И следует добавить - на все времена. Потому что потребность в нормальной музыке не зависит от моды и международного положения.
Даже не зная конкретных имен и названий песен, мы верим в существование артистов, начисто лишенных вампиризма идолов и суперзвезд. Их поведение не провоцирует массовую истерию, чреватую жесточайшей депрессией, а песни, несмотря на филигранную фразировку и мелодизм, звучат ненавязчиво и немного "не от мира сего", будучи понятны случайному слушателю.
Имена исполнителей этого типа не пишут на стенах, но у них были, есть и будут миллионы поклонников - то самое "молчаливое большинство", которому не нужны великие потрясения. Тоже, впрочем, армия теней...
В каждой стране были такие певцы и певицы. Они пели на разных языках, создавая приблизительно одинаковое настроение, не прибегая к спецэффектам и эпатажу. Можно сказать, что их оригинальность и состояла в отсутствии экзотики. Самая известная песня звучала в их исполнении привычнее и роднее.
Суть их таланта состояла в умении угадать, чего не хватает слушателю, и создать необходимое настроение, то есть, найти ключ к сердцу отдельного человека. История поп-музыки хранит десятки имен, отечественных и зарубежных, мастеров этого жанра.
Ирландский певец Вэл Дуникан в этом плане эталон. Его место на эстраде - золотая середина, парадоксальным образом соединяющая кантри-поп с Владимиром Макаровым и Владимиром Трошиным шестидесятых годов.
Международный хит в его подаче становился чем-то глубоко задушевным и личным, а песня неизвестного происхождения звучала, как нечто давно знакомое и желанное.
Вэл Дуникан поет так, словно он единственный человек на земле, и гармония окружающей природы заменяет ему овации стадионов. И, тем не менее, это не интонация ипохондрика, которому не с кем поделиться переживанием или впечатлением.
Это голос души, с минимальной примесью сценического обмана, лишь подчеркивающего подлинность актерского мастерства.
Перед нами опытный поденщик, чья задача приводить в чувство, а не выбивать из колеи. Силой личного примера. Его артистической "фишкой" было пение в кресле-качалке - символ консервативной безмятежности.
Кресло опустело, но голос на месте.
Вэл Дуникан - классический солист, причем старой школы, то есть - обособленный уникум, исчезающий вид.
В этом одиночестве нет отчаяния и безысходности, кладбищенской меланхолии, пожирающей психику современного обывателя.
Оставаясь стпороцентным порождением прошлого, Вэл Дуникан менее всего напоминает выходцев с того света. Это призрак именно живого человека во всем его предсказуемом и нехитром совершенстве.
Michael Valentine Doonican (3 February 1927 – 1 July 2015)
ДАЛЕЕ:
* Джонни Мэндел. Повелитель теней и улыбок
* Англичанин по имени Адам
* Уэйн Джексон. Духовик, пришедший вовремя
* Моррис Гиттлер. Варшавянин в Америке