Казалось бы, такая очевидная истина. Настолько очевидная, что ее попросту можно упустить.
После закрытия "Платформы", как я у же рассказывал тут неоднократно, я отправился в свободное плавание. Брался за разные проекты, наблюдая за тем, какие из них растворятся, а что может трансформироваться в новое постоянное дело. Естественно, все предложения мне на тот момент были связаны с тем, что я делал в "Платформе". Иными словами, меня звали устраивать концерты или настраивать программы в клубах. Тогда я еще не наелся бесчисленными музыкальными событиями (ими вообще, интересно, можно наесться?), да и время было живое, активное, хлебное, веселое и нестрашное. На дворе стоял 2006 год. Изо всех щелей била дорогая нефть, граждане были на подъеме и хотели развлечений всех уровней.
В то время даже привычно небогатая интеллигенция обзавелась средствами и была готова ходить и платить деньги за выступления достаточно "нишевых" и рафинированных артистов.
В общем, самое время для того, чтобы пробовать свои силы в концертной индустрии и дальше - под крылом учреждения или самостоятельно.
Я пробовал и то и то, и в общем брался за все. Помимо работы над несколькими "длинными" проектами, я иногда помогал друзьям-музыкантам с организацией концертов на разных площадках. Один из таких запросов о помощи прилетел от украинской группы "И друг мой грузовик". До сих пор считаю их одним из самых интересных современных русскоязычных коллективов. А их принципиальный отказ от посещения России после 2014 года считаю большой потерей для наших зрителей.
Но тогда все было хорошо и открыто. Группа мечтала в очередной раз выступить в Петербурге, и я стал искать для них площадку, которая бы заменила "Платформу". И я нашел клуб MOD. Тогда еще это была первая редакция проекта, открывшаяся в разгар барной лихорадки Петербурга. Создатели MODа пошли на смелый для того времени шаг, и смешали в одном пространстве форматы диджей-бара и концертного клуба. До этого момента направления были сегментированы и независимы. И всем казалось, что соединять их это примерно то же самое, что мешать водку с пивом. Однако этот "ерш" сработал. С первого же дня работы в клубе было не протолкнуться. Публика приходила ранним вечером, медленно разгонялась алкоголем, затем подогревалась на концерте, и потому уже оставалась танцевать и тусоваться до утра.
Потом подобный формат подхватило несколько заведений города, и в целом все они оказались успешными.
Реализовал этот проект владелец бара "Новус" Денис. "Новус" был маленьким предприятием, не очень известным в городе, но имевшим в целом очень приятную постоянную публику. Не знаю, насколько Денис был готов к резкой популярности своего нового проекта. Но в любом случае, управлялся они им достаточно ловко. Правда не обходилось без косяков. На один из таких как раз и напоролся я вместе с группой "И друг мой грузовик".
Итак, всем хотелось, чтобы концерт состоялся, несмотря на закрытие привычной «Поатформы». Группе хотелось также заработать, пусть и небольшие деньги, но чтобы хотя бы отбить затраты на дорогу и проживание. В то время многие коллективы не практиковали ещё выступления исключительно за гарантию, и достаточно легко включались в вариант сыграть на процент от входа.
Именно на эти условия мы и договорились с Денисом. Также быстро проговорили время начала саундчека, наличие технического оборудования и порядок проверки и продажи билетов.
Казалось бы, все прекрасно и очевидно. Все давно работают в этом бизнесе и понимают друг друга с полуслова.
Я запустил рекламу, «Грузовики» взяли билеты и все находились в предвкушении хорошего события.
Но проблемы начались неожиданно и оттуда, откуда мы их не ждали.
Накануне концерта я решил уточнить в клубе, кто именно будет рулить звук на концерте. Хоть группа имела своего звукорежиссера, обычной гастрольной практикой тогда было оставлять его дома, ради экономии средств. Так как райдер я отправил заранее и никаких вопросов и возражений на его счёт мне не поступало, я был уверен, что подготовка проходит в штатном режиме. И мне остаётся только уточнить со звукорежиссером детали репетиции и время ее начала.
Однако на мой вопрос по этому поводу Денис ответил следующее: «Слушай, ты любишь музыку, я люблю музыку. Вот мы с тобой как-нибудь и отрулим». Не знаю, насколько прямодушен был его ответ, но в любом случае я осознал, что звукорежиссера в клубе нет. Как собственно и доброй половины необходимого оборудования. Ибо например слово «барабаны» наша сторона и сторона MODа трактовала по-разному. Если я традиционно ожидал увидеть на сцене полную установку, разве что без педали и железа, то для Дениса под словом барабаны подразумевалась наличие двух «томов». Все сходится - с виду барабан, и не один. Множественное число тоже присутствует. Примерно та же странность трактовки выяснилась и в отношении пульта. Пульт был. Только каналов на нем было раза в три меньше чем нужно.
Я был счастлив, что решил уточнить свои вопросы накануне. Я хотя бы успел позвать приглашённого звукорежиссера. А он, в свою очередь, - довезти нехватающее оборудование.
Если с этой проблемой мы справились и саундчек прошёл хорошо, то следующее недопонимание ожидало меня за час до концерта.
Дело в том, что по правилам MODа, запуск желающих в бар начинался часов с шести вечера. Настройка проходила при скоплении завсегдатаев бара, скопившихся у стойки, выпивающих и сражающихся в кикер. Такая практика не особо приветствуется у музыкантов. Но в данном случае ребята поняли контекст и специфику места и благородно закрыли глаза на эту проблему.
Однако, пришло время открывать вход именно на концерт и начинать продавать билеты. В «Платформе» в таком случае мы обычно вежливо «зачищали» пространство от тех, кто пришёл раньше. Просили их или покинуть помещение или оплатить билет. Однако, выяснилось, что в MODе это не принято. И формат клуба подразумевает лояльность к тем, кто пил тут до начала концерта. Иными словами, охрана не собиралась выгонять огромную толпу безбилетников. Я понимал все благородство и маркетинговый плюс подобного подхода. Но музыканты должны были получить деньги. А деньги эти должны были принести люди. А сейчас половина этих людей уже точно ничего не планировала музыкантам отдавать.
В итоге мы смирились. Поняли, что спорить бесполезно. Группа сыграла отличный концерт. Зал был набит битком. Денег, естественно, собралось немного. Но в целом все были на такой позитивной волне, что забили на это недоразумение.
Я же вынес для себя важный урок. У каждого своя очевидность. То, что тебе кажется само собой разумеющимся, совершенно иначе воспринимается с другой стороны. И если ты в своём деле поступаешь по определённым правилам, не жди, что они превратятся в универсальный закон для всех.
Я бы мог ругаться на Дениса. Но парадокс в том, что я не имею на это права. У него была своя правда и он следовал своим принципам и алгоритмам. Я следовал своим. Обоюдно мы виноваты в том, что поленились эти правды привести к единой системе координат.
В общем, никогда не делайте так как я. Будьте внимательны, настырны, надоедливы. Тщательно проверяйте каждый пункт договора. И обязательно уточняйте со словарем, на одном ли русском языке вы говорите.