Найти в Дзене
SISTEMA-STAGE

Поворотный круг: как он устроен и что он умеет. Часть 1.

Оглавление

Как и большинство сценического оборудования, поворотный круг - из"старожилов", которые на сцене XXI века обрели вторую молодость: сохранив сам принцип своего действия, научились быть не просто полезными, а - вдохновляющими.

Поворотный круг — это круглая вращающаяся часть сцены. Вращающейся может быть также круг без «середины» – тогда это называется поворотное кольцо. А иногда театр заказывает комбинацию – круг+кольцо: такой комплект дает сцене особые возможности, ведь двигаться круг и кольцо могут автономно друг от друга и в разных направлениях.

В зависимости от того, накладывается (собирается) круг/кольцо поверх планшета сцены только на время спектакля или встраивается (врезается) в него, круги делят на накладные (сборно-разборные) и врезные (стационарные).

Накладной модульный круг/кольцо состоит из центральной пяты (опоры, вокруг которой собирается конструкция круга), каркаса, настила и ходовой части. Каркас может быть секционным, балочным или комбинированным. Настил, независимо от конструкции каркаса, всегда делается щитовой. Ходовая часть состоит из роликов, прикреплённых к секциям и/или балкам каркаса. Обычно накладной круг снабжают токосъёмником для того, чтобы можно было подключить прямо на вращающейся части какие-то электроприборы.

Два рабочих сцены собирают накладной круг за 2-3 часа, причем все чаще фрагменты круга уже нет необходимости нумеровать. Технология производства обеспечивает полную идентичность, поэтому собираться они могут в любой последовательности.

Для вращения накладного поворотного круга обычно используют выносной (его можно увидеть, так как он располагается вне конструкции самого круга) и встроенный фрикционный привод - потому что он компактный и автономный. Хотя в принципе и тросовый привод для накладного круга не заказан.

Поворотный круг и кукольный театр

Накладной круг в театрах любят как раз за его непостоянство и мобильный характер. Не в каждую сцену встроишь «на постоянку» крупногабаритную конструкцию, которая требует хоть какого-то, а часто очень даже значительного пространства под сценой (трюма). Да и дороже врезные круги, что понятно.

К примеру, Омскому театру куклы, актера, маски с его компактной сценой и спецификой репертуара стационарный круг был не нужен, а вот накладной – очень даже. Одна постановка, которую театр очень хотел показать своему зрителю, никак без такого оборудования не закручивалась.

«Арлекин» давно мечтал заполучить к себе известного режиссера Олега Жюгжду (Белоруссия) и поставить пьесу Карла Гоцци «Ворон». И вот когда сотрудничество наконец сложилось, срочно заказал накладной круг. По задумке режиссера, круг вращается во время действия, поворачивая выстроенную на нем декорацию (постапокалиптический мир) и самих актеров нужным ракурсом к зрителю.

Почему он такой послушный?

Такая на первый взгляд простая вещь, как поворот круга во время действия, то есть на глазах у зрителей, простой стала только благодаря возможностям современной механики. А именно – плавности хода (идеально выровненная дорога из амортизирующих и шумопоглощающих материалов), тихому (менее 45 Дб!) мотору и – самое главное! – электронному позиционированию!

За остановку круга в точно заданной координате отвечает датчик углового положения – электронное устройство, которое устанавливается на периметре вращающегося объекта и определяет отклонение механизма в градусах от нулевой отметки, за которую в театре стандартно берется зрительный зал.
Информацию об угле отклонения датчик передает на шкаф управления, а оттуда – на пульт круга. По требованиям безопасности поворотный круг обязательно должен иметь отдельный пульт управления, но при этом его можно включить в общую компьютерную систему управления механикой всего сценического комплекса.

Процесс подготовки к спектаклю с участием современного поворотного круга выглядит так: кругу вручную (не руками, конечно, а нажимая пальцем кнопку на пульте в тот момент, когда круг приехал в нужную точку) придают нужное положение. Потом координаты, а также количество оборотов, которые круг должен сделать с момента начала движения и до остановки (иными словами, сколько раз он должен «пропустить» метку остановки), записывают в пульт. И так для каждой перемены. Получается механический сценарий спектакля, который потом уже просто воспроизводится оператором.

Больше кругов, хороших и разных!

На новой сцене знаменитого Самарского ТЮЗа "СамАрт" есть стационарный врезной круг. Но это не помешало театру заказать еще и накладной 15-метровый сборно-разборный круг. Зачем? Производственная необходимость!

Зал "СамАрт" устроен так, что любая его часть может стать сценой или зрительским залом , а с мобильным накладным поворотным кругом любая часть может стать поворотной сценой или – поворотным зрительским партером и амфитеатром (подробнее об этом можно почитать и посмотреть фото здесь) .

В легендарном спектакле "СамАрт" "Мамаша Кураж" накладной поворотный круг монтирую в центре зала и зрителей размещают прямо на нем. Когда печально известная маркитантка Анна Фирлинг в очередной раз трогается в путь, вслед ее повозке движется и зритель на круге. Очевидцы говорят – пробирает до костей.

В следующих публикациях – о том, какими бывают врезные поворотные круги, что общего у поворотного круга и малоэтажного строительства и как поворотный круг становится "ассистентом" режиссера.

Наш сайт www.sistema-stage.ru