Особенности развития культуры:
В XVI в. укреплялось единство русской народности. Русское население осознавало свое этническое единство. В государстве все больше утверждались понятия «Россия» и производное от него «российский», которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово «русский» стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово «российский» употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству.
На развитие культуры значительное влияние, как и прежде, оказывала церковь. Укрепление ее положения ставило задачи создания многочисленных произведений в области зодчества, живописи, в книжном деле и пр. С другой стороны, две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали между собой и в то же время нуждались друг в друге. В середине XVI в. упрочился компромисс между ними. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах.
Несмотря на активное противостояние церкви развитию культурных связей России со странами «латинской» Западной Европы, обоснованию ею идей необходимости изоляционизма, культурные связи России с западноевропейскими странами развивались. Это было важно для преодоления экономической и культурной отсталости страны. Особенно успешно в этот период осуществлялись контакты с Италией.
Ведущей продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками, так как после свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией.
К 16 веку культура русских земель претерпела значительные изменения. Если в домонгольский период сильным было византийское влияние, то за период ига и после освобождения она упрочила самобытные и приобрела национальные черты.
Литература в XVI веке
Летописание.
В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. С образованием единого государства исчезли различные центры летописания, и оно сконцентрировалось в Москве. Московское летописание XVI в. было подчинено идеологическому обоснованию происхождения самодержавной власти московских великих князей и царя от римского императора Августа, киевских и владимирских великих князей.
«Сказание о великих князьях Владимирских».
Начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Сказание использовалось в политических целях - борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе «Сказания» лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой — якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входящая в «Сказание», повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха.
Некоторые списки сопровождаются дополнительной статьей — родословием литовских князей, в основу которого положена легенда о низком происхождении первого князя литовского Гедимина, чем подчеркивалось превосходство русской династии над правителями Литовского княжества.
Цитатами из «сказания» и миниатюрами украшен «мономахов трон» в Успенском соборе (место, где восседает царь)
Книга Степенная
Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степенная царского родословия». Эта книга писалась во время правления Иван Грозного. Ее основная цель - систематизировать русскую историю. В «Степенно̀й книге» описывается история России, начиная с периода Древней Руси до времени Ивана Грозного. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням (хронологическим отрезкам - каждый из которых посвящен правлению отдельного князя) — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя. Участие в составлении Степенной книги принимал митрополит Макарий. На страницах этих произведений ведётся полемика о роли правителей в истории России, о том, почему произошли те или иные события в истории.
Никоновская летопись.
В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромны летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону).
Лицевой свод Никоновской летописи.
Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение). Составление «Лицевого свода» шло более 30 лет ( с 1560-х) . Текст готовился книжниками из окружения митрополита Макария, миниатюры исполнялись мастерами митрополичьей и «государевой» мастерских. В составлении Лицевой летописный свод участвовал А. Ф. Адашев. Наличие в иллюстрациях Лицевой летописный свод изображений зданий, сооружений, одежды, орудий ремесла и земледелия, предметов быта, соответствующих в каждом случае исторической эпохе, свидетельствует о существовании более древних иллюстрированных летописей, служивших образцами иллюстраторам. В пределах иллюстраций Лицевой летописный свод можно говорить о зарождении и формировании пейзажа, исторического, батального и собственно бытового жанров.
Царственная книга
В третьей четверти XVI в. при участии Ивана IV была создана «Царственная книга» -это копия части Лицевого Свода, посвященная правлению Ивана 4. В ней описывались боярские «крамолы» и мятежи. Описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Состоит из более 1000 миниатюр.
Светские жанры
Появление светских жанров того времени свидетельствует о глубоких преобразовательных процессах, охвативших все сферы русского общества. Помимо традиционных летописей и агиографий (жития святых) появляются беллетристика и книги с занимательными сюжетами.
Среди них следует назвать переводную «Александрию» о жизни и приключениях Александра Македонского и «Повесть о Дракуле», написанную (или переведенную с венгерского) дьяком Федором Курицыным.
Исторические повести
Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.)
Москва-Третий Рим
Идея самодержавия отчетливо и строго обосновывалась в философских и социально-политических сочинениях. Среди них особое место занимает учение старца Филофея о Москве как о «третьем Риме», изложенное им в письмах к Василию III.
Филофей использовал идею «странствующего царства», возникшую еще в Византии, согласно которой центральное место в христианском мире занимает православный Константинополь, заменивший прежний Рим. Поэтому естественно, что в период кризиса Византийской империи и последовавшего затем ее падения на Руси возникает взгляд на Московское православное царство как наследующее историческую миссию Византии. По Филофею, русское царство есть единственное православное царство в мире, хранитель православных святынь. Только Москва осталась верна православию и поэтому является мировым центром христианства. Отсюда выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя истинную христианскую веру, сберегая подлинную духовность, спасает мир от зла и скверны. Быть оплотом подлинно вселенского христианства Москве предназначено до второго пришествия Христа. «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».
Хронограф
В мировой практике и, прежде всего, византийской, история царствований излагалась в хронографах, а не летописях. Хронографы в отличие от летописей имели иное мировоззренческое обоснование. Ели основная летопись - представить деяния людей к страшному Суду, то цель хронографа - более историческая, чем религиозная.
Идея "трех царств" - Москва- Третий Рим потребовали для своего отражения иной исторический жанр - хронографы, которые были распространены в Византии. Русские историографы воспользовались давно им известным жанром, и уже в 1512 г. появился Русский хронограф, а за ним последовали и другие.
Последний всплеск летописания произошел во времена Ивана Грозного, ожидавшего Второго пришествия Спасителя в годы своего правления. Но Страшный суд и тогда не наступил. Летописание не исчезло вообще, оно еще велось на окраинах Русского государства, но в монастырях, где возникло в XI-XII вв. прекратилось совсем (и для нас этот факт весьма знаменателен), а в центре, в Москве, стало мирским (т.е. светским).
Домострой
Это энциклопедия русской жизни. Книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни русского человека. «Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считают Сильвестра.
«Домострой» состоит из трех частей:
об отношении русского человека к Церкви и царской власти;
о внутрисемейном устроении;
об организации и ведении домашнего хозяйства.
В семье, по «Домострою», все должно было вполне подчиняться главе дома, хозяину. Жена, дети и слуги должны были «все творить по его приказанию». Только с разрешения мужа жена могла ходить в церковь, в гости; во всем она должна была спрашивать его совета не только по хозяйству, но даже – о чем говорить с гостями. Чувство страха «Домострой» Сильвестра считает главным средством водворить семейное благочиние, и потому наказания тогда были в большом ходу.
«Если жена, или сын, или дочь не слушает приказаний и наставлений и не боится, то муж или отец должен учить их уму-разуму и плетию постегать, по вине смотря, и не перед людьми; а поучив, примолвить и пожаловать, и никак не гневаться друг на друга. А про всякую вину по уху и по лицу не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колоть... Кто с сердца или с кручины так бьет, многие притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку, и ногу вывихнет, и главоболие, и зубная болезнь... а плетью с наказанием бить – и разумно, и больно, и страшно, и здорово... А только если великая вина – за ослушание и небрежение, то плетию вежливенько бить, за руки держа, по вине смотря, да побив и примолвить, а гнев никак бы не был...»
К числу грехов, за которые, по «Домострою», постигает людей Божье наказание, относятся в «Домострое», между прочим, и следующие: песни бесовские (языческие), плясание, скакание, гудение (музыка), трубы, бубны, сопели (род флейты). Даже смех – и тот подвергался осуждению сурового наставника Сильвестра: в те времена истинно благочестивою жизнью считалась жизнь иноческая, и все, что признавалось греховным в монастыре, осуждалось и в мирской жизни. При входе в помещение рекомендуется снять шапку, «носъ высмаръкати», грязные ноги вытереть, помолиться и постучаться. При выборе места за столом рекомендуется учитывать социальный статус — свой и других приглашенных гостей и, руководствуясь этим, садиться ближе или дальше от хозяина. В гостях не следует ковырять в носу («носа не копать перстомъ»), глядеть по сторонам, есть без спросу. Во время трапезы в гостях со стола без разрешения ничего нельзя с собой уносить. Также не следует начинать есть без приглашения и хулить угощение. Перед едой рекомендуется восславить «Отца и Сына и Святаго Духа».
Великие Четьи - Минеи
В XVI веке митрополит Макарий составил сборник «Великие Четьи-Минеи». Название для нас звучит немного странно. Но если разобраться, то всё просто. «Четьи» - это книги, предназначенные для чтения, а не для богослужения. Минеи – это сборник, в котором произведения распределены по месяцам и дням, когда их необходимо читать.
Сборник «Великие Четьи-Минеи» состоял из 12 книг, на каждый месяц года. Они включали в себя жития святых и поучения. Сборник стал своеобразной церковно-литературной энциклопедией – справочником, содержащим сведения по широкому кругу знаний.
Книгопечатание
В 1552 году царь Иван IV Грозный решил наладить в Москве выпуск печатных книг. Некоторые попытки для этого предпринимались и раньше, но они были неудачными. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, получает щедрые средства из бюджета. Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору. Считается что всё это время Иван Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария.
Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая печатная книга «Апостол».
В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское.
Причины отъезда:
- Духовенство, которое занималось переписью книг вручную, боялось, что с развитием книгопечатания они потеряют работу.
- Также противодействие оказывали чиновники, которые видели в книгопечатании что-то новое, и поэтому непонятное.
- Также есть версия, что Иван 4 лично инициировал отъезд Федорова и Мстиславца, чтобы они наладили печать православных книг в Литве.
Федоров открыл во Львове типографию и передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам в Европе делился опытом с зарубежными коллегами.
Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.
Архитектура
Шатровые храмы.
Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор (Василия Блаженного)
Храм Покрова Богородицы на Рву, более известный всему миру как собор Василия Блаженного, является не менее замечательным памятником архитектуры XVI в. Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником в честь покорения Казанского ханства. Храм Василия Блаженного представляет в своем архитектурном строении 9 отдельных башен, соединенных между собою стеною, их окружающею; в них устроено 11 церквей, в двух этажах.
Василий Блаженный.
Мать родила ребёнка прямо на паперти местной церкви, когда пришла молиться о благополучных родах. Когда мальчику исполнилось 10 лет, то его отдали в ученики к сапожнику в Китай-город. Именно там, в сапожной мастерской, впервые и проявился провидческий дар Василия.Явился однажды к сапожнику посадский человек и заказал сшить ему сапоги. Когда заказчик ушёл, то Василий сказал хозяину, что этот заказ выполнять не нужно. Сапожник очень удивился и поинтересовался у мальца, почему это он не должен шить сапоги только что ушедшему человеку. На что мальчик ответил: «Сапоги он просил сшить через 5 дней, а сам умрёт уже завтра». И действительно, слова подростка подтвердились, а по Москве прошёл слух о появлении ясновидца. Вскоре Василий ушёл из сапожной мастерской и стал юродивым. И в лютый холод, и в жару, и в дождь ходил в одной рубашке или совсем нагой и босиком. Носил на себе железные цепи, спал, где придётся.
Однажды внимание лихих людей привлекла роскошная лисья шуба Василия, которую ему подарил один сердобольный боярин. Согласно легенде, воры захотели обманом выманить ее. Расчет был таков: один из них притворится мертвым, а его напарники попросят у Василия шубу на погребение. Так и поступили. Василий покрыл притворщика своею шубою, но видя обман, сказал: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Когда юродивый ушел, воры обнаружили, что их товарищ мертв. В похоронах принимали участие сам царь Иван Грозный и ближайшие к нему бояре. Погребение совершил митрополит Макарий.
Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал подписал указ строить Покровский собор, в память покорения Казани в 1552 году. В 1588 году на Поместном соборе Василий Нагой был причислен к лику святых.
Церковь Вознесения в Коломенском
Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в том числе и знаменитый Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году.
В этой градостроительной модели «Третьего Рима» великокняжескому Коломенскому отводилась особая роль – символизировать иерусалимскую Елеонскую гору, на которой совершилось Вознесение Господне. В соответствии с русской эсхатологической идеей коломенский храм Вознесения был и символом Второго пришествия Христа, которое ожидается там же, на Елеонской горе, где совершилось и Его Вознесение. Москва, устраивавшая себя «Третьим Римом», словно уготавливала пути Господу. Есть версия, что храм в Коломенском отстоит от Кремля на том же расстоянии «дневного пути», как Елеонская гора отстоит от Иерусалима. В средневековые времена ожидание скорого конца света было естественным, и его могли ожидать именно в «Третьем Риме» как последнем и единственном оплоте мирового Православия после того как Россия осуществит свою мессианскую идею. По московской легенде, Господу даже уготовили символическое место в восточной части Вознесенского храма. До окончательного сооружения Ивана Великого при Борисе Годунове, именно Вознесенский храм в Коломенском был самым высоким сооружением Москвы: его высота составляла более 60 метров. Предназначению Вознесенского храма символизировать богоизбранность России и русскую идею соответствовала новая гениальная архитектура храма, подобно стреле рвущегося к небесам: шатер, положенный в основание храма вместо традиционных крестово-купольных храмов, пришедших к нам из Византии. Это был первый на Руси каменный шатровый храм. В нем выражалась, во-первых, самобытность России как самостоятельной православной цивилизации и, во-вторых, сама символическая идея шатра. Если в крестово-купольных церквях в основе планировке лежит православный крест, внутренние столбы означают опору (столпы) Церкви (оттого на них писали образы святых), а традиционное пятиглавие символизирует Господа Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, то в шатровом храме смысл раскрывается иначе. Шатровая сень издревле, еще с ветхозаветных времен, символизировала святость места, над которым она возводилась. В христианской традиции шатровая сень как образ Божественной благодати возводилась над священным местом, символизируя его богохранимость и нисходящую на него благодать Божию. В шатровом церковном зодчестве сень возводилась как над храмом – домом Божиим и его алтарем, так и над молящимися в нем, а в коломенском Вознесенском храме – еще и над членами великокняжеской семьи, и особенно над рожденным по горячим молитвам наследником.
Пятиглавые храмы.
Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах.
Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.
Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре
Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение. В росписи иконостаса этого собора принимал участие московский живописец Симон Ушаков, роспись стен выполнял Дмитрий Григорьев.
Смоленский собор Новодевичьего монастыря
Новодевичий монастырь был построен в начале XVI века - в 1524 году началось строительство великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Есть и другая версия - Основание девичьего монастыря Василием III совпадает с его бракоразводным процессом, поэтому некоторые исследователи полагают, что князь «вспомнил» о своём обете именно с этой целью и монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой. Именно Новодевичий монастырь станет в дальнейшем пристанищем для вводов и разведенных и насильно постриженных представительниц царских и боярских кровей. Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.
Самые известные монахини:
Соломония Сабурова - жена Василия 3
Ирина Годунова- жена зря Федора Иоанновича и сестра царя Бориса Годунова
Софья Алексеевна - сестра Петра Первого, регент
Евдокия Лопухина - жена Петра Первого
Каменное гражданское строительство
В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы.
В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо).
Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).
Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).
Итогом крепостного зодчества XVI в. стал построенный Федором Конем в 1595–1602 гг. Смоленский кремль, который Борис Годунов назвал «ожерельем всей Руси… на зависть врагам и на гордость Московского государства».
Развивается каменное гражданское строительство. Среди построек можно выделить Александрову слободу, Опрѝчный двор (не сохранился).
Александрова Слобода была построена в 1513 году, как загородная резиденция Василия 3, потом после его смерти она отошла Елене Глинской (в опричь - вдовий надел) , и Ивану Грозному. Иван также использовал Слободу (кремль) в качестве своей загородной резиденции. Именно в Слободу уехал Иван 4, перед тем как начать вводить опричнину. Слобода превратилась в фактическую столицу государства, здесь была учреждена опричнина, в слободе функционировали приказы, Боярская дума и ряд других учреждений. Отсюда был совершён поход на вольный Великий Новгород. В 1581 году царь покинул крепость в Александровской слободе после смерти своего сына Ивана
Андрей Чохов с 1568 по 1632 г. изготовил множество пушек калибром от 92 до 470 мм, длиной до 6 м, весом от 1,2 до 7,2 т.В 1586 г. он отлил Царь-пушку для Кремля. Она стояла возле лобного места, откуда зачитывали царские указы, символизируя силу. мощь власти. Ее длина – 5,34 м, калибр – 890 мм, масса ствола 40 т. Распространено мнение, что Царь-пушка никогда не стреляла. Однако некоторые историки утверждают, что она произвела несколько выстрелов, но не ядрами, а картечью.
Иконопись
Для иконописи XVI в. было характерно и возвеличивание официальных политических идей средствами искусства. Так появилась знаменитая икона «Церковь воинствующая», или «Благословенно воинство Небесного Царя». На ней изображено возвращение русского войска после Казанской победы. Икона вместе с молебным местом царя, украшенным рельефами на сюжет «Сказания о князьях Владимирских», должна была демонстрировать преемственность власти московских царей от великих князей киевских и владимирских
в это время активно развиваются. Различные миродержавные теории, вселенские и космологические концепции идеи государственности, а также династические интересы способствовали становлению чувства историзма, все более освобождающегося от аллегорической формы.
В росписи Золотой палаты Кремлевского дворца было немало композиций исторического характера: крещение Руси, история царских регалий Владимира Мономаха, поход Мономаха на Константинополь и т.п. Роспись Золотой палаты — не сохранившаяся до наших дней — памятник светского монументального искусства Древней Руси.
В росписи Грановитой палаты была развернута генеалогия Рюрика, история раздела Киевской земли князем Владимиром и т.д. Первые фрески, исполненные в конце XVI столетия при царе Федоре Ивановиче, просуществовали до второй половины XVII века. Существующая ныне живопись была создана в 1882 году.
Живопись.
Появление жанра парсуны. Парсуна - ранний жанр портрета в Русском царстве, сходный с канонами иконописи.Существует одно единственное, оригинальное изображение Ивана Васильевича в жанре парсуны, хранящее далеко за пределами в России - в Копенгагене. Считается, что именно это изображение он отправил королеве Англии, выдвигая свою кандидатуру в ее супруги.
Быт.
При всей обширности своей территории Московское государство в середине XVI в. имело сравнительно малочисленное население, не более 6-7 млн. человек (для сравнения: Франция в это же время имела 17-18 млн. человек). Из русских городов только Москва и Новгород Великий насчитывали по несколько десятков тысяч жителей, удельный вес городского населения не превышал 2% от общей массы населения страны. В конце 16 веке возросла грамотность населения Руси. Грамотных дворян и бояр было около 65%, посадских людей – до 40%. Крестьян – до 15%. Образование необходимо было купечеству. На созванном в 1551 г. Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения.
Все основные постройки крестьянского двора были срубные - избы, клети, сенники, мшаники, конюшни, хлева (хотя есть упоминания и о плетневых хлевах). Основным и обязательным элементом такого двора была изба, отапливаемая постройка, утеплённая в пазах мхом, где жила семья крестьянина, где в зимнее время занимались и работали (ткали, пряли, изготовляли различную утварь, инструменты), здесь же в морозы находил приют и скот. Как правило, на двор приходилось по одной избе, но бывали крестьянские дворы с двумя и даже с тремя избами, где размещались большие неразделенные семьи. Как элемент жилища появились сени, которые служат соединительным звеном между двумя постройками - избой и клетью. Но изменение внутренней планировки нельзя рассматривать только формально. Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы - всё это намного улучшило жильё, сделало его более теплым, удобным. Общий подъём культуры отразился и в этом усовершенствовании жилища, хотя XVI век был только началом дальнейших изменений, и появление сеней даже в конце XVI века стало типичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России. Как и другие элементы жилища, раньше всего они появились в северных районах. Второй обязательной постройкой крестьянского двора была клеть, т.е. срубное помещение, служившее для хранения зерна, одежды, другого имущества крестьян. Но не все районы знали именно клеть как второе хозяйственное помещение. Традиция мыться в банях среди русских крестьян была не повсеместной. В иных местах мылись в печах.
Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи шились из шерстяной ткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. В XVI веке рубахи носились обязательно с определенными украшениями, которые у богатых и знатных делались из жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных нитей, а у простонародия, красными нитками. Главнейший элемент такого набора украшений - ожерелье, закрывавшее разрез ворота.Обувь XVI века была весьма разнообразной и по материалам, и по покрою. Археологические раскопки дают явное преобладание кожаной обуви плетеной с лыка или бересты. Это значит, что лапти не были известны населению Руси с древности и были скорей дополнительной, предназначенной для особых случаев обувью.
Что касается сарафанов, то они ещё в XVII веке оставались по преимуществу мужской одеждой, а не женской. С XVII века поверх рубахи женщины стали надевать сарафан, то есть платье без рукавов, которое облегало грудь и расширялось книзу или поневу — шерстяную юбку синего или черного цвета, с украшенным низом
Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные, гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. Для XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.
Семья .
Социальным рубежом окончательного взросления на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника. Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы в 12–15 лет были нормой.
Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у соседей подозрение. Только две причины считались уважительными – болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки так оценивали значение семьи: "Не женат – не человек", "В семье и каша гуще", "Семье в куче не страшна и туча". В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15-20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников. Тесновато бывало такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка "В тесноте да не в обиде"? В XVII в. преобладали семьи не более 10 человек, состоящие, как правило, из представителей двух поколений – родителей и детей.»
В брак молодые вступали по воле родителей и до свадьбы могли вообще не знать друг друга .
Любовь между супругами по большей части умеренна, в особенности у мужей именитых и знатных. Это происходит оттого, что они женятся на девушках, которых раньше никогда не видели, а затем, занятые государевой службой, вынуждены бывают покидать жен и в это время пятнают себя позорными связями на стороне.
Положение женщин весьма плачевно. Они (московиты) не верят в честь женщины, если она не живет взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходит. Они отказывают женщине в целомудрии, если она позволяет смотреть на себя посторонним или иностранцам. Заключенные дома, они только прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого голоса и участия в хозяйстве; все домашние работы считаются делом рабов...
Весьма редко допускают женщин в храмы, еще реже – на беседы с друзьями, и только в том случае, если эти друзья – совершенные старики и свободны от всякого подозрения. Однако в определенные праздничные дни они разрешают женам и дочерям сходиться вместе для развлечения на широком лугу. Здесь, усаживаясь на некое колесо, наподобие колеса Фортуны, они едут то вверх, то вниз; или иначе – привязывают веревку, так что она провисает, и, сидя на ней, они после толчка раскачиваются и движутся туда-сюда, или, наконец, они забавляются определенными песнями, хлопая при этом в ладоши; плясок же они совершенно не устраивают»
Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту, хотя она и находилась под гнетом тяжелых работ, хотя на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее, но по крайней мере не держали взаперти. У козаков женщины пользовались сравнительно большею свободою: жены козаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы. У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву, а если дозволялось некоторого рода обращение с теми, с кем мужу угодно было позволить это, то и тогда ее связывали наставления и замечания: что говорить, о чем умолчать, что спросить, чего не слышать. В домашнем быту часто ей не давали права хозяйства, женщина могла только вышивать весь день и смотреть за детьми, муж мог ее полностью отлучить от управления домашними делами. Обращение мужьев с женами было таково: по обыкновению, у мужа висела плеть, исключительно назначенная для жены и называемая дурак; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек дураком до крови — это называлось учить жену; у иных мужьев вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина — и жену били, как скотину. Такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но еще вменялось мужу в нравственную обязанность.
Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке и в будущем и дом свой погубит.
"Домострой" человеколюбиво советует не бить жены кулаком по лицу, по глазам, не бить ее вообще железным или деревянным орудием, чтоб не изувечить или не допустить до выкидыша ребенка, если она беременна; он находит,
Домострой: «бить жену плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово».
Нередко в таком случае муж заколачивал жену до смерти и оставался без наказания, потому что жена умирала медленно и, следовательно, нельзя было сказать, что убил ее он, а бить ее, хотя по десяти раз в день, не считалось дурным делом. Случалось, что муж таким образом приневоливал ее вступить в монастырь, как свидетельствует народная песня, где изображается такого рода насилие. Некоторые жены мстили за себя доносами. Как ни безгласна была жена пред мужем, но точно так же были мужья безгласны пред царем. Голос жены, как и голос всякого, и в том числе холопа, принимали в уважение, когда дело шло о злоумышлении на особу царского дома или о краже царской казны.