Ключевые слова:
стрессы, их виды,адаптация к стрессовым ситуациям.
“Стресс – неотъемлемая составляющая человеческой жизни.”
Ганс Селье
Целью данной статьи является приведение классификации разновидностей стрессов, с основой на обзор – отечественной и зарубежной литературы и обобщение ряда приемов, позволяющих дать сведения о путях увеличения степени адаптации сотрудника к стрессам в условиях современной жесткой конкуренции, возникновения и крушения новых фирм, множества кризисных тенденций в современном обществе.
Слово "стресс" произошло от старофранцузского "дистресс", означающее "быть поставленным в положение ограничения или притеснения". Современное определение звучит так: стресс - это требование, предъявляемое к адаптируемым способностям разума и тела. Стресс - это естественная часть нашей повседневной жизни, он возникает в тех случаях, когда человек сталкивается с требованиями, которые оказываются слишком высокими, то есть существенно превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, различные страхи и тревоги. Факторы, вызывающие стресс, получили название стрессоры - они специфичны для каждого человека и зависят от ситуации. Однако у этих стрессоров есть нечто общее: все они предъявляют требования к перестройке организма или поведения человека, то есть адаптации к возникающей трудности и приспособлению к новой ситуации.
Можно выделить два вида стресса (по классификации психолога Г. Селье):
1) Эустресс - активизирует и мобилизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Это кратковременный стресс, который расходует лишь "поверхностные" адаптирующие резервы. Такой вид стресса даже благоприятен для человека: он добавляет интерес к жизни, заставляет тянуться вверх и действовать более интенсивно.
2) Дистресс - разрушительный процесс, дезорганизирующий поведение человека и ухудшающий протекание психофизиологических функций. Это длительный стресс, при котором расходуются уже и глубинные адаптационные резервы. Такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз.
На протяжении всей жизни человек находится между "силой требования" и "способностью к ответу", то есть стремится к гармонии между ними. Расхождения между этими условиями вызывают психологический конфликт, окончательным итогом которого может стать вероятность стресса.
1.1. Разновидности стресса
Разновидностей стресса существует достаточно много, в обобщенном виде можно выделить:
Хронический стресс - предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенно напряженном состоянии (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений и пр.).
Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми и пр.).
Физиологический стресс - возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума и пр.).
Психологический стресс - является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, оскорбление, выполнение работы, не соответствующей квалификации и пр. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы и т.п. Разновидностью психологического стресса является эмоциональный стресс, который проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
Информационный стресс - возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.
1.2. Факторы, ведущие к возникновению стрессов
Существует много факторов, вызывающих стрессы. Те из них, которые влияют на возникновение стресса личности в организации, можно подразделить на организационные, внеорганизационные и личностные.
Организационные факторы определяются позицией сотрудника в организации, в частности, отсутствием работы в соответствии с его квалификацией; плохими взаимоотношениями с окружающими; отсутствием перспектив роста; наличием конкуренции на рабочих местах и др.
Внеорганизационные факторы вызывают возникновение стрессов в результате действия следующих обстоятельств:
· отсутствия работы или длительного ее поиска;
· конкуренции на рынке труда;
· кризисного состояния экономики страны в целом и региона в частности;
· семейных трудностей.
Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и др.
1.3. Способы адаптации к стрессам
Управление стрессами представляет собой совокупность способов адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.
Первый - на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях регулярно проводятся тренинги релаксации под руководством психолога, коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы.
Второй уровень управления стрессом осуществляется на уровне отдельной личности. Этот способ состоит в том, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Ниже приведены некоторые примеры различных методов нейтрализации стресса:
Планирование
Со многими проблемами в личной или профессиональной жизни можно справиться с помощью планирования. Выделите некоторое время для уяснения своих личных или служебных задач. На работе установите определенные часы для планирования деятельности на следующий день. Определите, как эта деятельность соотносится с Вашими личными целями и целями всей компании. Занимайтесь,т.о., тайм- менеджментом (см.по данному вопросу ,например, кн.Глеба Архангельского)
Физические упражнения
Регулярные упражнения очень полезны для здоровья человека, они являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на общее физическое состояние.
Диета
Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма, создает условия для слишком сильной восприимчивости к болезням. Кроме того, во время стресса нормальный режим питания нарушается, поэтому важным является соблюдение правильной диеты, употребление в пищу больше овощей и фруктов зеленого цвета.
Психотерапия
Широкое разнообразие техник, обычно используемых при интенсивной работе со специалистами-профессионалами.
Психоанализ
Форма психотерапии, при которой исследуются подсознательные основы отклонений в поведении и мировосприятии.(Ниже вы найдете способы релаксации).
1.4. Профессиональный стресс.
1.4.1. Понятие и динамика профессионального стресса.
Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека (рис. 1):
1. Нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ);
2. Собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);
3. Снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия CD).
Линия АD условно показывает уровень активности человека, находящегося в бодрствующем, уравновешенном состоянии.
Рис. 1. Динамика стрессового состояния у работника
1.4.2. Стрессовые сценарии.
· Саморегуляция работника в условиях профессионального стресса
«Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль!» Один ведущий специалист крупной фирмы выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В!».
Необходимо запомнить следующие правила саморегуляции в условиях профессионального стресса:
Правило 1. Полезно наблюдать за самим собой. Что вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится первая стадия вашего стресса? Это происходит сразу, как говорят, с «пол-оборота», или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием? Что с вами происходит, когда вы теряете самообладание (в точке «В»)?
Следует помнить, что успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно вы научитесь замечать, что вступаете в «зону» стресса и теряете самоконтроль.
Правило 2. Необходимо искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия: сделать паузу в общении с сотрудниками (помолчать несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание); выйти из комнаты; переместиться в другую, отдаленную часть помещения.
Правило 3. Необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение. Если потеря самообладания произошла на работе, можно заняться следующим:
· перебрать свои деловые бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;
· выйти в коридор и поговорить с симпатичными коллегами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);
· подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу;
· обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;
· зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду.
Такой «перерыв» можно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки самого себя» вошло в привычку.
Правило 4. Следует серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение. Что вас больше всего радует? Чем вы занимаетесь с увлечением? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.
1.4.3. Коммуникативный стресс в условиях профессиональной деятельности. Правила и техники поведения.
· Раздражительность в деловом общении
Основная причина раздражительности - это усталость и истощенность по причине производственной перегрузки работников. Причиной раздражительности может выступить пониженная самооценка.
· Коммуникативная агрессия
Повышенная раздражительность легко переходит в коммуникативную агрессию - специфическую форму выражения тяжелых, негативных состояний.
Коммуникативная агрессия бывает физической или вербальной (словесной), прямой или косвенной (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы), ситуативной (спонтанные вспышки слепой ярости), направленной на другого (обвинение другого) или на себя (самообвинение).
Чтобы принцип справедливости не нарушался в процессе делового общения, необходимо правильно выбрать психологическую «валюту» своего вклада в общение.
Например, вы считаете, что вашему партнеру нравятся ваша прямота, решительность и самостоятельность. Вы открыто высказываете свою точку зрения, спорите, доказываете свою правоту. Но вы ошибаетесь: ваш партнер нуждается совсем в другом — в вашей способности к компромиссу, уступке и согласию даже тогда, когда вы имеете другое мнение. Он оценит вашу мягкость и со своей стороны в подходящем случае тоже сможет уступить и согласиться.
· Терпение и самообладание
Чтобы не попасть в стресс, связанный с проблемами делового общения, необходимо выполнять одно главное условие: быть терпеливым к разным людям и сохранять самообладание в трудных ситуациях. Терпеливый человек опирается на свой профессиональный и жизненный опыт, показывающий, что деловых партнеров без недостатков не бывает. Он знает свои недостатки, поэтому спокойно и терпеливо относится к недостаткам окружающих людей.
· Техника делового общения
На самом деле остановить болтливого человека и в то же время не обидеть его совсем просто. Главное, выполнять такие правила:
Правило 1. Внутренне решиться позаботиться о самом себе: своем, спокойствии, желании провести эти минуты по своему усмотрению.
Такое внутреннее решение — залог того, что вы сможете прервать болтуна без раздражения, спокойным и не обидным для него тоном. Если вы сможете сделать это действительно спокойно, он примет ваши действия как само собой разумеющиеся и не обидится. Если же вы покажете свое раздражение, он почувствует протест и ваши отношения могут ухудшиться, хотя вы в этом не виноваты, а виноват главным образом он сам.
Правило 2. Не берите вину на себя! Вы имеете полное право на равных участвовать в общении. Вы имеете право говорить, задавать вопросы, высказывать свое мнение, а не только выступать в качестве слушателя.
Правило 3. Не вините своего партнера-болтуна. Вы имеете в общении свои права, он тоже имеет свои права. Если он говорит слишком много, вы дали ему возможность «захватить коммуникативное пространство», были излишне пассивны и не смогли вовремя прервать его монолог. Возможно также, что он активно стремится общаться именно с вами и по-своему пытается быть для Вас интересным.
Внутренне вас успокоит и то соображение, что болтливый человек — это человек открытый и часто не способный нанести «удар в спину».
Правило 4. Чтобы остановить не в меру болтливого человека, необходимо проговорить следующее: все, что он говорит, - безусловно, интересно и важно; но именно сейчас (в данный момент, в эту минуту) вам необходимо... (подумать в тишине, расслабиться, отвлечься, почитать интересную книгу и т. п.); возможно, через какое-то время (через час, день, месяц и далее, сроки можно не уточнять) вы продолжите беседу.
· Формулирование отказа в деловом общении
Обычно человек боится отказать в следующих случаях:
· когда хочет быть всегда и для всех добрым и хочет, чтобы его все уважали;
· когда его самооценка и отношение к самому себе зависят от оценки и отношения к нему других людей;
· когда он внутренне не свободен и зависит от деловых партнеров.
Коммуникативная формула отказа. При формулировании отказа текст, произносимый отказывающим человеком, содержит три основные части:
· фразу, содержащую положительное содержание (положительную оценку собеседника, отношений или ситуации);
· фразу, содержащую отрицательное содержание (формулировку отказа и его объективных причин);
· фразу, содержащую опять положительное содержание (положительный прогноз относительно того, что когда-то в будущем помощь партнеру может быть оказана, потому что является важным факт сохранения хороших отношений).
Приведенная выше формула отказа является эффективной, потому что построена на основе психологических законов восприятия и общения.
· Стресс несовпадения по темпу общения
Партнеры часто бывают недовольны друг другом, если один говорит об излишней медлительности своего собеседника, а второй, наоборот, об излишней поспешности.
Чтобы «подстроиться» под темп общения своего партнера, необходимо в первые минуты понаблюдать, быстро или медленно общается ваш собеседник, а также попробовать перейти на его темп общения. Если не получится эффективно подстроиться, необходимо постараться изменить темп общения своего знакомого:
- «Прошу тебя, говори немного помедленнее. Я не успеваю тебя понять»,
- «Прошу тебя, не тяни так долго фразы. Мне трудно уследить за твоими рассуждениями».
1.4.4. Стресс подчинения.
Стрессовое напряжение часто возникает у подчиненных. Они обладают разными характерами, некоторые из них эффективно выполняют свою исполнительскую деятельность, потому что она не требует высокой ответственности, а другие, наоборот, тяготятся своим подчиненным положением. Можно говорить о трех психологических типах работников: исполнителях, экспертах и руководителях.
Исполнитель - это работник, испытывающий эмоциональный дискомфорт в ситуации высокой ответственности, необходимости принимать решения, контролировать других работников, определять поощрительные или негативные способы воздействия. Такие работники нередко проявляют эмоциональную чувствительность, сильно волнуются в значимых ситуациях, избегают конфликтов, переживают, если их обидели, тревожатся, «как бы чего не вышло». Они настроены на исполнительскую деятельность, потому что она для них не связана со стрессом ответственности. Если работник проявляет психологический тип исполнителя, подчинение не будет вызывать у него стрессового состояния.
Эксперт - специалист, также испытывающий эмоциональное напряжение при необходимости руководить людьми. Но от исполнителя он отличается тем, что не имеет потребности к подчинению. Наоборот, наиболее эффективно эксперт работает в условиях профессиональной независимости. Как правило, он хорошо знает свое дело и не боится проявлять самостоятельное мнение, даже если оно не согласуется с мнением руководителя. В случае делового противоречия или конфликта эксперт легко находит работу в другой компании. Если работник по типу характера — эксперт, подчиненное положение будет вызывать у него стрессовое состояние.
Руководитель - это работник, проявляющий организаторские способности и стремление управлять ситуацией. Люди этого склада часто стремятся к власти и контролю над ситуацией, имеют потребность в лидерской позиции, легко берут на себя ответственность. Такие работники также испытывают стресс подчинения и стремятся к лидерству.
1.5 . Психологический мини-практикум.
1.5.1.Определение степени подверженности стрессу
Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий определить степень подверженности вас стрессу.
Перед вами 18 утверждений. Ваша задача состоит в том, что вы должны определить, в какой степени каждое утверждение имеет отношение к вам. При ответах используйте следующую шкалу (в баллах) :
1. всегда;
2. почти всегда;
3. редко;
4. очень редко;
5. никогда.
=====================
1. Не менее одного раза в день я ем горячую пищу.
2. Я не менее четырех ночей в неделю сплю по 7—8 часов.
3. Я получаю от людей положительный эмоциональный отклик и сам плачу людям тем же.
4. У меня есть родственники, на которых я могу положиться.
5. Я занимаюсь физзарядкой до пота не менее двух раз в неделю.
6. Я выкуриваю в день менее половины пачки сигарет.
7. В неделю я принимаю алкоголь менее пяти раз;
8. Мой вес соответствует моему росту.
9. Моя зарплата соответствует моим расходам.
10. У меня много друзей и знакомых.
11. У меня есть друг (друзья), с которыми я могу поделиться своими сокровенными мыслями.
12. Мое здоровье в норме.
13. Я могу свободно говорить о своих переживаниях, будучи в расстроенных чувствах.
14. Я обсуждаю свои личные проблемы с людьми, с которыми общаюсь.
15. Не менее, чем раз в неделю - я шучу.
16. Я способен достаточно эффективно организовать свое время.
17. Я выпиваю менее трех чашек кофе (чая) в неделю.
18. В течение дня мне удается побыть некоторое время одному .
Обработка и оценка результатов:
1. Сложить полученные вами баллы.
2. Из общей суммы вычесть 18.
Сумма баллов более 25 указывает на подверженность стрессу. Сумма баллов 40—65 указывает на подверженность стрессу в сильной степени. Сумма баллов больше 65 показывает, что вы на грани срыва .
Каждый руководитель несет ответственность в организации за ликвидацию возникающих конфликтов независимо от того, какими они являются: деловыми, межличностными или ролевыми. Существуют определенные возможности у каждого руководителя, чтобы преодолеть конфликтные действия внутри группы. Ниже вы познакомитесь (в Главе о конфликтах) с составленной нами обобщенной методикой, с помощью которой можно представить ясную программу по разрешению разнообразных конфликтов.
1.5.2. Тренинг активной релаксации
Финские специалисты И. Ниссисьен и Э. Воутилайнен отмечают, что существует по крайней мере двадцать западных методик расслабления, разработанных и апробированных уже в XIX в. Все эти методики делятся на пассивные и активные.
Основной чертой пассивных методик является то, что состояние полного расслабления достигается обращением к помощи опытного гипнотизера или с помощью самовнушения.
При активных методиках человек выполняет целенаправленно комплекс несложных упражнений, с помощью которых достигает состояния расслабления.
Схема расслабления:
1. Выберите тихое помещение с умеренным освещением; подберите удобный стул (кресло), снимите обувь. Проследите, чтобы пояс не был затянут туго.
2. Начните с нескольких гимнастических упражнений. После каждого упражнения расслабьтесь.
2.1. Сожмите ладонь правой руки в кулак с такой силой, чтобы он задрожал от напряжения. Затем разожмите кулак и расслабьте руку. Повторите это упражнение с левой рукой. Сидите расслабленно.
2.2. Сморщите лоб настолько, насколько это возможно, после нею расслабьте лобные части мышцы; повторите упражнения 2—3 раза.
2.3. Зажмурьте глаза как можно сильнее и затем расслабьте их.
2.4. 2.4. Прижмите язык к нёбу так, чтобы чувствовалось напряжение в гортани; расслабьте гортань.
2.5. Сожмите плотно губы; расслабьте их.
2.6. Поднимите как можно выше плечо на несколько секунд.
2.7. При сильном вдохе напрягите мышцы живота и задержитесь на некоторое время в напряженном положении.
2.8. Втяните живот внутрь и задержитесь в этом положении на несколько секунд.
2.9. Поднимите правую ногу и выпрямите ее. Попытайтесь согнуть пальцы ног.
2.10. Проделайте эти упражнения с левой ногой.
2.11. Поднимите вверх обе ноги и проделайте это упражнение обеими ногами одновременно. Опустите ноги.
2.12. Сильным движением поднимите оба колена и задержитесь на несколько секунд в напряженном положении. Опустите ноги вниз.
3. Продолжайте сидеть удобно в кресле, дышите глубоко и спокойно. Закройте глаза и держите их закрытыми. Расслабляйтесь все полнее и полнее.
3.1. Расслабьте все мышцы головы. Сначала лоб, затем брови, нос, щеки. Мышцы щек расслабьте полностью. Уберите напряжение вокруг рта и губ.
3.2. Затем расслабьте язычок, глотку, гортань, голосовые связки и шею, затылочные мышцы (запрокиньте голову назад и постарайтесь положить ее на спинку стула).
3.3. Расслабьте мышцы плеч, рук, кисти рук и пальцы; как только руки расслабятся, в них почувствуется тяжесть.
3.4. Теперь сосредоточьте свои мысли на грудных и спинных мышцах.
3.5. Расслабьте поясную область, важнейшие мышцы между легкими и желудком.
3.6. После этого расслабьте все мышцы, расположенные ниже пояса: бедренные, икроножные, мышцы ступней и пальцев ног. Теперь вы находитесь в состоянии полного расслабления. Не меняйте своего положения. Погружайтесь в еще более глубокое состояние расслабления.
4. Затем нужно сосредоточиться в течение нескольких минут; на дыхании. Спокойное и ровное дыхание имеет очень большое значение для расслабления, поскольку успокаивающе влияет на мозг и кровообращение. При каждом выдохе повторяйте: «Я чувствую, как мои мышцы расслабляются все больше, и больше. Мои мышцы становятся все тяжелее и тяжелее. Я чувствую, как по ним разливается приятное ощущение усталости».
5. Проделайте упражнение по расслаблению правой руки.
5.1. При каждом выдохе представляйте, что ваша рука становится все тяжелее и тяжелее. Действительное чувство тяжести появляется через несколько минут.
5.2. Когда вы реально почувствовали тяжесть в правой руке, оставьте её в том положении, в котором она была до сих пор. Далее проделайте все упражнения левой рукой. После того как добьетесь чувства тяжести в обеих руках, можно идти дальше.
6. Проделайте эти же упражнения с правой ногой.
6.1. Начните сосредоточение сверху и продвигайтесь постепенно книзу: сначала бедро, затем икроножные мышцы, голеностоп, стопа и пальцы ног.
6.2. Проделайте упражнения несколько раз очень медленно для того, чтобы постоянно сохранить чувство связи с ногой. Расслабление ног может занять больше времени, чем рук. Когда правая нога будет казаться тяжелой и усталой, займитесь левой ногой.
7. Сосредоточьтесь одновременно на руках и ногах. Используя те же приемы, добейтесь чувства усталости в руках и ногах.
8. Сосредоточьтесь на всем теле. Думайте так: «Мои руки я ноги расслабляются, теперь и все тело расслабляется все больше и больше. Я становлюсь все тяжелее и тяжелее».
9. Когда все тело будет казаться усталым и тяжелым, думайте гак: «Теперь я расслабился полностью. Все мои мышцы на лице, шее, плечах, руках, ногах и на всем теле расслабились. Я спокоен и расслаблен. Я дышу ровно и спокойно. В дальнейшем мне вес равно, с кем я буду, где я буду или что я буду делать; я научусь расслабляться во всех ситуациях все лучше и полнее».
10. Когда вам покажется, что вы отдохнули достаточно и хотите прекратить упражнение, говорите себе так: «Теперь чувство тяжести и усталости пройдет, как только я сосчитаю до 10. После этого я буду становиться все более и более бодрым, и когда я скажу «десять», то открою глаза и буду чувствовать себя очень, очень бодрым».
10.1. После этого сосчитайте до 10 и откройте глаза.
10.2. Сделайте три глубоких вдоха-выдоха и, прежде чем встать со стула, пошевелите руками и ногами.
Такие тренировки нужно проводить 2 раза в день в течение 10 дней по 5—10 мин. При этом следует очень пунктуально соблюдать все указания по схеме расслабления. Когда вы достигните высокого уровня тренированности, то вам не надо будет проходить упражнения по отдельным этапам. При одной мысли о расслаблении вы мгновенно погрузитесь в необходимое состояние. Со временем расслабление превратится в жизненную необходимость. Вы относительно быстро будете чувствовать ненужное напряжение и пытаться освободиться от него. При этом вы заметите, что расслабление имеет четкую цель использовать в каждой конкретной ситуации только то количество энергии, которое необходимо.
Контрольные вопросы
1.Какие разновидности стресса Вы можете назвать?
2.Каковы способы адаптации к стрессам?
3.В чем , на ваш взгляд, суть профессионального стресса достижений, стресса конкуренции, стресса из-за денег, стресса подчинения?
4.Перечислите основные этапы тренинга по активной релаксации.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Марусева И.В.Современный менеджмент.(Классический и прикладной аспекты).Учебное пособие для вузов.Масква-Берлин.Изд-во «ДИРЕКТ-МЕДИА».2018 год.-540 стр.с иллюстрац.
2. Аллен Д.Как привести дела в порядок.Пер.с англ. М. Изд-во : «Манн,Иванов и Фебер»,2011,368 стр.