Недавно прошла онлайн-встреча (а какая еще в такой обстановке может быть встреча) представителей администрации Екатеринбурга и Сысерти, журналистов из медиа, которые пишут про культуру и креативную экономику, ночных мэров нескольких городов, музыкальных экспертов и владельцев креативных бизнес-проектов.
Ниже приведу самые интересные цитаты представителей культуры и креативного бизнеса о том, что по их мнению, происходит сейчас с креативной экономикой Екатеринбурга, Свердловской области и России.
Во время дискуссии Евгения Нестерова (Фонд Городских Инициатив) предлагала рассмотреть кейс Санкт-Петербурга, где простаивающие производственные пространства передают креативной индустрии и некоммерческим предпринимателям: «Если бы такое можно было бы реализовать в Екатеринбурге и области - это облегчило бы жизнь творческим кластерам, чтобы им не приходилось притворяться выставочным пространством или галереей». Также одним из возможных вариантов развития области Евгения видит проведение исследования креативной индустрии.
Александр Породнов (Агентство по привлечению инвестиций СО) рассказал о сложностях работы с креативной индустрией, ведь само понятие не закреплено: «Из-за отсутствия нормативных документов, мы привязываем работу с творческими проектами к конкретной отрасли. Мы не рассматриваем их в правовом поле креативной экономики, его просто нет. Нет единого понимания, кто входит в креативную индустрию. Но в реализации проектов Агентства по привлечению инвестиций отсутствие конкретики в правовом вопросе плодотворной работе с индустрией особо не помешало».
«Креативная индустрия создает рабочие места. Плюсы от этой отрасли получают все, не только те, кто в них работают, но и жители, которые наслаждаются событиями, благоустройством или арт-объектами. Конечно, нужна правовая база и поддержка. Необходимо, чтобы сообщество организовалось, определило лидеров, которые будут работать с властью, но, чтобы индустрия им доверяла. Потенциал у индустрии огромный, власть может использовать его, чтобы повысить качество жизни горожан», - делится Дмитрий Нисковских (Администрация Сысерти).
Марина Андрусь (Администрация Екатеринбурга) возражает: «Нормативное закрепление не всегда будет в плюс развивающемуся креативному направлению, где-то оно может и помешать имеющейся сейчас свободе. Текущий год выдал нам интересную ситуацию, и некоторые представители отрасли смогли воспользоваться шансом на развитие в новых реалиях, а некоторые продолжают ждать и откладывать проекты до лучших времен. Городу уже надо не столько видимый имидж поддерживать, а уже начать отрабатывать созданную репутацию и событийный материал. И помнить главное: взаимодействовать нужно не только с властью, но и с жителями города»
«В диалоге с креативной индустрией не хватает бизнеса, не хватает реального потребителя, предпринимателей, их, конечно, нужно привлекать», - добавляет Алексей Прядеин (Администрация Екатеринбурга). Илья Марков (Управление культуры Екатеринбурга) поддерживает эту точку зрения: «Нам иногда не хватает навыков коммуникации с конкретным бизнесом, с девелоперами, с коммерсантами и предпринимателями». Он также добавляет, что бывает сложно принимать решения по поводу поддержки культурных проектов: «Задача любой власти – это социальный комфорт. И поиск нелинейного решения проблем, которое не всегда бывает легко принять: лучше сделать 50 бесплатных мест в музыкальных школах или еще один фестиваль?»
«Кризис – наша родина и мы в ней живем. Проекты осуществляют свою деятельность больше через интернет, а интернет живет во время кризиса намного лучше, чем многие другие отрасли. Еще кризис спас нас от картофельного сезона, потому что каждый май у нас происходил спад», - сообщает Алексей Кулаков (Jet Style, Ridero) .
Наталья Брянцева (Avgust Jewelry) рассказала, что во время коронакризиса онлайн-сбыт Avgust Jewelry вырос почти в 4 раза, перекрыв весь закрытый оффлайн почти на 90%: «Раньше мы не обращали внимание на онлайн-канал, а сейчас перекроили маркетинг и бюджет так, чтобы больше его развивать».
Блок начался с выступления Лены Бабушкиной (совладелец, редакционный директор The Village Екатеринбург), она дает совет о том, как писать о знаменитостях и анонсировать события: «Можно раскрывать артистов, музыкантов или актеров, как обычных людей, делая материал про их жизнь, например, исходя из их интересов: какая музыка играет у них во время фитнеса или по дороге домой. Когда делаешь релиз про событие, надо писать его так, чтобы его прочитал редактор: стараться объяснять более простым языком информацию про мероприятие».
Алина Фукс (редактор проекта «Цех») поделилась различиями между платными материалами и проектным сотрудничеством: «Когда мы делаем коммерческий проект, за ним часто не стоит большой любви, а вот во время коллабораций мы собираем настоящее комьюнити, камерное, приятное сообщество. Во время таких проектов СМИ всегда экономит на экспертах. Это выгодно».
«Культура и журналистика – это часть креативной экономики, но сейчас в России она сама себя не осознает, никто не понимает, какие индустрии в нее входят» - Елена Сердечнова (обозреватель независимого СМИ "Культуромания").
Константин Ворович (основатель и редактор журнала «Дискурс») делится мыслями о том, зачем нужны некоммерческие проекты и какие у журнала внутренние правила работы с партнерами: «Партнерства дают экспертизу, охват и новую аудиторию. Мы при не теряем ничего, кроме вложенных сил. Одно из важных правил - не работать с партнерскими материалами хуже, чем с обычными. У нас существует отдельный редактор для таких проектов, чтобы на работу не влияли личные отношения. И мы всегда помним – мы работаем не для партнера, а для читателей».
Диалог начался с рассказа Маттиаса Рауха (Startup Mannheim): «Музыка – важный сектор индустрии, это выстраивание сообщества, это новые смыслы и идентичность городов. Музыкальные и креативные индустрии – это сильный экономический фактор (по крайней мере, в Германии), и мне кажется, что в России это тоже так, только надо сформулировать четко свою позицию внутри индустрии, а потом делать так, чтобы вы были услышаны. Всегда пытайтесь найти объединяющий фактор, тогда будет легче достичь того, что поможет всем представителям».
Иван Клиндухов (Школа креативных индустрий - Кемерово, Владивосток, Калининград, Симферополь) – поделился подробностями их проекта: «Школа креативных индустрий – это инициатива Президента РФ и Министерства Культуры. Ученики школы – это подростки 12-18 лет, для их изучения открыты несколько творческих компетенций. Мы не выделяем одну профессию, а даем возможность создать совершенно новый проект-коллаборацию. Главная цель проекта - решить проблему оттока из регионов обученных креативных специалистов».
Обыденников Андрей (куратор звукорежиссуры Школы креативных индустрий) и Звёздкин Александр (куратор направления современной электронной музыки) о музыкальном образовании и современных классах: «Они могут прийти к реальным инструментам (гитаре, барабанам и клавишам) самостоятельно, а мы можем показать базу электронной музыки и научить обработке, и мы хотим делать это на современном конкурентоспособном музыкальном оборудовании».
«Можно заметить схожие проблемы всех региональных креативных сообществ: сложность формирования и объединения разрозненных профессиональных сообществ, отток специалистов или молодых людей в Москву», - добавляет Артем Гудков (Руководитель студии Oktava Lab), - «Фокус кластера «Октава» направлен на молодежь и на создание креативного досуга (лекции, концерты, спектакли, техническая библиотека), обучение и реализацию альтернативных идей».