Доброго времени суток, игроманы!
Те, кто хотя бы раз играл в ММО игры, наверняка сталкивались лично, или хотя бы слышали о торговле игровыми ценностями. Валюта, предметы, услуги в виде рейдов и прокачки, редкие вещи и целые дома – любая игровая ценность может представлять интерес для торговли за реальные деньги.
Относиться к РМТ (Real Money Trade) можно по-разному: кто-то считает, что это неофициальная форма доната для криворуких; кому-то не нравится, что достигнуть чего-либо в игре можно иными путями; другие лишь рады тому, что нет необходимости нырять в бесконечный цикл гринда.
Однако вне зависимости от отношения игроков к РМТ, разработчики всегда реагируют на торговлю одинаково – блокировками, удалением аккаунтов, удалением предметов и прочими формами наказаний. По шее получают не только продавцы, но и покупатели, решившие облегчить себе жизнь на сотню-другую рублей. В некоторых играх доходит до того, что тяжесть наказания оказывается одинаковой как для продавца, так и для покупателя.
РМТ – головная боль для всех разработчиков ММО игр. Пожалуй, нет ни одного официального проекта, где за торговлю не наказывали бы, даже если в пользовательском соглашении никак упоминаний нет. Причины блокировок хоть и разнятся в зависимости от типа распространения игры, тем не менее, в большинстве случаев они универсальны для любой ММО: сфера ответственности; урон продажам; борьба с читерством.
Сфера ответственности
Когда игроки сталкиваются с нехваткой игровых средств, они начинают искать наиболее быстрые пути их получения. Понятное дело, что рано или поздно они добираются до торговцев игровой валютой, однако далеко не всегда они обращаются к «официальным» сервисам, предпочитая обращаться к «независимым» поставщикам в лице игровых приятелей. И хотя такой подход действительно позволяет найти нужные ценности по совсем уж детским расценкам, с другой стороны, подобный оборот не дает никаких гарантий не быть обманутым.
В случае свободной торговли и отсутствия любых запретов пополнить карман лишним рублем пытались бы все подряд. В условиях такой вакханалии может пострадать игровая экономика, но даже в таком случае это было бы наименьшим злом – куда хуже пришлось бы игрокам, столкнувшимся с цифровой версией левой «СБ Сбербанка» - мошенниками.
Мошенники (а они есть везде, где можно поживиться) в подобных условиях чувствовали бы себя абсолютно свободно, а потому массово бы обрабатывали доверчивых пользователей. Порой наивные игроки умудряются довериться настолько отшибленным поганцам, что отдают в руки неизвестных по 5,000 рублей и более, ничего не получая взамен. Хотя кто тут более отшибленный решить непросто
Оказавшись в такой ситуации, игроки пытаются добиться справедливости и обращаются в поддержку игры за помощью. Просьбы, как правило, все одинаковы: мольбы наказать мошенника и устроить ему адъ и израиль; помощь с возвратом денег; целая пьеса на тему безалаберности администрации и т.д.
Понятное дело, что разработчикам игры совсем не интересно тратить лишние ресурсы и напрягать работников техподдержки ради разбирательств с подобного рода ситуациями. Бывали случаи, когда получившие отворот игроки обращались в реальные суды. Дело они, конечно, проигрывали, но создателям игры легче от этого не становилось, т.к. они были вынуждены тратить свое время на судебные тяжбы
Собственно, вся эта головная боль и выступает в роли основной причины, по которой торговля игровыми ценностями практически повсеместно находится под запретом. Разработчики игр совершенно не заинтересованы в решении проблем, связанных с мошенничеством и торговлей за реальные деньги в принципе, а потому самым разумным решением для них является полный запрет подобной деятельности. Любой, кто обратится к ним по этому поводу, попросту уткнется в правила игры и уйдет ни с чем.
Экономика и доходы
Подавляющее большинство ММО сегодня – это free-to-play игры, где доходность определяется внутренним игровым магазином. Разработчики зарабатывают деньги путем продажи игровой валюты, предметов, бустов и прочих ценностей, столь необходимых для облегчения жизни геймеров.
Поскольку данная торговля, как правило, составляет больше половины всего дохода разработчика, наличие конкурентов в виде РМТ-деятелей крайне нежелательно. Отсутствие санкций против торговцев в данном случае могла бы забрать больше половины возможного дохода от разработки и поддержки игры, и такой вариант развития событий вряд ли устроил бы как самих девелоперов, так и рядовых игроков.
Правда, это не убирает торговцев игровыми ценностями полностью, но отделяет зерна от плевел, оставляя на плаву только «прошаренных» людей. В этом есть и несомненные плюсы – наличие торговцев не дает владельцам проекта задрать цены выше адекватного уровня. Постоянная невидимая борьба между РМТ-торговцами и разработчиками создает ценовой баланс, благодаря которому рядовые игроки не вынуждены сталкиваться с неадекватным повышением цен на «донаты».
Борьба с читерством
Данный пункт встречается достаточно редко, но имеет место быть. Специфика геймплея большинства современных ММО такова, что читерить без «палева» крайне затруднительно: всем видно ник игрока, а в самой игре присутствуют логи, которые хорошо демонстрируют всю внутрянку происходящего. Именно по этой причине, скажем, летать по всей карте или лупить других игроков дезтачем не выйдет – владелец окажется в виртуальной кутузке в течении пары дней.
Однако существуют игры, где, к сожалению, читерство вполне реализуемо, т.к. игровая механика позволяет не только нагло пользоваться софтом, но и избегать ответственности. Хороший пример – Escape from Tarkov, которая столкнулась с проблемой массового наплыва обладателей приватных читов. Обладатель чита мог спокойно проносить необходимые ему места за «дикого», получать необходимый лут и за один лишь игровой день навариваться минимум на 30$. Более-менее прошаренные хакеры могли спокойно заработать больше 100$ за день, при этом даже получив бан аккаунта им ничто не мешало просто приобрести новый на оставшиеся деньги.
Запрет на торговлю позволяет, с одной стороны, снизить поток желающих в ней поучаствовать, с другой – дает дополнительные возможности в блокировке нечестных добытчиков игровых ценностей. В купе с ограничением возможностей передачи ценностей в самой игре, это позволяет если уж и не убрать читеров совсем, то уж точно заметно подрезать их популяцию в целом.
К слову, стоит отметить, что серьезные представители РМТ бизнеса относятся к использованию подобного софта негативно. И дело даже не в каких-нибудь кодексах чести, но в самой простой и необходимой торговцу истине – чем меньше светишься, тем легче работается. РМТ дельцы предпочитают делать все скрытно, привлекать как можно меньше внимания и, конечно же, не пилить сук, на котором сидят. «Временные» торговцы по этому поводу, к сожалению, не заморачиваются.
Каждому по заслугам
В зависимости от игры, система наказаний может различаться от простого удаления ценностей и вплоть до блокировок всех связанных аккаунтов разом. В особо радикальных случаях по шее отхватывают и покупатели, но, как правило, их наказание бывает не таким жестким.
Подавляющее большинство ММОРПГ используют схожую систему наказаний: торговцу блокируют основной аккаунт (если доберутся) и все аккаунты-твинки; у покупателя либо удаляют полученные от продавца ценности, либо банят аккаунт на достаточно скромный срок.
Впрочем, в некоторых случаях наказание может быть более радикальным. В упомянутом ранее Escape from Tarkov решили пойти на крайние меры – вечному бану подвергаются как торговцы, так и покупатели, вне зависимости от степени вины. Контроль настолько жесткий, что порой наказание прилетает даже тем, кто поделился чем-то с другом без каких-либо валютных обменов.
Кутузка есть, кутузить нельзя
РМТ было, есть, и будет – это аксиома. Разработчики игр понимают это не хуже игроков, а потому хоть и ограничивают торговлю всеми доступными средствами, тем не менее, вынуждены принять тот факт, что искоренить торговлю окончательно им не удастся.
Однако не нужно думать, что разработчики игр видят в РМТ торговцах исключительно врагов. Блокировки – отличный способ отсеять несерьезную шушеру, оставив на плаву только тех, кто серьезно занимается делом. Таких торговцев набирается немного, и никакого весомого вреда игре они нанести не могут. При этом они, пусть и косвенно, но позволяют удерживать больше людей онлайн, т.к. часто игроки прекращают играть из-за нежелания гриндить необходимые ценности.
Более того, иногда разработчики взаимодействуют с РМТ, чтобы глубже понять экономические процессы внутри игры и использовать полученные знания для внесения последующих изменений. РМТ-торговцы обладают наиболее глубокими знаниями игровой экономики, и адаптируются к изменениям куда быстрее, чем простые игроки. Именно они лучше всех знают, что пользуется наибольшим спросом и где лучше всего «подкрутить» что-либо, если в этом есть такая необходимость.