Если вы впервые слышите такие слова как «CAGED» или «гамма по три ноты на струну», в интернете можно найти массу информации по этим терминам, а ниже — мнение профессионального музыканта об этих методиках. Стоит ли их использовать или даже уповать на них как на панацею? Стоит ли считать их обязательными для изучения? Ссылку на источник (англ.) вы найдёте в конце.
Есть много способов визуализации грифа. Гитара является удобным инструментом для импровизации, потому что хроматическая картина грифа означает, что в каждой тональности будут одинаковые «узоры» аппликатур. Многие игроки полагаются на подобного рода паттерны, но ни одна из систем организации этих паттернов не является «лучшим» подходом к инструменту.
С учётом вышесказанного, изучение некоторой системы паттернов улучшит вашу способность импровизировать. Волшебство не в самом паттерне, а просто в наличии некоторого способа визуализировать то, какие комбинации ладов и струн «сработают» в данной тональности. Это даст вам некую «структуру», с которой можно «поиграть».
Ещё более интересными являются ноты, которые не присутствуют в паттерне: ограничивая свой выбор нотами из какого-то паттерна, вы можете не очень интересно звучать, но вы уже не будете звучать ужасно. Это большая помощь начинающему импровизатору, которая побуждает вас играть, развивая петлю обратной связи между мозгом, пальцами и ушами, что необходимо хорошему музыканту.
Знание системы CAGED и гамм «по три ноты на струну» автоматически не сделают вас лучшим игроком. Система CAGED визуализирует гриф пятью отдельными способами (условно — боксами). Однако, на гитаре есть больше аппликатур, чем только эти.
Кроме того, если вы захотите выйти на такие жанры, как джаз, вы обнаружите, что ноты, которых нет в шаблонах — те, которых было так полезно избегать вначале — это то, в чём и заключается настоящее веселье. Вы не можете просто так использовать эти ноты, и вы должны знать, как они будут звучать, прежде чем использовать их. Это опасный выбор для подхода к импровизации «тыкай и молись», но острые ощущения, как правило, и сопровождают «опасность». По-настоящему великие мелодические линии часто выходят за пределы любых паттернов. Если паттерны CAGED — это всё, что вы знаете — вам туда не добраться.
Три ноты на струне — это метод, который предпочитают игроки, гонящиеся за скоростью, потому что этот метод экономичен. Но ужасно скоростная игра в конечном итоге становится скучной, а многие скоростные игроки ограничиваются быстрыми гаммообразными пробежками и выбранными арпеджио.
CAGED позволит вам звучать убедительно для немузыкантов. «Три ноты на струне» позволят вам звучать эффектно быстро — и тоже для немузыкантов. Но если вы действительно хотите стать «лучшим игроком» — то есть, если вы хотите, чтобы всё звучало так, как будто вы знаете, что делаете, когда играете с профессионалами — вы должны быть в состоянии освободиться от шаблонных ограничений, создавая интересные мелодии.
Я учился играть очень давно, поэтому мой подход к обучению был немного более традиционным: я научился читать с листа. Наряду с этим я изучил пять моделей пентатонической гаммы, когда начал импровизировать. Но это не то же самое, что система CAGED, потому что переход от использования пентатонических гамм к полным гаммам предполагает добавление двух нот к каждому известному образцу, и для этого есть несколько способов на каждую аппликатуру. CAGED даёт вам только один путь для каждого случая.
К тому времени, когда я впервые столкнулся с кем-то, использующим CAGED, я уже играл в течение нескольких лет, и сразу же увидел в CAGED некоторые ограничения. К этому моменту я уже знал весь гриф и все основные гаммы, ноты и буквенно-цифровые обозначения.
Позже, когда я встретил кого-то, кто учил модели «три ноты на струну», я уже научился выбирать экономичные аппликатуры. Я использовал эти шаблоны, если делал строго гаммообразный прогон, чтобы сделать свой выбор аппликатуры более эффективным. Но я знал, как это сделать, и не думая об этих трёхпальцевых схемах, потому что уже мог видеть, какие ноты были в любой гамме.
Я получил несколько других преимуществ, изучая гриф более традиционно: мне легче было изучать теорию музыки, расширения аккордов, гармонический анализ и так далее.
Мой совет — учиться как можно больше разными способами, если вы хотите стать хорошим музыкантом. Признайте, что любой подход на основе паттернов поможет вам звучать хорошо, но это не совсем то же самое, что быть хорошим музыкантом. Чтобы действительно быть хорошим музыкантом, вы должны быть в состоянии сосредоточиться на мелодиях, а не на пальцах. Разного рода «ярлыки» только помогут вам в этом.
По материалам публикации (англ.).