В Североатлантическом альянсе пожаловались на возросшую активность российских подводных лодок в Атлантическом океане.
Военное руководство альянса заявило об усилении военного присутствия России в Атлантике в 2019 году. Тогда, согласно заверениям членов блока, Россия провела крупные морские учения, в которых принимали участие более десяти подводных лодок, сообщила американская газета The Wall Street Journal.
Как сообщили источники издания, «субмарины покинули места своего базирования на арктическом побережье России и взяли курс на Северную Атлантику». Сама газета расценивает данные маневры как «самые масштабные учения после окончания холодной войны» и считает, что они были направлены на «демонстрацию мощи». По мнению руководства НАТО и их союзников Москва стала все чаще и на более длительные периоды свои подводные силы в Атлантике, тем самым угрожая безопасности надводным силам блока.
«Мы наблюдаем это на постоянной основе: больше субмарин, на большем расстоянии и на протяжении более длительных периодов времени», - сказал глава Объединенного морского командования НАТО вице-адмирала Кит Блаунт. В качестве попытки обосновать свои доводы западное СМИ попыталось привести слова командующего Северным флотом России вице-адмирала Александра Моисеева, заявившего, что ВМФ России расширяет географию боевого дежурства и патрулирования.
«Для нас стало нормальной практикой, когда одновременно в море разные задачи решают свыше десяти подводных лодок различных классов», - сказал тогда командующий и добавил, что «подводники Северного флота приняли активное участие в учениях ВМФ России «Океанский щит», успешно действовали в Атлантике и Северном Ледовитом океане». Только эти слова американские журналисты выдернули из контекста интервью, которое Моисеев дал газете «Красная звезда», рассказывая о том, как североморцы занимаются плановой боевой учебой.
Но обвиняя Москву в усилении своего военного присутствия в водах Атлантики НАТО забывает, что само дает повод, а вернее провоцирует российскую сторону и вынуждает давать симметричный своим действиям ответ. Так, 29 июня в водах Атлантического океана стартовали военные маневры Североатлантического альянса Dynamic Mongoose. В них принимают участие шесть стран-членов альянса: Германия, Франция, Канада, Норвегия, США и Великобритания. В маневрах задействованы пять кораблей, пять подводных лодок и еще столько же патрульных самолетов. Исландия, которая также входит в НАТО, предоставляет логистическую поддержку в Рейкьявике.
Как сообщал портал «Военная платформа», морские учения «Стремительный мангуст» проводятся на ежегодной основе. Так, в 2018 году маневры в шестой раз проходили в акватории Баренцева моря, вблизи побережья Норвегии с участием восьми стран-участниц альянса. Тогда адмирал ВМС США Джон Ричардсон назвал Dynamic Mongoose - 2018 «четким сигналом России, который дает понять, насколько серьезно мы относимся к нашему партнерству по альянсу».
Отметим, что накануне учений специалисты Института Военно-морских сил США в специальном докладе отмечали, что способность морской составляющей сил Североатлантического альянса находить, отслеживать и опознавать подводные лодки служит как обеспечение безопасности на воде, так и защите от угрозы со стороны России.
В тоже время в Национальном Центре управления обороной России рассказали, что пристально следят за проводимыми морскими учениями НАТО. «Силами и средствами Северного флота выполняется комплекс мероприятий по контролю за действиями кораблей и авиации Объединенных военно-морских сил НАТО, участвующих в учении, в северной части Атлантического океана и Норвежском море», - говорится в сообщении.
Фареро-Исландский оборонительный рубеж
Заметим, что тревожные комментарии относительно развития подводных сил Северного флота поступали неоднократно и ранее. Так, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Майкл Мерфи считает, что Москва за довольно короткий срок создала в арктическом регионе новые военные бригады и командования, а также смогла восстановить инфраструктуру времен «холодной войны». В итоге в Арктике появились новые современные российские аэродромы и оборудованные порты. По словам Мерфи, помимо прочего, российское государство намерено разместить зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 на Кольском полуострове.
«Подобное наращивание военного присутствия выходит за рамки территориальной обороны», - подчеркнул он. Мерфи выступил с обвинением в адрес России и Китая, что они якобы пытаются бросить вызов интересам США. По его мнению, такие действия могут помешать Соединенным Штатам и Канаде оперативно ответить в случае кризиса и «поставят под угрозу Фареро-Исландский рубеж».
А теперь разберемся что из себя представляет этот Фареро-Исландский рубеж (ФИР), за который так переживает США вместе с НАТО. Итак, ФИР - линия противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике между Гренландией, Исландией и Великобританией. Стратегическое значение данного рубежа на карте Атлантического океана впервые было проявлено во время Второй мировой войны. Тогда британская авиация смогла справиться с патрулированием Датского пролива, а Третий Рейх получил возможность перебазировать свой подводный флот на французское побережье (то есть непосредственно на океанский берег). Поэтому укрепление Датского пролива средствами противолодочной обороны позволило значительно снизить потери конвоев, шедших в Великобританию из США от нападений немецких подводных лодок.
После войны ФИР стал фактически главным оборонительном оплотом Запада в Атлантическом океане против действий советских подлодок. Особенно актуально применение этого рубежа стало во время Холодной войны. Плюс ко всему имея хорошо оборудованный ФИР, НАТО не только могло обезопасить себя с моря Атлантики, но и решить вопрос с оперативной поддержкой своих группировок в странах Европы. Ведь в случае начала военного конфликта снабжение войск НАТО в Европе играло бы чрезвычайно важную роль, тогда как присутствие в океане значительного числа подводных лодок противника означало бы неприемлемые потери для НАТО.
Поэтому на Западе так и суетятся, имея один из самых мощных флотов в мире, американцы боятся прервать свою гегемонию в регионе. А что касается каких-то российских военных маневров и походов, то все действия российской стороны проходят в строгом соответствии с нормами международного права. А страх НАТО перед российскими подлодками – всего лишь очередная фобия, придуманная западными военачальниками, чтобы оправдать свое «полководческое бессилие».
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь с друзьями - статья может быть интересна другим!