В Государственной Думе появился законопроект № 982396-7 о внесении изменений в статью 7 Закона о ФСБ (№ 40-ФЗ).
Суть законопроекта
Законопроект предлагает запретить военнослужащим, гражданским служащим, работникам, а также лицам, уволенным из органов ФСБ разглашать информацию о деятельности #ФСБ, составляющей профессиональную тайну.
Планируется закрепить, что к профессиональной тайне ФСБ будет относиться информация, не содержащая сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, отнесенные к служебной информации ограниченного распространения, разглашение (распространение) которой может создать угрозу собственной безопасности ФСБ и/или нанести ущерб их репутации.
Тут же отметим следующее.
В указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 приведены определения служебной и профессиональной тайны:
- служебная тайна — сведения, доступ к которым ограничен госорганами в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;
- профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Отличительными признаками профессиональной тайны является тот факт, что сведения конфиденциального характера получены от гражданина представителями определённых профессий в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственно властными полномочиями. Примерами профессиональной тайны являются адвокатская тайна, врачебная тайна, тайна нотариального действия, банковская тайна и др. Следовательно, категория профессиональной тайны защищает гражданина от неправомерных посягательств на его конфиденциальные сведения со стороны третьих лиц, в том числе и со стороны государственных органов.
Многообразие видов информации из разряда профессиональной тайны продиктовано разнообразием профессиональной деятельности, в процессе которой должностные лица определенной профессии становятся обладателями «секретной» информации.
Сведения, составляющие отдельные виды профессиональной тайны, представлены в таблице:
Таким образом, к профессиональной тайне относится информация:
- ставшая известной лицу определенной профессии в силу исполнения им профессиональных обязанностей;
- не являющаяся государственной или коммерческой тайной;
- защищаемая законом;
- не связанная с государственной или муниципальной службой;
- распространение которой может нанести ущерб ее исходному владельцу.
Из этого следует, что информация о деятельности #фсб россии не может никак составлять профессиональную тайну, потому что:
- сведения об органах ФСБ относятся не к определенной профессиональной деятельности, а к государственной службе, так как исходя из статьи 1 закона о ФСБ, органы ФСБ являются государственными органами;
- сведения которые пытается законопроект назвать профессиональной тайной никем органам ФСБ не сообщается. Такие сведения являются сведениями о деятельности государственных органов. А отличительным признаком информации, которая относится к профессиональной тайне, является добровольное сообщение сведений физическим лицом врачу или адвокату.
- Информация об органах ФСБ связана с государственной службой, что является основным обстоятельством в пользу того, что невозможно отнести такую информацию к профессиональной тайне.
Кроме этого, согласно пункту 4 статьи 8 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Кроме того, пункт 5 статьи 8 Закона № 149-ФЗ говорит, что государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
ФСБ является федеральным органом исполнительной власти, поэтому статья 8 Закона № 149-ФЗ имеет прямое отношение к нему.
Законопроект предусматривает, что подготовленные для открытого опубликования (размещения, распространения) информационные материалы, касающиеся деятельности органов безопасности, будут подлежать экспертной оценке в органах безопасности, которые изучат данные материалы на наличие или отсутствие указанной информации и представят автору соответствующее заключение.
Перечень такой информации, а также порядок проведения экспертизы (оценки) указанных материалов на предмет наличия (отсутствия) в них соответствующей информации определит руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Опубликование (размещение, распространение) информационных материалов, касающихся деятельности ФСБ, без соответствующего заключения органа ФСБ, не допускается.
Как отмечают авторы проекта, он подготовлен в целях совершенствования правовых основ защиты сведений о ФСБ. Хотя лично для нас - большой вопрос - является ли защита репутации ФСБ (как указано непосредственно авторами законопроекта) защитой ФСБ в целом.
А если эта информация будет касаться #нарушения законодательства со стороны органов ФСБ, такая информация получается будет закрыта, чтобы не навредить репутации? Так это является незаконным. Для этого и существует статья 8 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Федеральные органы исполнительной власти должны беспокоится о своей репутации не путём запрета распространения информации о себе, а своей профессиональной работой с соблюдением всех норм законодательства.
А как думаете вы ?! Делитесь комментариями!
Подписывайтесь на наш канал и на наши соцсети (ссылки в шапке профиля).