Найти в Дзене
diletant.media

Почему картины Хоппера называют «молчаливыми»?

Оглавление

Эдварда Хоппера, одного из главных американских художников, легко узнать по «молчаливым» полотнам, больше напоминающим фото.

Сюжет

Поздний час, в круглосуточном дайнере засиделись три посетителя. Кажется, что они что-то замышляют. Но, возможно, они только что встретились и вскоре разойдутся по своим адресам.

Есть гипотеза, что художник написал картину под впечатлением от полотна Ван Гога «Ночное кафе в Арле». По словам самого Хоппера, на сюжет его навел обычный ресторанчик в Нью-Йорке.

«Полуночники», 1942. Источник: wikipedia.org
«Полуночники», 1942. Источник: wikipedia.org

Изобразительная сила полотна — в его композиции и цветовом решении. В начале 1940-х, когда написана картина, люминесцентные лампы только начали использоваться. Светящийся дайнер с огромными окнами-аквариумами выглядит как маяк, притягивающий жителей ночи.

Хоппер не признавал наличия какой-либо намеренной символики, но не исключал, что бессознательно мог писать одиночество в большом городе.

Ван Гог «Ночное кафе в Арле», 1888. Источник: wikipedia.org
Ван Гог «Ночное кафе в Арле», 1888. Источник: wikipedia.org

Контекст

Критики и искусствоведы, пытаясь найти определение стиля Хоппера, как только его ни называли: «поэт пустых пространств», «мрачный соцреалист». Сам художник не любил объяснять свои картины.

«Дом капитана Аптона», 1927. Источник: artchive.ru
«Дом капитана Аптона», 1927. Источник: artchive.ru

В творчестве Хоппера можно выделить две основные темы: приметы американской жизни и пейзажи, в особенности морские с их доминантой в виде маяка.

«Раннее воскресное утро», 1930. Источник: artchive.ru
«Раннее воскресное утро», 1930. Источник: artchive.ru

Для своих работ художник традиционно выбирает не классический для живописи ракурс. Он действует скорее как фотограф или оператор.

«Нью-йоркский кинотеатр», 1939. Источник: artchive.ru
«Нью-йоркский кинотеатр», 1939. Источник: artchive.ru

Ему нравилась жизнь, но не нравилось то, как стремительно она менялась. Хоппера вдохновляла исчезающая среда, американская архитектура «с ее отвратительной красотой, ее фантастическими крышами», псевдоготикой, французской мансардой, колониальностью, безродностью и эклектикой. Небоскребы же, потоки авто, буря мегаполиса пугали его.

«Дом у железной дороги», 1925. Источник: artchive.ru
«Дом у железной дороги», 1925. Источник: artchive.ru

Судьба художника

Родившийся в 1882 году в благополучной семье Эдвард Хоппер рано проявил интерес к рисованию. Родители посоветовали юноше стать коммерческим иллюстратором, что в некоторой степени гарантировало доход. Позднее Эдварда и правда спасет графический дизайн: еще не став известным, чтобы заработать хоть что-то, он рисовал плакаты. От иллюстрации и графики он смог отказаться только в 1915 году.

«Китайское рагу», или «Двойник», 1929. Источник: artchive.ru
«Китайское рагу», или «Двойник», 1929. Источник: artchive.ru

За очень высокий рост Эдварда дразнили в школе кузнечиком. Природная застенчивость, усиленная приобретенными комплексами, сказалась на судьбе Хоппера. Причем не только на карьере, но и на личной жизни: он поздно женился — на пятом десятке — на своей ровеснице Джозефин Нивисон. Оба они были консервативными пуританами. Персонажей картин они придумывали вместе.

Несмотря на близость идеалов, отношения в семье складывались непросто. Это, однако, не мешало им прожить вместе 43 года.

«Железнодорожная гостиница», 1952. Источник: wikipedia.org
«Железнодорожная гостиница», 1952. Источник: wikipedia.org

Становление художника происходило в Нью-Йорке в мастерской американского реалиста Роберта Генри. Он внушал своим подопечным, что цель искусства — описание повседневности, ее фиксация. Этот принцип был определяющим в творчестве Хоппера, хотя он и пытался избежать клише в определении его стиля.

Картины Клода Моне, Поля Сезанна и Эдуарда Мане заставили Хоппера пересмотреть отношение к пониманию света и палитру. Позднее, когда Хоппера просили пояснить, что символизируют его картины с одинокими фигурами в скудной обстановке, живописец отвечал, что лишь хотел изобразить, как свет ложится на стены и предметы.

«Кресла в поезде». Источник: artchive.ru
«Кресла в поезде». Источник: artchive.ru

Первая коммерчески успешная галерейная выставка Хоппера состоялась в 1924 году, а через 9 лет — первая по-настоящему значимая, в нью-йоркском Музее современного искусства. Хоппер продолжал плодотворно работать до 1964 года, когда он тяжело заболел. Художника не стало 15 мая 1967 года.

Подробнее