Найти тему

Modus vivèndi

Оглавление

Modus vivèndi*

HMAS «AUSTRALIA» в ходе проведения операции против Дакара
HMAS «AUSTRALIA» в ходе проведения операции против Дакара

*(соглашение имеющее целью временное компромиссное урегулирование какого-либо вопроса)

Каковы были цели и результаты операции «Катапульта»? Официально задача, поставленная перед английским флотом, звучала так: предотвратить любую возможность попадания французских боевых кораблей в руки немцев или итальянцев, путем захвата, выведения их из строя или интернирования в нейтральных портах. Основным резоном было то, что при определенных условиях немцы могут вынудить французов отдать боевые корабли или захватить их. То, что британские опасения не были абсолютно беспочвенными, доказывает сдача немцам 8 декабря 1942 года отряда французских кораблей, базировавшихся в Бизерте. Но с военной точки зрения нельзя считать операцию 1940 года достаточно успешной. В ходе проведения «Катапульты» были захвачены или демилитаризованы под британским контролем 8 эсминцев, 4 крейсера и три устаревших линкора.

В Мерс-Эль-Кебире англичане потопили старый линкор «Bretagne», повредили линейные корабли «Dunkerque» и «Provence», однако новейший линкор «Strasbourg» и пять «суперэсминцев» смогли уйти в Тулон. Отряды французских кораблей в Алжире и в Тулоне вообще избежали английских атак. Основные силы французского флота после «Катапульты» стали базироваться в Тулоне, где вероятность их захвата немцами была значительно выше, чем в портах Северной Африки. Основной мишенью англичан были «Dunkerque» и «Strasbourg», однако один из этих кораблей в 1940 году благополучно избежал атаки, второй же хоть и был тяжело поврежден, но прошел ремонт и в феврале 1942 года ушел в Тулон. В Дакаре англичане сумели повредить, но не смогли уничтожить линейный корабль «Richelieu».

Поврежденный, но не уничтоженный линейный корабль «Richelieu», Дакар 1940 год
Поврежденный, но не уничтоженный линейный корабль «Richelieu», Дакар 1940 год

Надо отметить, что агрессивные действия англичан в отношении французского флота не ограничивались рамками непосредственно операции «Катапульта». Вопреки публичному заявлению Черчилля 14 июля 1940 года о том, что с этого момента французские корабли будут атакованы англичанами только при попытке перейти в порты контролируемые немцами или итальянцами, ряд английских боевых кораблей получили вполне четкие секретные приказы. Так, английский крейсер «Dorsetshire» получил приказ следить за линейным кораблем «Richelieu», находившемся в Дакаре. Британцы не могли в точности оценить повреждения французского линкора, поэтому вынуждены были следить за ним. В случае если линейный корабль вышел бы из гавани и направился на север, крейсер должен был сообщить об этом соединению «Н», расположенному в Гибралтаре. Если же «Richelieu» направился бы в Вест-Индию «Dorsetshire» должен был атаковать линкор торпедами, а в случае неудачи – таранить. Кроме этого, отряд английских крейсеров блокировал Мартинику, где находился французский авианосец «Bearn» и еще несколько французских кораблей, имея приказ уничтожить эти корабли в случае попытки покинуть порт. Черчилль предложил соединению «Н» нанести удар по Касабланке, где находился недостроенный линкор «Jean Bart», однако Somervill и North отказались, мотивируя это тем, что в гавани порта помимо линкора находилось не менее 15 пассажирских судов с беженцами из Франции, преимущественно женщинами и детьми и они не могут гарантировать, что атака не приведет к огромным, ненужным человеческим жертвам.

«Jean Bart» в Касабланке
«Jean Bart» в Касабланке

Таким образом, в военном отношении, проведение «Катапульты» не решило проблем Великобритании в отношении французского флота, который, в результате, стал более уязвим к захвату немцами, а попытки контролировать французские корабли в удаленных гаванях распыляли английские силы.

После того, как 27 ноября 1942 года французский флот был затоплен в Тулоне целый ряд английских адмиралов и адмирал Дарлан написали Черчиллю личные письма, в которых отмечали бессмысленность проведения операции «Катапульта». Более того, адмирал North, который изначально выступал против нее, публично опубликовал свое послание в газете Times:

«Итак, в конечном итоге, французский флот никогда не достанется нашем врагу. Как один из тех, кто имел под своим командованием в начале этой войны, союзные нам французские подразделения, служившие эффективно и лояльно, я никогда не думал, что это могло бы произойти. Действия нашего правительства заставили наш флот, с великим отвращением, стрелять по своим недавним товарищам в Оране, привели к гибели 2000 французских офицеров и мужчин, ставших жертвой двуличной политики своего правительства. Если бы не эта операция, весь французский флот мог сражаться вместе с нами сегодня. Французские адмиралы дали свое слово чести, что ни при каких обстоятельствах их корабли не достанутся неповрежденными противнику. Oни с честью сдержали свое слово.»
Sir Dudley Burton Napier North
Sir Dudley Burton Napier North

Впоследствии в своих мемуарах Черчилль указывал, что главным эффектом «Катапульты» было то, что немцы не могли даже рассчитывать на французский флот в рамках своих приготовлений к вторжению в Великобританию. Версия представляется очень сомнительной, более того, в реальности ситуация оказалась диаметрально противоположной. Даже в случае одномоментного захвата немцами неповрежденных французских кораблей летом 1940 года, у них не было соответствующего количества свободных экипажей, особенно в свете того, что для десанта в Британию Кригсмарине должно было изыскать не менее 20 тысяч человек для обеспечения десантных средств. И даже после того, как немцы нашли бы эти экипажи, тем все равно требовалось время для освоения кораблей сложной чужой конструкции, без чего невозможно полноценное использование корабля как боевой единицы. А вот в результате атаки англичан на французские корабли, ненулевой была вероятность перехода Франции в стан союзников Германии, что передавало в руки врага не только корабли, но и их экипажи, довольно сильно мотивированные против своего бывшего союзника «подлым ударом в спину».

«Помни Оран»!
«Помни Оран»!

В политическом плане проведение «Катапульты» имело более серьезные последствия, нежели в военном. Великобритания отчетливо продемонстрировала всему миру и своему населению готовность идти до конца в войне с Германией, подтвердив это решительными и немедленными действиями. Это, надо сказать, произвело довольно сильное воздействие на мировое сообщество, так, например, именно после «Катапульты» во властных кругах США утвердилась точка зрения на то, что Великобритания не под каким предлогом не пойдет на компромисс с Гитлером, а значит США может смело поддерживать англичан в этой борьбе.

Для правительства Петэна операция «Катапульта» стала настоящим подарком судьбы, многократно укрепившим его власть над Францией. До этого момента, деятельность правительства вызывала исключительно негативные эмоции у населения Франции. Правительство было вынуждено выполнять тяжелые условия заключения перемирия, стало символом национального поражения и унижения. Теперь же оно получило возможность сыграть на всплеске национального негодования, и укрепиться на его волне.

Результатом атаки англичан на французский флот стало резкое охлаждение отношений между Францией и Великобританией. В официальной ноте французского правительства подчеркивалось, что объектами атаки англичан стали порты в северной Африке, которые, по условиям перемирия не подлежали немецкой или итальянской оккупации. Правительство Петэна получило прекрасный повод полностью разорвать свои отношения с Великобританией, не опасаясь резкого возмущения населения и начать выстраивать отношения с Германией. Более того, теперь французская политика, связанная с Германией и Италией, и, соответственно направленная против англичан, получала поддержку граждан.

Министр иностранных дел вишистской Франции P. Baudouin высказался следующим образом:

P. Baudouin
P. Baudouin
То, что произошло в Мерс-эль-Кебире, позволяет нам, наконец, обратить общественное мнение против Англии, искоренить все про-британские предрассудки.
Таким образом, мы будем в состоянии сотрудничать с Италией и Испанией, чтобы создать в рамках Новый Порядок, Латинский блок, достаточно сильный в перспективе, чтобы немного обуздать немецкую мощь. Но вот, чего я опасаюсь. Пока Черчилль, этот бредовый маньяк, этот алкоголик, остается в должности, война будет продолжаться, и поэтому, имея достаточно времени перед нами, мы будет иметь хороший шанс добиться успеха во всех наших начинаниях с Италией и Испанией. Но если англичане выбросят Черчилля за борт, наши перспективы будут омрачены. Премьер-министром станет Галифакс и скоро будет достигнут мирный компромисс между Англией и Германией. Это приведет к территориальному пределу и смертельной опасности для Франции.

Командующий французским флотом адмирал Дарлан, днем 3 июля 1940 года приказал спланировать ответное нападение на Гибралтар, для чего он хотел использовать корабли из Тулона, Алжира и, бежавший из Орана «Strasbourg». В 6:30 4 июля 1940 года он уведомил о своем намерении Петэна, Бодуэна и Лаваля. Лаваль, являвшийся ярым сторонником максимального сближения с Германией, одобрил решение Дарлана, однако Петэн и Бодуэн посчитали эти ответные меры черезмерными. Они не могли коренным образом изменить возможности англичан по «созданию проблем» вишистам, и, в перспективе могла привести к полноценной войне с Великобританией, которая по их мнению была не нужна Франции.

Таким видели Лаваля, сторонника тесного союза с немцами в США
Таким видели Лаваля, сторонника тесного союза с немцами в США

Совет министров разрешил Дарлану предпринять следующие действия:

  • Использование боевых кораблей для поиска и захвата английских торговых судов;
  • Сопровождение и охрана французских торговых судов;
  • Авиаудар по Гибралтару.

В точности неизвестно, был ли реализован летом 1940 года третий пункт плана. Черчилль заявлял, что Гибралтар был атакован 4 и 5 июля одиночными самолетами, но никаких повреждений налеты не нанесли, в отличие от сентябрьских атак французской авиации.

Символы режима Виши
Символы режима Виши

12 июля 1940 года французское правительство уведомило Великобританию о разрыве дипломатических отношений, вследствие инцидента в Оране и прочих враждебных действиях англичан. Разрыв дипотношений имел чисто формальное значение, поскольку технически они уже были разорваны после отъезда посла Великобритании. В качестве условия восстановления отношений, французы требовали:

  • Возврат всех захваченных в Александрии и в Британии боевых кораблей
  • Возврат всех торговых французских судов захваченных в портах и в морях
  • Выплату компенсации за разрушения и жертвы в Оране и Дакаре
  • Прекращение морской блокады Мартиники
  • Свободное плавание французских судов в морях и океанах.
  • Выдача всех французских граждан, включая членов «Свободной Франции» во главе с Де Голлем.

Атака англичан на Мерс эль Кебир позволила Франции выбить смягчение условий перемирия с Германией и Италией, касающихся ВМФ. Во-первых, французские корабли не должны были разоружаться, для того чтобы иметь возможность отбить возможные атаки англичан, разоружение французского флота было официально остановлено 5 июля 1940 года. Более того, французам было разрешено производить достройку и дооснащение боевых кораблей, в частности линкора «Jean Bart». Во-вторых, место дислокации боевых кораблей флота теперь выбиралось французами, после согласования с немцами и итальянцами. Французы заявили, что формально проход флота через Гибралтарский пролив был сопряжен с опасностью, поэтому кораблям было не попасть в Атлантику, чтобы уйти в назначенные перемирием порты (что, как будет замечено далее, не соответствовало действительности), поэтому основные силы французского флота остались в Средиземном море, в портах под французским контролем. Также немцы освобождали из плена всех французских моряков и весь наземный военно-морской персонал, для обеспечения боевых возможностей французского флота.

Французская колониальная империя
Французская колониальная империя

Надо понимать, что в 1940 Вишистская Франция признавалась как субъект мирового права, правопреемник Франции практически всеми государствами мира, включая нейтральные – так и СССР и США установили дипломатические отношения с правительством Петэна. Франция сохранила за собой обширные колониальные владения, и дальше речь пойдет в первую очередь о них.

Политика Великобритании в отношении Франции после проведения операции «Катапульта» строилась вокруг французских колоний, которые, по мнению Великобритании следовало перевести на сторону сил добра. Для этого англичане планировали использовать «Свободную Францию» Де Голля, под началом которого должны были объединиться заморские владения Франции.

Де Голль, 1940 год
Де Голль, 1940 год

Главную проблему будущего лидера Франции и большого друга Советского Союза можно озвучить простой фразой «А ты кто такой?». По большому счету у Де Голля не было ни соответствующего политического веса, ни личного авторитета. Его знаменитое радиообращение от 18 июня 1940 года фактически пропало втуне – подавляющей части населения Франции в эти дни было не до радио, люди уходили от немецкой оккупации, их занимали более насущные проблемы. Своих сторонников Де Голль получал в основном в результате агитационных поездок по лагерям интернированных в Великобритании французских военнослужащих и моряков. С этой стороны проведение «Катапульты» оказалось для него тяжелым ударом. Если до 3 июля 1940 года «Свободная Франция» пополнялась пусть небольшим, но стабильным притоком людей, то «резня в Мерс-Эль-Кебире» перерезала его напрочь, серьезное количество людей уже вступивших в организацию, изменили свое мнение, и выбрали репатриацию на родину. Для понимания масштаба явления, можно привести данные по французским морякам – в Великобритании находилось до 20 000 матросов и унтер-офицеров французского флота и более 500 офицеров. Де Голль рассчитывал на то, что около половины из них продолжат борьбу с немцами, однако по факту Свободную Францию пополнили всего 20 офицеров и три сотни матросов. Нехватка личного состава была таковой, что часть захваченных в ходе «Катапульты» французских кораблей Де Голль передал в пользование полякам и голландцам.

Моряки «Свободной Франции»
Моряки «Свободной Франции»

Надо отметить, что в отношении колоний и вишистской Франции изначально было «все сложно». Выражалось это, прежде всего, в отношении к войне с Германией. Руководство колоний, и в первую очередь генерал Charles Noguès, главнокомандующий войсками французской Северной Африки выступали за продолжение войны, и заявление Петэна, о необходимости перемирия с Германией было для них шокирующим. 17 июня 1940 года Charles Noguès телеграфировал в Бордо, где тогда находилось правительство Франции:

«Вся Северная Африка потрясена. Войска просят продолжить борьбу, если у правительства нет возражений. Я готов взять на себя ответственность за это решение со всеми вытекающими отсюда рисками »

прося приказ продолжать борьбу. Колебания не остались незамеченными, в Северную Африку направились «непримиримые» министры правительства Рейно, твердо стоявшие на необходимости продолжать войну, английская дипломатическая миссия и эмиссар Петэна генерал Louis Koeltz. Последний прибыл к Noguès-у первым, и сумел убедить его принять сторону официального правительства, сообщив, что обязательным условием перемирия будет сохранение суверенитета Франции, оккупации колоний не будет, а в случае продолжения войны, все это будет потеряно. Noguès телеграфировал в Бордо, что, несмотря на «покрывающий его позор», он принимает решение властей, чтобы не допустить «распада Франции». Прибывшие на лайнере «Мassilia» в Касабланку члены правительства Рейно были им задержаны и помещены под домашний арест. Впоследствии, для одного из них, G. Mandel­-а это стоило жизни – в 1942 году его выдали немцам и в 1944 году он был ими убит.

Вы боитесь за меня, потому что я — еврей. Хорошо, именно потому что я еврей, я завтра не уеду; это выглядело бы так, будто я боюсь, будто я бегу. (Ж. Мандел в ответ на предложение бежать в Великобританию)
Вы боитесь за меня, потому что я — еврей. Хорошо, именно потому что я еврей, я завтра не уеду; это выглядело бы так, будто я боюсь, будто я бегу. (Ж. Мандел в ответ на предложение бежать в Великобританию)

Однако, если с Северной Африкой Франция смогла сохранить более менее регулярное сообщение, то в более удаленных колониях ситуация держалась целиком на местных властях. Метрополия не могла оказать им существенной военной поддержки, а включение Франции в рамки морской блокады, прервало экономические связи с колониями. Там где местные власти были достаточно лояльны к режиму Петэна, статус кво сохранялся довольно долго. Основные события осени 1940 года, касающиеся взаимоотношений Виши, Великобритании, Свободной Франции развернулись вкруг Французской Западной Африки (ФЗА) и Французской Экваториальной Африки (ФЭА).

По понятным причинам полноценная связь Франции и колоний могла осуществляться исключительно по воде. Для контроля, эксплуатации и снабжения колоний Франции нужен был торговый флот и возможность им оперировать. Одной из причин, по которой Франции никак была не нужна война с Великобританией, заключалась в том, что эти жизненно важные связи находились под контролем англичан. Великобритания контролировала выходы из Средиземного моря, английский флот господствовал в океане, так что при желании Англия могла наглухо перерезать все коммуникации Франции с большинством ее колоний.

Состояние торгового флота Франции в июне 1940 года было аховым, на начало войны страна обладала 2,5 миллионами тонн торгового тоннажа, однако вследствие военных неудач это число сильно уменьшилось. При этом, около 400 тысяч тонн торгового тоннажа было конфисковано англичанами после подписания Францией перемирия с немцами. Во французских портах, по всему миру, в свою очередь было задержано порядка 300 тысяч тонн британского тоннажа, однако французы не спешили использовать его, чтобы не раздражать Британию. 9 августа 1940 года, в знак доброй воли они отпустили половину задержанного английского торгового флота, рассчитывая на ответный ход со стороны англичан, но те проигнорировали «дружескую инициативу».

Деятельность Де Голля правительство Виши изначально не воспринимало всерьез, после его выступления 18 июля 1940 года ему просто приказали вернуться на Родину, и надо сказать будущий герой Франции собирался это сделать, но англичане не обеспечили его транспортом. Только после этого, мятежника вычеркнули из списков армии и заочно приговорили к смерти.

Приговоренный к смерти.
Приговоренный к смерти.

Для того, чтобы из организации беглых военных превратиться в политическую силу, «Свободная Франция» должна была начать контролировать хоть сколь нибудь значимую часть Французской империи. Наиболее «простым» вариантом была Французская экваториальная Африка, где, после обращения 18 июня 1940 года довольно неожиданно проявились серьезные и влиятельные «продеголлевские силы», однако Черчилль считал, что целью «Свободной Франции» должен был стать Сенегал и Дакар. В первую очередь эти соображения диктовались важнейшим стратегическим положением Дакара – это была крайняя западная точка Африки. С учетом вступления в войну Италии британское судоходство в Средиземном море становилось очень рискованным. Связь с Индией, снабжение войск в Северной Африке должно было осуществляться вокруг Африки. В этом случае статус Дакара становился серьезнейшим фактором безопасности этих перевозок, в случае если немецкие подводные лодки получили бы возможность базироваться на этот порт, они оказывались на одной из жизненно важных британских артерий. К слову говоря, в июле 1940 года подобное предложение поступало Виши от немцев, но было отклонено, как не соответствующее условиям перемирия.

Черчилль и Де Голль
Черчилль и Де Голль

Планирование операции по захвату Дакара стартовало в начале августа 1940 года. Черчилль осознавал риск того, что атака на Дакар может привести к вступлению Франции в войну на стороне Германии, но считал, что игра стоит свеч. 6 августа 1940 года состоялось совещание Де Голля и Черчилля, на котором было принято решение о проведении совместной операции «Свободной Франции» и Британских вооруженных сил по овладению Дакаром.

Изначально основная ставка делалась на обеспечение «мирного» перехода власти в Дакаре в руки «голлистов». Из этих соображений, в частности, в качестве военно-морского начальника операции был выбран адмирал Cunningham, на командующем соединением «Н» Somervill лежала печать автора Мерс Эль Кебира, в то время как Cunningham был известен мирным соглашением с адмиралом Godfroe.

Де Голль изначально предлагал довольно сложный в техническом отношении план – он считал, что попытка прямой атаки на Дакар приведет к боевым действиям, встретит ожесточенное сопротивление и закончится неудачей. Он предложил высадиться в Конакри, Французская Гвинея и пройти по суше к Дакару. Генерал надеялся получить местную поддержку за время 500 мильного марша, однако это предложение было отклонено Черчиллем – опасность немецкого вторжения в Британию все еще была довольно велика, по его оценке, и он не хотел на долгое время привязывать крупные боевые корабли британского флота к обеспечению этой операции. К слову, современные исследователи отмечают, что представление об Африканских владениях Франции у Де Голля были самые что ни на есть туманные — так например дороги к Дакару из Конакри еще не было — ее не успели закончить, а сам порт, намеченный для высадки был непригоден для использования крупных кораблей.

Де Голль с генерал-майором сэром Эдвардом Спирсом , личным представителем Черчилля в « Свободной Франции» , на пути в Дакар в сентябре 1940 года на борту голландского лайнера «Вестерленде»
Де Голль с генерал-майором сэром Эдвардом Спирсом , личным представителем Черчилля в « Свободной Франции» , на пути в Дакар в сентябре 1940 года на борту голландского лайнера «Вестерленде»

Операция «Menace» готовилась в серьезной спешке, и от того была довольно плохо подготовлена. Изначально, предполагалось провести ее «сухопутную» часть силами войск «Свободной Франции», но поскольку численность их была незначительной в последний момент было принято решение усилить их двумя бригадами английской морской пехоты. Перерасчет логистических ресурсов не произвели, в результате транспортные суда, забитые до отказа, не смогли поднять на борт значительное число автомобилей, снаряжения и более четырех тонн боеприпасов. Секретность операции была «не на высоте» - грузы, загружаемые на суда, охранялись солдатами в тропической форме, а личный состав «Свободной Франции» начертал на вагонах, в которых они прибыли на погрузку в Ливерпуль «На Дакар». Офицеры Де Голля перед отправлением устроили вечеринку в отеле «Adelphi» с помпой подымая тосты «За Дакар». В общем, операция становилась секретом Полишинеля и оставалась в тайне только для части английских высокопоставленных офицеров. В рамках подготовки операции из ФЗА были вызваны агенты английской разведки, которые, к слову имели при себе соответствующие реальности отчеты о настроениях французов в Дакаре, схемы оборонительных сооружений порта и т.д. но вследствие бюрократических неувязок эти данные так и не попали в штаб операции.

Куда это вы собрались?
Куда это вы собрались?

26 августа 1940 года первый (медленный) транспортный отряд соединения «М» отправился из Ливерпуля в Африку, 31 августа отплывали второй (быстрый) транспортный отряд. Часть боевых кораблей отплыла 30 августа из Скапа-Флоу, 6 сентября к ним должны были присоединиться корабли из Гибралтара. Сбор всех сил происходил во Freetown-е, после чего соединение отплывало непосредственно к Дакару.

Для операции выделялся один авианосец «Ark Royal» (32 самолета, 16 «Скуа», 16 «Свордфиш»), два линкора, «Barham» и «Resolution», три тяжелых крейсера «Cumberland», «Devonshire» и «Australia» (Корабль австралийского флота), легкие крейсера «Delhi» и «Dragon», эсминцы «Inglefield», «Fury», «Greyhound», «Foresight» и «Fortune», а также танкер «Ocean Coast». «Свободная Франция» выделила для операции под своим флагом авизо «Savorgnan de Brazza», «Commandant Dominé» и «Commandant Duboc», и патрульное судно «Président Houduce».

Сухопутные силы англичан составляли 4700 человек, их доставляли к цели «Ettrick», «Karranja», «Kenya» и «Sobieski», 2400 французов из состава Forces Aériennes Françaises Libres (FAFL) плыли на «Westernland» и «Pennland», грузы перевозили транспорты «Anadyr», «Casamance», «Fort-Lamy» и «Nevada».

Командование на море осуществлял адмирал Cunningham, сухопутной операцией командовал генерал-майор Irving, общее руководство операцией доверили Де Голлю и представителю Черчилля генералу Spears-у.

Маршрут выдвижения английских отрядов и движение французских крейсеров.
Маршрут выдвижения английских отрядов и движение французских крейсеров.

События, однако, начинали развиваться стремительно и не по плану.

26 августа 1940 года губернатор Французского Чада Félix Éboué и командующий войсками в Чаде полковник Marchand официально объявили о переходе на сторону Свободной Франции. Их примеру немедленно последовали все главы французских территорий Экваториальной Африки. У подобного единодушия были вполне себе объективные и прозаические причины: во первых из-за английской блокады Франции были нарушены экономические связи с метрополией, только в Чаде у Félix Éboué скопилось нереализованной текстильной продукции на 70 миллионов франков, а плантаторы и местные рабочие требовали оплат, назревал бунт. Плантаторы во Французском Камеруне были всерьез обеспокоены тем, что занимали «бывшие» немецкие территории, и предполагали, что одним из условий мирного договора будет их выселение, поэтому поддержали переход на сторону Сопротивления. Не лишним будет напомнить, что сам Félix Éboué был негром, и не очень хорошо относился к расисткой политике немцев. Находившиеся в английском Камеруне эмиссары де Голля Boislambert и LeClerc немедленно направились на территорию французской экваториальной Африки принимать присягу у новообретенных сторонников. Главной целью «голлистов» был Brazzaville – столица ФЭА, расположенный во Французском Конго. Гарнизон Brazzavill-я перешел на сторону «голлистов», и генерал-губернатор ФЭА генерал Husson вынужден был покориться судьбе. В Ubangi, губернатор de Saint Mart узнав о произошедшем в Brazzaville перевороте объявил себя сторонником Де Голля. Местный гарнизон был готов оказать сопротивление «голлистам», однако ситуацию решил прибывший представитель Де Голля генерал de Larminat, гарантировавший «вишистским» офицерам отправку в Дакар, в случае если те не окажут сопротивления.

Félix Éboué
Félix Éboué

Затык произошел лишь во французском Габоне, тамошний губернатор P. Masson тоже было объявил о присоединении к «Свободной Франции», однако новость вызвала волнения у весьма консервативно настроенного населения столицы Габона, Libreville-я, причем выступления возглавлялись католическими священниками. После того, как командующий ВМБ Libreville-я сообщил Masson-у о том, что получил телеграмму о грядущем прибытии из Франции отряда боевых кораблей с войсками, призванными восстановить порядок в ФЭА, губернатор объявил, что произошло недоразумение, арестовал проявившихся «голлистов» и отправил их самолетом в Дакар. Вскоре в Габон прилетел генерал «вишистов» M. Tetu, назначенный новым руководителем ФЭА. Однако поскольку силы «вишистов» и «голлистов» в ФЭА были практически равны результат пассивного противостояния, должен был решиться прибытием подкреплений к той или иной стороне.

В то время как экспедиция союзников не спеша двигалась в направлении Freetown-а, Виши готовили свой ход, согласовывая с немцами отправку войск и кораблей в Африку. Немцы, опасаясь роста влияния врага, дали добро и 9 сентября 1940 года из Тулона вышло соединение «Y» под командованием адмирала Bourragué, в составе трех эсминцев «Le Fantasque» , «Le Malin» и «L’Audacieux» и трех крейсеров «Georges Leygues», «Montcalm», и «Gloire», на борту которых находилось два батальона пехоты.

Крейсера «Georges Leygues», «Montcalm», и «Gloire»
Крейсера «Georges Leygues», «Montcalm», и «Gloire»

Целью французов был Габон. Чтобы выйти из Средиземного моря в Атлантику, французские корабли должны были пройти через Гибралтарский пролив, контролируемый англичанами. Тут сыграла свою роль неорганизованность союзников – командование флотом в Гибраларе не было поставлено в известность о проведении операции против Дакара, и оно решило не препятствовать проходу французов, поскольку вывод французских кораблей из «европейских» портов приветствовался британцами. Плюс, в оперативном отношении, ослабление потенциальной группировки противника в Средиземном море играла на руку англичанам. 11 сентября 1940 года французский отряд пришел в Касабланку, откуда, после дозаправки, направился в Дакар. Еще один отряд французов в составе крейсера «Primauguet» и танкера с топливом выдвинулся из Касабланки для обеспечения крейсеров в Габоне топливом. Извести о появлении отряда французских кораблей в зоне проведения операции «Menace» вызвала легкий шок у руководителей соединения «М». Вышедший из Гибралтара «Renown» не догнал французские крейсера. Боевые корабли адмирала Cunningham-а были направлены на поиски французов с заданием перехватить и направить их в Касабланку.

19 сентября тяжелый крейсер австралийских ВМС HMAS «Australia» встретил французские крейсера у Дакара. «Gloire», с поврежденной машиной не мог развить скорость более 20 узлов, подчинился командам австралийцев и повернул обратно в Касабланку. Остальные крейсера французов 30 узловым ходом отошли в Дакар, неожиданно усилив тамошний гарнизон, хотя Дарлан за невыполнение распоряжения по прорыву в Габон снял адмирала Bourragué с должности.

Дальномер французской береговой батареи в Дакаре
Дальномер французской береговой батареи в Дакаре

Французами в Дакаре руководил генерал-губернатор Pierre François Boisson. Решительный, волевой человек он, пожалуй, представлял из себя образец выдающегося колониального администратора. В 1914 году школьный учитель добровольцем пошел в армию, в 1916 году во время Верденского сражения потерял правую ногу, после выздоровления стал учащимся Колониальной школы в Париже, после чего работал в министерстве колоний и занимал ответственные посты в колониальных владениях. В 1940 году был генерал-губернатором ФЭА, а затем, в июне 1940 года назначен Верховным комиссаром по Черной Африке, этот пост давал ему полномочия в отношении ФЭА, ФЗА и территорий, на которые распространялся мандат Того и Камеруна. Надо сказать, что летом 1940 года он выступал за продолжение сопротивления, но после принятия решения о перемирии ревностно служил Франции, в том понимании, которое считал правильным. Он безжалостно отстранял от должностей появившихся «голлистов» поддерживал дисциплину и управляемость на подчиненных ему территориях.

Вейган и Boisson в 1940 году
Вейган и Boisson в 1940 году

Для защиты Дакара Boisson имел поврежденный линейный корабль «Richelieu», два легких крейсера «Georges Leygues» и «Montcalm», эсминцы «Le Fantasque» , «Le Malin» и «L’Audacieux», миноносец «Le Hardi», авизо «La Surprise», «Commandant Rivière», «La Gazelle», «d’Entrecasteaux», «d’Iberville», «Air France I», «Air France III», «Air France IV» и«Calais», подводные лодки «Ajax», «Persée» и «Béveziers». ВВС «Виши» состояли из 12 истребителей Curtiss H75, 5 Dewoitine, и 3 бомбардировщиков Glenn Martin 167F. Береговые батареи Дакара имели 9 240-мм орудий, и 8 140-мм орудий. Командование французским флотом в Дакаре осуществлял адмирал Landriau. 18 сентября в Дакар нелегально прибыл эмиссар Де Голля для переговоров с администрацией Дакара, однако он был немедленно арестован.

Соединение союзников прибыло к Дакару на рассвете 23 сентября 1940 года. Изначальный план заключался в проведении демонстрации сил английского флота, что по мнению Де Голля должно было деморализовать защитников Дакара и убедить их не оказывать сопротивления высадке. Однако план этот сорвался из-за погодных условий в районе порта – видимость была ограничена туманом и не превышала 3000 метров. Поэтому союзники сразу перешли к плану «убеждения». В эфир начало передаваться радиообращение генерала Де Голля:

«Генерал де Голль прибывает со своими войсками, чтобы усилить оборону Дакара и организовать снабжение городв. Его поддерживают мощная английская эскадра и крупная группировка британских войск. Генерал де Голль только что отправил офицеров своего штаба в органы власти Дакара: генерал-губернатора, адмирала командующего военно-морским флотом, генерал-главнокомандующего сухопутными силами. Эта делегация генерала де Голля имеет целью запросить свободную высадку французских войск и выгрузку предметов снабжения. Если все пойдет хорошо, британские силам не будут вмешиваться и высаживаться. Все офицеры, солдаты, моряки, летчики, жители Дакара должны работать вмести, чтобы облегчить эту мирную операцию».

С палубы авианосца «Ark Royal» взлетели два французских самолета-биплана «Luciole», пилотируемые французскими летчиками, капитанами Soufflet и Gaillet которые рассыпали над городом листовки аналогичного содержания, а затем совершили посадку на аэродроме Ouakam в трех километрах от города. Поначалу переговоры с командиром аэродрома прошли хорошо, французские летчики даже выложили полотнищами сигнал для самолетов «Ark Royal», обозначающий успех миссии, но после телефонного звонка из Дакара «голлистов» арестовала охрана аэродрома.

Тем временем к входу в порт Дакара подошло авизо «Свободной Франции» "Savorgnan de Brazza". С борта был спущен моторный катер, на носу которого был поднят белый флаг, на корме – флаг «Свободной Франции». На нем четыре офицера из штаба Де Голля во главе с капитаном G. d'Argenlieu в качестве парламентеров направились на переговоры с администрацией Дакара. Диалога не получилось, поскольку начальник порта имел приказ в переговоры не вступать, и «арестовать негодяев и изменников». Парламентеры отступили на лодку, которую с берега обстреляли из пулеметов, причем d'Argenlieu был тяжело ранен в ногу.

George. d'Argenlieu. В 1940 году попал в немецкий плен, бежал из поезда, пробрался в Великобританию чтобы продолжать борьбу с немцами
George. d'Argenlieu. В 1940 году попал в немецкий плен, бежал из поезда, пробрался в Великобританию чтобы продолжать борьбу с немцами

Когда лодка с парламентерами начала загружаться на борт авизо, по кораблю открыла огонь средняя артиллерия линкора "Richelieu". Впоследствии командир авизо "Savorgnan de Brazza" Sub-Lieutenant Porgés направил командиру линкора "Richelieu" Capitaine de vaisseau Marzin-у телеграмму:

"Нехорошо открывать огонь по крохотному кораблю своего соотечественника, идущему под флагом переговоров, особенно учитывая тот факт, что наши дети ходили в одну и ту же школу в Бресте."

Видимость улучшалась, и около 10 часов утра с берега стали заметны корабли английской эскадры. Расчеты береговых батарей, имевшие приказ не подпускать корабли противника на дистанцию менее 20 000 метров открыли предупредительный огонь по английским кораблям, а из порта вышли две французские подводные лодки – «Persée» и «Ajax». «Persée» в позиционном положении пошла прямо на «Barham» демонстрируя выход в торпедную атаку, и не реагируя на сигналы англичан. Когда ситуация стала угрожающей, атакующую лодку обстреляли из противоминных орудий и она пошла на дно, спасшихся членов экипажа подобрали английские корабли. Cunningham приказал поднять сигнал: «Почему вы ведете по мне огонь. Я не атакую вас». В ответ французы просигналили: «Удалитесь на 20 миль от берега». «Ajax» попытался выйти в атаку в подводном положении, но был отогнан эсминцами «Foresight» и «Inglefield», которые в свою очередь попали под огонь береговых батарей и были поражены осколками снарядов. В 10: 30 минут английские корабли открыли огонь по французским фортам, несколько снарядов с перелетом упали в городе. Французские батареи также перешли к огню на поражение, и добились попадания 240-мм снарядом в машинное отделение крейсера «Cumberland», который вынужден был уйти на ремонт. В 11:15 Cunningham вывел свои корабли за зону французского огня. Союзники начали совещание, решая, что делать дальше. Де Голль предположил, что огонь береговых батарей мог быть открыт «для защиты чести», и считал, что решительная атака приведет только к эскалации конфликта.

-23

Он заявил следующее:

«Попытка войти в гавань мирным путем не удалась. Бомбардировка ничего не решит. Наконец, высадка вопреки сопротивлению и нападение на оборонительные сооружения приведут к решающему сражению, которого я, со своей стороны, хочу избежать и положительный исход которого которого, как вы сами понимаете, будет весьма сомнительным. Поэтому мы должны на данный момент отказаться от идеи взять Дакар. Я предлагаю адмиралу Каннингему объявить, что он прекращает бомбардировку по просьбе генерала де Голля. Но блокада должна быть сохранена, чтобы корабли, находящиеся сейчас в Дакаре, не имели свободы действий. Затем нам нужно будет подготовить новую попытку, наступая на Дакар по суше, после высадки в незащищенных или слабо защищенных точках.

Союзники решили действовать в соответствии с этим планом, местом для высадки сухопутных сил СФ был выбран порт Rufisque в 10 милях восточнее Дакара. Как водится все пошло не так, порт оказался мелководным, так что корабли не смогли подойти к берегу, а для высадки на необорудованное побережья союзники имели всего 16 десантных кораблей. Которые, как выяснилось, не были загружены на борт в Великобритании. «Голлисты» на шлюпках высадили на берег 180 человек, когда порт окутал густой туман. Между тем «вишисты» заинтересовались, а что собственно происходит. К месту высадки был направлен сенегальский батальон, вступивший в перестрелку с десантом, а по морю туда направился лидер эсминцев « L’Audacieux». В 16:26 французский корабль, под боевым флагом вынырнул из тумана прямо перед австралийским крейсером HMAS «Australia» и английскими эсминцами «Fury» и «Greyhound» , прикрывавшими десант. Австралийцы открыли огонь на поражение, выстрелив по французам 24 203 мм снаряда. « L’Audacieux» загорелся, потерял управление и выбросился на берег, более 80 членов экипажа французского корабля погибли.

Останки « L’Audacieux»
Останки « L’Audacieux»

Де Голль приказал прервать высадку десанта, он понял, что французы намерены сопротивляться до конца и не хотел проливать кровь соотечественников. Он в очередной раз обратился к Boisson-у по радио, призывая прекратить сопротивление. Ответ был следующим:

«Мы будем противостоять любой высадке. Остановитесь. Вы взяли на себя ответственность за пролитие французской крови, эта кровь уже течет».

Вечером 23 сентября штаб операции принял решение об ее отмене, но в дело вступил Черчилль, в 21-00 он прислал телеграмму Cunningham-у «Начав, мы должны идти до конца. Не останавливайтесь ни перед чем!». Cunningham, Irwin, и de Gaulle провели совещание и в 23-45 французам был направлен ультиматум: «Французы должны допустить генерала Де Голля в Дакар», ультиматум требовал безоговорочного принятия условий к 6 часам утра 24-го сентября. Boisson ответил: «Франция доверила Дакар мне и я буду защищать его любой ценой».

«Richelieu» под огнем
«Richelieu» под огнем

Главным козырем обороняющихся по идее должны были стать 380-мм орудия линейного корабля "Richelieu", однако у линкора имелись существенные проблемы. Повреждения, полученные в ходе операции «Катапульта» ограничивали подвижность корабля, который был пришвартован к молу порта, носом в сторону появления англичан, но основная беда была с главным калибром корабля. Летом 1940 года, когда линкор покидал Брест, погреба заполнялись 380-мм снарядами в ущерб зарядам, поскольку производство снарядов было потеряно, и организация нового в условиях северной Африки не представлялась возможным, так что на линкоре было всего 48 «родных» зарядов. В Дакар были доставлены 330-мм гильзы с зарядами «Strasbourg», но как они себя поведут было непонятно, да и в принципе стрелять с не родными зарядами без предварительных расчетов можно было только «в направлении противника». Тем не менее Boisson был исполнен решимости отбить атаку противника. Подводные лодки «Bévéziers» и «Ajax» были выведены на позиции с приказом атаковать противника при первой возможности. Крейсера должны были вести огонь из акватории порта, береговые батареи не подпускать противника к Дакару.

Разрушения в городе от английских снарядов
Разрушения в городе от английских снарядов

В 7-15 утра три английских бомбардировщика «Скуа» атаковали "Richelieu", добившись двух близких разрывов 114-кг бомб. В 8 часов утра английский флот начал выдвижение к Дакару, французская лодка «Ajax» вышла в атаку английские корабли, но была засечена эсминцем «Fortune». Эсминец выследил лодку с помощью гидроакустики и атаковал глубинными бомбами. Тяжелые повреждения выудили субмарину всплыть, экипаж покинул лодку, и был спасен британцами, «Ajax» пошел ко дну.

«Ajax» тонет
«Ajax» тонет

В 9:15 "Richelieu" был атакован пятью торпедоносцами «Свордфиш», три английских самолета были сбиты, торпеды не достигли своей цели. В 9-30 английская эскадра вступила в огневой контакт с французами. "Richelieu" смог произвести всего один залп главным калибром, первый же залп стал последним: два орудия правой полубашни вышли из строя. Внутреннее разорвало, а в задней части внешнего образовалось восьмиметровое вздутие.

Взрыв на «Richelieu»
Взрыв на «Richelieu»

При расследовании причин взрыва орудий на "Richelieu" сначала пришли к заключению, что причиной стал некачественный порох. Но затем удалось установить, что дело заключалось в некачественных снарядах, загруженных впопыхах в Бресте и которые не прошли всех положенных испытаний. Тем не менее, линкор продолжал вести огонь из 152-мм башен. Англичане вели огонь по французскому линейному кораблю, выпустив более 400 снарядов главного калибра. Они добились одного попадания в "Richelieu", не нанеся существенных повреждений, кроме этого снаряды попали во французское грузовое судно «Porthos» и в шведское судно «Tacoma», вызвав на последнем грандиозный пожар: груз «Tacoma» состоял из бочек с арахисовым маслом, которые словно ракеты начали вылетать из трюма, с огромным трудом портовые буксиры смогли увести судно на рейд.

«Tacoma» горит
«Tacoma» горит

Адмирал Landriau приказал поставить дымовую завесу, которая скрыла гавань от английских наблюдателей. Вторая попытка «Суордфишей» атаковать французские крейсера в гавани, также не увенчалась успехом – цели уклонились маневрированием от торпед, а два торпедоносца было сбито зенитным огнем. Не солоно хлебавши, союзники покинули поле боя, Де Голль был вынужден заключить, что недооценил решимость французов к сопротивлению.

Французские эсминцы ставят дымовую завесу.
Французские эсминцы ставят дымовую завесу.

Утром 24 сентября 1940 английская эскадра попыталась повторить бомбардировку города. В течении ночи французские моряки смогли привести к готовности одну из башен "Richelieu" и встретить противника довольно точным огнем – линкор выпустил 12 снарядов и добился прямого попадания в «Barham», снаряд попал в буль правого борта, сделав пробоину диаметром 1,2 м и засыпав надстройки градом осколков. Англичане изменили курс эскадры, что позволило последней французской подводной лодке «Bévéziers» выйти в атаку и добиться попадания двух торпед в линкор «Resolution», который получил крен в 12 градусов и мог поддерживать ход не более 10 узлов. Береговые батареи французов добились накрытий английских крейсеров. Оценив обстановку и потери, командующий эскадрой адмирал Cunningham приказал сворачивать операцию, «Barham» взял «Resolution» на буксир и потащил во Freetown, Дакар остался под контролем Виши.

Сбитый английский самолет.
Сбитый английский самолет.

В качестве финальной точки этого грустного представления французские зенитчики завалили самолет с австралийского крейсера «Австралия», пилот F.K. Fogarty и наблюдатель C.K. Bunnett погибли — они стали первыми австралийцами, павшими в ходе Второй мировой войны.

Дарлан производит награждение генерал-губернатора Boisson-а
Дарлан производит награждение генерал-губернатора Boisson-а

Операция по захвату Дакара оказалась полностью провалена союзниками, никакие цели достигнуты не были. Де Голль был опустошен. «Последующие дни были для меня жестокими», - писал он позже. «Я прошел через то, что должен чувствовать человек, когда землетрясение жестоко сотрясает его дом, и он получает на голову дождь из плиток, падающих с крыши». Ход и результаты операции в очередной раз выявили системные недочеты и упущения в планировании и проведении десантных операций: недостаточную разведку, не проработанные планы высадки, шапкозакидательные настроения, недостаточный наряд сил для операции, пренебрежение погодными условиями и противником. Потери французов были большими: флот потерял 87 человек убитыми и 118 раненными, армия 17 и 64, а гражданское население – 84 и 197 соответственно, однако баталия была выиграна.

Де Голль не станет сражаться с соотечественниками
Де Голль не станет сражаться с соотечественниками

Петен лично поздравил генерал-губернатора Boisson-а с одержанной победой: «Франция с торжеством и уверенностью следит за вашим сопротивлением предателям и британской агрессии. Под вашим руководством Дакар приводит пример мужества и верности. Вся метрополия гордится вашим отношением и решимостью сил, которыми вы командуете. Поздравляю вас и выражаю свою уверенность в том, что вы достойно будете служить Франции и далее».

-34

Французские ВВС из Морокко нанесли два авиаудара по Гибралтару. 24 сентября около 50 самолетов сбросили 150 бомб, а 25 сентября около 100 самолетов сбросили 300 бомб на гавань и верфи. Большинство бомб не попало в цели. Был причинен некоторый ущерб, но пострадавших было мало. Только британский вооруженный траулер HMT «Stella Sirius» был потоплен прямыми попаданиями.

Франция не стала объявлять войну Великобритании, однако окончательно взяла курс на «коллаборацию» с Германией. Де Голль и англичане сосредоточили свои усилия на Французской экваториальной Африке, задавшись целью сломить сопротивление в Габоне.

8 октября 1940 года Де Голль прибыл в Дуалу , Камерун. Четыре дня спустя он утвердил планы вторжения во Габон. Он хотел использовать Французскую Экваториальную Африку в качестве базы для нанесения ударов по контролируемой Италией Ливии . По этой причине он лично направился на север, чтобы изучить ситуацию в Чаде, расположенном на южной границе Ливии.

27 октября войска Свободной Франции вступили во Французскую Экваториальную Африку и захватили город Mitzic. В начале ноября все силы Свободной Франции при поддержке английского флота высадились в окрестностях столицы Габона. В ходе морских боев во время высадки французское авизо «Savorgnan de Brazza» принимавшее участие в Дакарской операции потопило аналогичное вишистское авизо «Bougainville», 10 ноября 1940 года Libreville был захвачен «Свободной Францией», остатки войск Виши осаждены в Port Gentil-е. Губернатор Габона Masson уговорил своих людей сдаться без боя, после чего покончил с собой. 15 ноября де Голль обратился лично, к захваченным в плен «вишистам» с призывом перейти на его сторону, однако практически все они предпочли остаться в плену.

Вся ФЭА оказалась под контролем де Голля, разорвала свои связи с контролируемыми Виши западноафриканскими территориями и восстановила свою экономику за счет торговли с близлежащими британскими владениями, а именно с Нигерией. Захват ФЭА дал «Свободной Франции» некоторую легитимность. Она больше не была организацией изгнанников в Британии, поскольку теперь у Де Голля была в подчинении была своя значительная территория.