Через несколько лет в России появится инструмент, позволяющий каждому покупателю подтверждать происхождение и качество купленного товара. Информация о продукте, включая его уникальный номер, будет зашифрована в небольшом черно-белом изображении – Data Matrix-коде.
Этот тип кода разработала американская компания International Data Matrix в 1990-х годах. Сегодня его считают одним из наиболее популярных идентификаторов маркировки.
За что эту технологию ценят во всем мире и почему именно её выбрали основой создания цифровых двойников российских товаров?
Во-первых, в черно-белых блоках Data Matrix-кода можно зашифровать тысячи буквенно-цифровых символов - 2-3 Кбайт информации.
При этом сам код:
- обладает небольшим размером и легко помещается даже на компактные товарные упаковки,
- как правило, легко наносится на поверхности из различных материалов.
Во-вторых, сохранность зашифрованной в DataMatrix-коде информации гораздо выше, чем у других кодов. Данные можно будет считать, даже если треть изображения окажется поврежденной.
В-третьих, DataMatrix-коды, которые наносятся на российские товары (например, обувь, лекарства или табак), практически нельзя подделать. В них содержится уникальное (единственное в России) сочетание символов, источник которого – ПО российской системы прослеживаемости «Честный ЗНАК». Это ПО формирует уникальный товарный код и отправляет его производителю.
На площадке производителя установлено собственное программное решение (например, системы «ФармТрек» и «xTrek»), которое принимает код и дает задачу специальному оборудованию нанести его на товар посредством
- прямой печати на упаковке (будь то картонная коробка, бутылка молока или пакет из-под кефира) или
- печати на этикетку. Затем этикетку можно наклеить на продуктовую упаковку.
Когда товары собирают в короба или палеты для транспортировки, другое оборудование (устройство агрегации) сканирует каждый DataMatrix-код в коробе, объединяет зашифрованные в кодах данные и печатает групповую этикетку. Её, как и сами DataMatrix-коды, будут сканировать сотрудники на складах производителя, оптового предприятия или розничного магазина.
Все участники оборота товара через своё ПО отправляют системе «Честный ЗНАК» данные о передвижении продукта по товарной цепочке и о выбытии продукта из оборота (когда его приобретает покупатель). Поменять данные DataMatrix-кода на этом пути не получится, а продать оптовику или потребителю продукт со стертым или сильно поврежденным кодом тоже не выйдет: товар с таким кодом вернется производителю для переупаковки или утилизации.
Чтобы предотвратить возврат, производители используют верификаторы. Эти устройства сканируют код, подтверждают четкость каждой из его линий (особенно левой и нижней грани, которые важны для ориентации считывающей аппаратуры) и состав кода. С помощью верификатора производитель убеждается, что передает дистрибьютору товар с идеально нанесенным идентификационным знаком.
Работники склада, оптовики и сотрудники магазина считывают DataMatrix-код с помощью сканеров, которые работают по простому принципу: свет сканера попадает на изображение кода, его белые и (в меньшей степени) черные блоки отражают свет, и сканер преобразует отраженные потоки в цифры. Компьютер или смартфон дешифруют эту последовательность и переводят ее в человекочитаемую форму.
Покупатель товара скачивает на смартфон приложение «Честный ЗНАК», считывает с его помощью DataMatrix-код и находит покупку в национальном каталоге товаров, подтверждая, что купил оригинальный товар, а не подделку.