Сколько Антонина себя помнила, столько ненавидела собственное детство и своих родителей. Особенно мать. Жёсткую, властную, не признающую компромиссов ни в чём и никогда. Мать была рабоче-крестьянской закалки, которую и ломом не перешибёшь. К отцу у Тони было меньше претензий, потому что общаться им приходилось не часто. Отец Тони пил. Он пил всегда, когда приходил с работы. И на работе тоже часто пил. Он был военным инженером, работал на вредном производстве, связанном с добычей и переработкой металла "красных огней" стронция и, в свободное время, пытался, по возможности, нейтрализовать эффект воздействия этого опасного элемента на свой организм, посредством хорошо известного в нашей стране, и имеющего универсальный радиус применения, средства. Однако, неизвестно, то ли способ этот был не слишком хорош, то ли отец с ним слегка переусердствовал, но только в 55 лет он умер, за несколько лет до этого, окончательно превратившись в хронического, безнадёжного алкоголика.
Семилетней девочкой Антонина по шагам отца в парадной, могла с точностью определить уровень его опьянения. И безошибочно предугадать дальнейшее развитие событий. Мать будет кричать и попытается достучаться до отца, в прямом и переносном смысле этого слова. С помощью ора, пощёчин и мокрого полотенца. Ответом будет неразборчивый, но легко угадываемый мат. Потом до Тони, вздрагивающей в своей комнате, донесутся, в зависимости от того, где дислоцируется пикировка, одинаково неприятные звуки различной амплитуды: от бьющегося стекла и опрокидываемой в произвольном порядке мебели, до грохота упавших предметов, одним из которых почти всегда будет её отец, привыкший в алкогольном состоянии, засыпать в немыслимых позах, мгновенно и в самых непригодных для этого местах. Совершенно не реагируя на часто получаемые при падении травмы лёгкой и средней тяжести.
Едва закончив школу, Антонина выскочила замуж. Именно, что "выскочила". По её собственному признанию, главным критерием для принятия ею положительного решения, было наличие у мужчины жилья. Всё. Остальное было неважно. Жить с родителями она просто была не в состоянии. Именно этим объясняла она своё пристрастие к алкоголю и наркотикам, проявившееся у неё в самом юном возрасте. Виноваты они. Особенно мать: холодная, крикливая, приземлённая. Не имеющая представления о тонкой душевной организации своей дочери. Она виновата в том, что у Тони всё наперекосяк в жизни: один муж умер от передоза, второй её просто выгнал, с третьим живут, как соседи. Родители виноваты, что из роддома Антонина вышла с пустыми руками, так как её ребёнок умер через несколько часов после рождения... Это они виноваты в том, что у неё не было тёплой и любящей семьи в детстве. Это они не передали ей этот опыт. Не научили любить, выстраивать отношения, правильно взаимодействовать с людьми, ценить и уважать себя...
Тоня много лет жила под гнётом ненависти, обиды и взаимных обвинений. Даже, когда протрезвела. Она выучилась, стала работать. Рядом был любящий и понимающий мужчина, тот самый - бывший муж-сосед. Это он привёл её туда, где Тоне помогли справиться с зависимостью. Оказывается он любил и терпеливо ждал, когда это случится. Теперь уже сознательно, они второй раз оформили отношения. И даже повенчались. Антонина быстро стала подниматься по карьерной лестнице. Открыла свой центр, где помогала зависимым людям, таким же, как она сама. У неё появилась уютная квартира, свой дом, о котором Тоня так мечтала с самого детства. У неё было всё хорошо. Но счастья не было.
Это продолжалось до тех пор, пока она не поняла, что можно до конца жизни ненавидеть и обвинять. Можно. Тем более, что, казалось бы, вполне заслуженно. Да только легче от этого не становится никому. И счастливой она так и не стала. Понимание этого пришло к Антонине не сразу, она шла к нему долго и медленно. Будучи успешной женщиной, любимой женой, востребованным специалистом, она тащила из года в год этот тяжеленный груз обид, претензий, непонимания и злобы. Зато осознание пришло неожиданно и ярко, наподобие золотых солнечных лучей, после освежающего ливня. И всё стало на свои места. Сразу и навсегда.
За что было так ненавидеть родителей? За то, что они были такими, какими были? Её отец, военный инженер, у него 28 официально зарегистрированных изобретений в сфере военного строительства, а что он видел, за свою короткую жизнь? Каторжный труд, неустроенный быт, радиоактивный элемент стронций 90, постепенно разъедающий его кости? А её мать ? Всю жизнь работала на пищеблоке, для того только, чтобы была возможность им хоть как-то питаться, потому что отец почти всё пропивал. И она любила Антонину, как умела, теперь Тоня это точно знает. И не виноваты её родители ни в чём, как и она ни в чём не виновата.
Мама Антонины прожила 83 года. Тоня уверена, что она жила столько, чтобы её дочь успела, наконец, сказать ей, как сильно она её любит и, как жалеет, что так поздно это поняла.
Недавно Антонина возвращалась с кладбища, где навещала свои дорогие могилы. Стоял чудесный майский день. Та самая пора, когда тепло, но ещё не жарко, когда трава ещё юная и свежая, когда дышится легко и свободно, когда в тебе крепнет уверенность, что всё ещё впереди. В такие дни часто случаются самые замечательные вещи. Вот именно в такой день, Антонина, выходя из ворот кладбища, подняла глаза к небу и прямо над своей головой увидела два облака, до боли, до глубокого, непроизвольно сорвавшегося вздоха, похожие на лица её матери и отца. Антонина смотрела на них, пока они не растаяли в пронзительной синеве неба. Она не замечала слёз и улыбалась. И Тоня абсолютно уверена, что они улыбались в ответ и слегка покачивали головами.
Берегите себя и своих родных!
Медицинский психолог Лариса Порхун