Из воспоминаний Слюсаренко З.К.
Битва с приграничной зоне разгоралась. Несмотря на полное превосходство противника во всем, несмотря на внезапное вторжение. Немцы не смогли в направлении главного удара достигнуть тактического успеха, превратить потом его в оперативный. Не получилось быстро прорвать фронт и устремиться в глубь территории СССР. Но у противника сосредоточены мощные резервы. Успех зависит не только от морально-боевого духа, но часто от соотношения сил.
Мы отступали. С замиранием сердца оставляли свою землю. Оставляли могильные холмики и сгоревшую технику. При этом приобретали очень ценное качество-твердость. Полк прикрывал отход стрелковых частей.
Около Тернополя Кожемячко на одной машине, Яблоков на другой, сам на третьей. Обосновались за хатами, держали оборону по ручью. Гитлеровцы напирали, мы тремя машинами их держали. Порядка шести часов держали, переправа осталась за нами. Все это нас подбодрило. Появилась уверенность в своих силах.
У начальника штаба появился дерзкий план. Ранее Кожемячко заметил, что гитлеровцы по ночам созывают свои танки запуском белой ракеты. Предложил выдвинутся нашим танкам вперед, спрятаться в кустарнике, дать с того места ложную ракету. Фрицы подойдут на прямую наводку, устроить достойную встречу. Все это предложил Кожемячко. Лейтенанта поддержал: "Действуй!".
Сумерки сгустились. Кожемячко выдвинулся на своем "КВ" к лесу выходившему на трассу. Выбрал прекрасное место для ведения огня. Произвел выстрел из ракетницы. Все танкисты с волнением стали ждать. Минуло уже полчаса. Кто-то произнес: "Немцы воробьи стреляные, так просто в засаду не пойдут!". Кто-то из оптимистов заметил: "Немцы в это время уже похрапывают! Пока всех разбудят, пока в себя придут, больше времени потребуется".
Очень переживал сам Кожемячко. Уже голову повесил. Послышался гул моторов. Он нарастал, потом становился тише, отворачивал к багровому горизонту. Возможно пошли к соседу. Уже готовились выпустить следующую ракету, но заряжающий выкрикнул: "Товарищ лейтенант, танки!".
Из-за поворота трассы показались тёмные коробки. Шли по два с небольшим уступом. Сколько пришло? Насчитали целую колонну, порядка десяти машин. Приманили целую колонну! Кожемячко сразу доложил: "Насчитали десять коробок. Поворот не дает всех увидеть! Пропущу и по хвосту ударю!". План поддержал.
Земля задрожала, словно внутри ожил вулкан: шестнадцать немецких танков подошли к засаде, где затаился один "КВ". Нервы у Кожемячко не выдержали. Орудие ударило раньше задуманного. Машина находившаяся в середине колонны вспыхнула, потом двигающаяся немного впереди. Узкая лента трассы была стиснута лесом и полем. Все пылающими машинами осветило.
Экипажи пылающих танков попытались спастись, но попали под пулеметный огонь. Уцелевшие танки стали стрелять наугад, стали отходить юго-запад. Пятились в направлении поля, пытались развернуться для боя. Но и там их поджидали наши "КВ". Всего трем "Т-II" удалось бежать из засады.
В хате собрались командиры 19-го полка. Виновника полковник Пролеев посадил рядом. У него был уставший вид, нервное напряжение оставалось. Он тяжело дышал, нервно пытался своим рукам место найти. Но улыбался...
Замысел полностью удался, он в этом бою уничтожил 4 танка! Командир зачитал радиотелеграмму от комдива. Генерал поздравил батальон с победой, лично благодарил Кожемячко за смекалку и смелость. Начальник штаба сообщил, что бойцы прочесали лес и задержали трех танкистов. Все сразу заерзали на стульях. Шестой день идет война, но никто пока живого немца не видел.
Решили посмотреть на немецкого лейтенанта.
Два автоматчика пленного доставили. Держался немец вызывающе, отказывался отвечать. Но когда командир приказал пленного увести, немец сразу вздрогнул, стал быстро на все вопросы отвечать. Он командир взвода в моторизованном корпусе. Мирная профессия-счетный работник. Последнее время военный. Имеет награды за Париж и Варшаву.
Сказал, что их вызвали белой ракетой. Что к ним в тыл зашли и перерезали дорогу танки. Все мы в комнате переглянулись. Немцы все приняли за вызов вышестоящего начальства. Потом внезапность и ночь нам помогли.
В открытом бою этого бы не случилось. Пленный откровенно лгал. Немцы сразу почувствовали силу наших танков, избегали фронтальных атак. Старались маневрировать и искать разрывы в нашей обороне. Допрос нас убедил, что немцы сильны духом, пока все идет по намеченному плану. Если сталкиваются с чем-то непредвиденным или упорным сопротивлением, спесь мгновенно исчезает.
Спросили у полковника: "А что, если повторить белую ракету?"-"Попробуйте!".
Вечером Кожемячко все повторил. И клюнуло...Его танк сжег 3 немецких. Третий раз на данную приманку немцы не попались, разгадали. Немецкая артиллерия засекла танк начальника штаба, обрушила огонь на машину. С большим трудом танкисты вырвались из зоны огня.
ДРУГАЯ СТАТЬЯ КАНАЛА:
МЫ ПОМНИМ, ПОКА ЖИВЫ.
СВОЯ ЗЕМЛЯ ВЫРУЧИЛА!
МАНШТЕЙН МОГ ПОГИБНУТЬ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.