается диспетчер. Именно от его действий зависит, как быстро пройдут последствия задержки. В какой-то степени именно диспетчер собирает разрушенный карточный домик, выставляя карту на место. Часть транспорта отправляется по маршруту (особенно, если они первые). Часть отправляется изменёнными рейсам. Часть отстаивается. В итоге, даже часовая задержка может дать последствия на несколько часов.
Карточный домик легко разрушить, но трудно собрать. Также и в работе транспорта - любая мелочь может повалить этот домик. И от слаженной работы непосредственных участников в работе движения (экипажи и диспетчера) зависит, как быстро всё вернётся в норму.
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт", Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".
Подписывайтесь на наши каналы и группу. Ждём Вас снова :)