Найти тему
Евгений Трифонов

Индейские Соединённые Штаты Америки

Да, не удивляйтесь. Было такое государство. Точнее, почти государство - едва не сбывшаяся мечта о собственном штате, и даже соединённых штатах американских индейцев.

Впервые термин «Индейская территория» (Indian Territory) появился ещё в 1763 г., когда британское правительство запретило европейским колонистам селиться западнее Аппалачей без разрешения индейских племён. Собственно, этот запрет стал одной из причин восстания колонистов против власти Лондона, вылившегося в Войну за независимость США 1775-83 гг.: поселенцы не желали мириться с тем, что Лондон запрещает им приобретать (или захватывать) индейские земли. Неудивительно, что большая часть индейцев во время Войны за независимость выступали на стороне британской короны, и вместе с ней потерпели поражение. После ухода англичан с территорий между Атлантикой и рекой Миссисипи, несколько индейских племён (гуроны, шауни, оджибве, оттава, потаватоми, делавары, майами, кикапу и чероки) организовали в форте Детройт Западную Конфедерацию, попытавшуюся при поддержке Англии удержать свои земли. Однако конфедерация была плохо организована, индейские воины храбры, но крайне недисциплинированы, а некоторые отряды согласились служить американцам. Кроме того, англичане довольно быстро перестали помогать индейцам. В 1795 г. Конфедерация была разгромлена, и индейские племена подписали – каждое по отдельности – договоры с США, по которым большая часть их земель переходила во владение США. В 1811 г. вождь шауни Текумсе попытался возродить Конфедерацию и начал партизанскую войну, но большая часть индейцев его не поддержала, да и силы были неравны: европейских колонистов между Аппалачами и Миссисипи было уже во много раз больше, чем коренных жителей. В 1813 г. сопротивление индейских племён на этой территории было окончательно сломлено, и на ней началось создание новых штатов – Огайо, Индиана, Иллинойс, Теннесси, Кентукки, Алабама, Мичиган.

Гибель Текумсе в битве у реки Темза
Гибель Текумсе в битве у реки Темза

В 1803 г. правительство США купило у Франции Луизиану – громадную территорию между Миссисипи и Скалистыми горами, т.е. всю территорию знаменитых американских прерий. Только на самом юге приобретённых земель (там, где расположен современный штат Луизиана), жили французские колонисты и находился город Новый Орлеан: вся остальная территория оставалась в руках индейских племён. Луизиана поначалу не представляла интереса для американцев, и президент США Т.Джефферсон впервые выдвинул идею переселения индейцев с земель, лежащих к востоку от Миссисипи, на неосвоенные территории Запада.

Со времён Дж.Вашингтона принципы политики США в отношении индейцев были таковы: индейцы, в отличие от чернокожих, формально считались равными белым, и должны были приобщиться к цивилизации. Под этим американцы понимали принятие ими христианства, строительство таких же, как у европейцев, жилищ, обработку земли, распространение грамотности, и, разумеется, вовлечение их земель в коммерческий оборот. После этого индейцы получали право претендовать на гражданство США. Индейцы, сохранявшие традиционный образ жизни, поселялись в резервациях – оставшихся в их владении землях, на которых существовало индейское самоуправление и действовали индейские законы – если они не противоречили основам законодательства США. При Джефферсоне эта стратегия дополнилась выселением не желавших цивилизоваться индейцев за Миссисипи.

Индейская территория около 1820 г.
Индейская территория около 1820 г.

В первой трети XIX века приобщение индейцев к цивилизации шло быстрыми темпами. Пять цивилизованных племён – чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы, жившие в южных штатах, переняли у белых навыки ведения фермерского хозяйства, разбили хлопковые плантации, строили дома, подобные жилищам белых колонистов, и в большинстве своём приняли христианство. Дальше всех по этому пути продвинулось племя чероки. В 1821 г. вождь племени Секвойя разработал слоговую азбуку чероки, а в 1828 г. начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке этого народа.

Первый выпуск газеты "Чероки феникс"
Первый выпуск газеты "Чероки феникс"

Появилась богатая верхушка племени: плантаторы-чероки владели сотнями чернокожих рабов и жили так же, как богатые американцы. Подобным образом, хотя и медленнее, чем чероки, развивались и другие «цивилизованные племена». Севернее реки Огайо жили малочисленные остатки племён, менее склонных перенимать европейский образ жизни (ленапе, ирокезы, иллинойсы, шауни, фоксы и др.), которые продолжали конфликтовать с американцами, которых становилось всё больше.

Вождь чероки Секвойя
Вождь чероки Секвойя

Проблемы были и у Пяти цивилизованных племён. Попытки вождей чероки, криков и чокто создать на базе племён современные государства были неудачны: индейцы подчинялись вождям только добровольно, т.е. когда считали нужным. Не все индейцы соглашались становиться фермерами и отправлять детей в школы: многим хотелось, подобно предкам, жить охотой и рыболовством. А охотничьих угодий становилось всё меньше. Не все члены Пяти цивилизованных племён признавали границы, согласованные вождями с властями американских территорий и штатов; отряды молодых воинов появлялись на территориях, проданных белым, и часто вступали в стычки с колонистами при попытке их выдворить. Кроме того, даже большинство членов Пяти цивилизованных племён, переняв европейский образ жизни, не спешили принимать гражданство США: они хотели сохранить свою идентичность, надеясь на то, что договоры с Вашингтоном надёжно оберегают их самостоятельность.

Алфавит чероки
Алфавит чероки

Власти США постепенно ужесточали политику в отношении индейцев. Быстро растущее белое население требовало «избавиться» от индейцев, занимавших большие территории плодородных земель, ссылаясь на нападения индейцев на фермы (такие случаи имели место, но не реже колонисты сами нападали на индейцев).

В 1829 г. президентом США впервые стал кандидат от Демократической партии Эндрю Джексон. В молодости он воевал с индейцами и был сторонником «удаления» их за Миссисипи. В послании к Конгрессу он заявил: «Я рад объявить Конгрессу, что великодушная политика правительства, неуклонно проводившаяся почти тридцать лет в отношении переселения индейцев, приближается к своему счастливому завершению». 28 мая 1830 г. был принят Закон о переселении индейцев (Indian Removal Act): индейцы, проживавшие к востоку от Миссисипи должны были добровольно покинуть свои земли и переселиться в западные прерии. Правительство США обязывалось выплатить им компенсации за оставленные земли и имущество, а также обеспечить зерном и земледельческими орудиями для обустройства на новом месте.

Надо отметить, что идея выселения индейцев за Миссисипи вызвала сильное противодействие церкви, партии Северных вигов, а также многих судей. Активно выступали в защиту индейцев сенатор от Нью-Джерси Теодор Фрелингхойсен и популярный конгрессмен Дэви Крокетт, впоследствии героически погибший при обороне Аламо. 6 апреля 1830 г. Фрелингхойсен выступил с шестичасовой речью против закона, завершив её словами: «Берегитесь, как бы деспотичным посягательством на священные права наших индейских соседей нам не навлечь будущие муки совести».

Тем не менее в 1837-39 гг. Пять цивилизованных племён были депортированы в прерии. Хотя правительство США выделило депортируемым обещанные деньги и продовольствие, переселение сопровождалось грабежами и насилиями со стороны белых поселенцев по пути следования охраняемых колонн, а американские солдаты зачастую не препятствовали нападениям своих соотечественников на беззащитных индейцев. Путь, по которым Пять цивилизованных племён двигались на Запад, получил название Дороги слёз.

Депортация чероки
Депортация чероки

На прежних землях остались лишь те индейцы (например, 5-6 тысяч чокто и меньшее количество чероки) которые согласились принять американское гражданство – их депортация не коснулась. Часть самого южного «цивилизованного» племени, семинолов, отказалась переселяться, и оказала ожесточённое сопротивление (Вторая и Третья Семинольские войны), в результате чего небольшая группа семинолов сохранила независимость и удержалась в болотах Южной Флориды.

"Дорога слёз": депортация Пяти цивилизованных племён
"Дорога слёз": депортация Пяти цивилизованных племён

Итак, к 1839 г. Пять цивилизованных племён оказались в прериях к северу от независимой в то время Республики Техас, куда также прибывали и остатки других, более мелких индейских народностей с востока США. На территории нынешних штатов Оклахома, Небраска, Канзас и часть штата Айова, где поселились депортированные с востока Пять цивилизованных племён появилась Индейская территория (ИТ), где коренные жители Америки получили возможность жить по своим законам. Федеральные власти не имели права вмешиваться в дела племён, а белые не могли селиться там или вести бизнес без разрешения индейцев. Продавать землю на ИТ разрешалось только индейцам.

Племена, проживавшие на ИТ, США признавали «независимыми нациями», находящимися под защитой и покровительством американской власти. Вашингтон платил определённые суммы племенам, а индейцы не платили налогов и не подчинялись законам США. Американская юстиция признавала своей сферой ответственности только тяжкие преступления, совершаемые на ИТ, оставляя остальные самим индейцам. В общем, ИТ представляла собой полунезависимую индейскую территорию, статус которой напоминал протекторат.

Правительственное здание чокто в городе Тускахома, середина XIX века
Правительственное здание чокто в городе Тускахома, середина XIX века

Непрерывный приток белых поселенцев на Запад провоцировал рост претензий на индейские земли, которые рано или поздно удовлетворялись федеральными властями, и ИТ постепенно уменьшалась в размерах. В 1854 г. индейцы потеряли территории Небраски и Канзаса, на которых впоследствии были созданы одноимённые штаты. ИТ сократилась приблизительно до размеров нынешней Оклахомы.

-9

Пять цивилизованных племён создали собственные квази-государства на ИТ, с собственными законами и столицами (столицей чероки стал городок Талеква, чикасо – Тишоминго, чокто – Тускахома, криков - Окмулги, семинолов – Вевока. Индейцы также основали города Талса, Ардмор и Маскоги, ставшие уже в ХХ веке крупнейшими в Оклахоме.

В 1840 г. большинство племён ИТ заключили договор о прекращении междоусобных войн и разработали язык жестов для общения между собой. Жившие южнее, в Техасе, воинственные охотничьи племена команчей и кайова (контролируемая ими территория называлась «Команчерия») совершали набеги на оседлых земледельцев ИТ, пока в 1859-х гг. не были разбиты американскими войсками и сами не оказались оттеснёнными на её территорию. Надо отметить, что племена ИТ ни разу не поднимали восстаний против США: кровавые Индейские войны, бушевавшие в прериях до 1890 г., обошли их стороной.

Воины-команчи
Воины-команчи

Пять цивилизованных племён привели с собой из родных мест чернокожих рабов и разбили плантации.

Наиболее организованное общество на ИТ создали чероки. В 1850 г. племя включало 22 тысячи человек, в т.ч. 4 тысячи чёрных рабов. Они впервые в истории США ввели бесплатное образование: на их земле действовало 30 школ, причём там преподавался как английский, так и национальный языки, а также слоговая письменность, разработанная Секвойей. Чероки имели собственного президента («верховного вождя»), правительство, парламент, конституцию, суды и полицию. Другие племена так и не создали столь современной организации, и управлялись традиционными вождями.

По сути, ИТ, будучи объединением полунезависимых племён, была «соединёнными штатами», только индейскими.

Главной проблемой ИТ было то, что индейцы так и не смогли объединиться, создать собственную администрацию и отстаивать свои права перед федеральными властями. Бедность, неграмотность, болезни, непривычный климат, тоска по родным землям, а в первые годы – не прекращавшиеся военные столкновения постоянно уменьшали их численность.

В 1861 г. в США началась Война Севера и Юга, и на ИТ разгорелась собственная гражданская война, ставшая для проживавших там племён настоящей катастрофой. Пять цивилизованных племён, среди которых было распространено рабовладение, в основном поддержали Конфедерацию. Чокто и чикасо поддержали южан полностью, а чероки, семинолы и крики раскололись, и начались ожесточённые столкновения внутри самих этих племён. Наиболее жестокий характер приняла междоусобная война в самым цивилизованном племени – чероки. 7680 индейцев добровольно вступили в армию Конфедерации, а сторонники северян во главе с вождём криков Опотлиахола образовали три милиционных полка. В 1862 г. северяне Канзаса, при поддержке индейских союзников, произвели вторжение на ИТ, но были разбиты. В июле 1963 г. отряды северян разгромили конфедератов, главные силы которых состояли из индейцев, после чего индейцы – сторонники как южан, так и северян – разделились на партизанские отряды и начали сводить счёты друг с другом, сжигая посёлки и убивая мирных жителей. Индейские воины, как северяне, так и южане, воевали в соответствии с собственными представлениями о войне. Они отважно бросались в бой, но слушались командиров в основном тогда, когда хотели, постоянно отлучались домой и по разным делам, поэтому индейские отряды так и стали полноценными воинскими формированиями, оставаясь скорее партизанскими отрядами. Но они были страшны для гражданского населения противной стороны, уничтожая всё и убивая всех, что свойственно отсталым народам. Поскольку индейские части воевали почти исключительно на ИТ, жертвами войны становились сами «краснокожие».

Во время войны Севера и Юга прославился бригадный генерал Стендхоуп Уэйти – чероки, командовавший кавалерией Конфедерации на ИТ. Он был последним генералом-южанином, сложившим оружие перед победоносным Севером только 23 июня 1865 г., после Битвы у Доуксвилля.

Бригадный генерал Стендхоуп Уэйти
Бригадный генерал Стендхоуп Уэйти

Гражданская война сильно уменьшила численность индейцев на ИТ. Племена были разорены, освобождение чёрных рабов подорвало экономику Пяти цивилизованных племён (интересно, что большая часть африканских рабов, получив свободу, осталась среди индейцев, причём цивилизованные племена так и не предоставили бывшим рабам ни равноправного статуса, ни прав на владение собственностью). Много земли на ИТ оказалось заброшено – жители либо погибли, либо разбежались. Эти ничейные земли сразу стали объектом вожделений белых поселенцев, что ещё более обострило обстановку на ИТ.

В 1866 г. федеральные чиновники из Вашингтона начали на ИТ, как и на других территориях разгромленной Конфедерации, процесс реконструкции. Он, в частности, предусматривал создание общего парламента и правительства. Индейцы должны были выработать собственную конституцию, основные положения которой не должны были противоречить законам США. По сути, это было попыткой создать полноценную самоуправляющуюся индейскую территорию, а впоследствии - штат в составе США.

Здание правительства чероки, 1849 г.
Здание правительства чероки, 1849 г.

Однако индейские племена так и не смогли договориться друг с другом, и общие законодательный и исполнительный органы власти так и не были созданы. А белые американцы, которые, в нарушение закона, занимали брошенные после Гражданской войны земли на ИТ, делали всё, чтобы страна «краснокожих» не обрела официально признанной законной власти.

В 1890 г. на большей части ИТ была создана территория Оклахома («красные люди» на языке чокто), земли которой распределялись среди белых поселенцев. Резко сократившейся ИТ угрожала та же участь: там уже проживало 400 тысяч человек, из которых было только 13,4% индейцами.

В 1902 г. Пять цивилизованных племён созвали конференцию в Эуфоле, на которой приняли решение создать на ИТ самостоятельный индейский штат. Он должен был получить название Секвойя – по имени создателя государственности племени чероки и изобретателя азбуки языка этого племени. Главой будущего штата был избран вождь криков Плезант Портер, а представители всех Пяти цивилизованных племён – его заместителями. В 1905 г. представители племён приняли конституцию, утвердили её на референдуме и избрали делегацию для переговоров с федеральным правительством.

Но Вашингтон отказался признать отдельный индейский штат. Причин для этого было достаточно: как указано выше, индейцы составляли на ИТ менее 1/7 населения, но важнее было то, что американцы не хотели прецедента. Ведь индейских резерваций в США множество, и создание индейского штата могло спровоцировать аналогичные требования со стороны других племён. В результате США превратились бы в федерацию как белых и христианских, так и «красных» субъектов с непредсказуемыми последствиями. В результате в 1907 г. президент Т.Рузвельт отказал индейской делегации и подписал документы о создании штата Оклахома, в состав которого вошли индейские резервации на тех же правах, что и на остальной территории США. Мечта о создании индейского штата не осуществилась.

В 1924 г. индейцы США получили гражданство, и идея создания собственного штата потеряла привлекательность, хотя время от времени до сих пор выдвигается некоторыми индейскими лидерами.

В настоящее время Оклахома – один из процветающих штатов (на его территории добывается значительная часть американской нефти) с населением 3,9 миллиона человек, из которых индейцы составляют 8,2%. Уровень жизни оклахомских индейцев – один из самых высоких в США (в основном за счёт отчислений за добычу нефти и зон свободной торговли). Однако коренные американцы на территории, чуть было не ставшей индейским штатом, не меньше других «краснокожих» страдают от безработицы, недостаточного уровня образования, преступности и алкоголизма.

Стала ли неудача с созданием индейского штата следствием белого расизма? Отчасти, конечно. В США с самого начала боролись противоположные тенденции в отношении индейцев: с одной стороны – презрение к «дикарям» и желание, чтобы их просто не стало, а с другой – основанное на христианской доктрине желание создать справедливую систему взаимоотношений с коренным населением, помочь ему приобщиться к цивилизации. Постоянная борьба этих тенденций привела к половинчатому результату: часть своих земель индейцы сохранили, определённую (но крайне недостаточную) помощь от государства – получили; полунезависимые сообщества (резервации) сохранили, но создания собственного штата не добились.