Эдварда Хоппера, одного из главных американских художников, легко узнать по «молчаливым» полотнам, больше напоминающим фото.
Сюжет
Поздний час, в круглосуточном дайнере засиделись три посетителя. Кажется, что они что-то замышляют. Но, возможно, они только что встретились и вскоре разойдутся по своим адресам.
Есть гипотеза, что художник написал картину под впечатлением от полотна Ван Гога «Ночное кафе в Арле». По словам самого Хоппера, на сюжет его навел обычный ресторанчик в Нью-Йорке.
Изобразительная сила полотна — в его композиции и цветовом решении. В начале 1940-х, когда написана картина, люминесцентные лампы только начали использоваться. Светящийся дайнер с огромными окнами-аквариумами выглядит как маяк, притягивающий жителей ночи.
Хоппер не признавал наличия какой-либо намеренной символики, но не исключал, что бессознательно мог писать одиночество в большом городе.
Контекст
Критики и искусствоведы, пытаясь найти определение стиля Хоппера, как только его ни называли: «поэт пустых пространств», «мрачный соцреалист». Сам художник не любил объяснять свои картины.
В творчестве Хоппера можно выделить две основные темы: приметы американской жизни и пейзажи, в особенности морские с их доминантой в виде маяка.
Для своих работ художник традиционно выбирает не классический для живописи ракурс. Он действует скорее как фотограф или оператор.
Ему нравилась жизнь, но не нравилось то, как стремительно она менялась. Хоппера вдохновляла исчезающая среда, американская архитектура «с ее отвратительной красотой, ее фантастическими крышами», псевдоготикой, французской мансардой, колониальностью, безродностью и эклектикой. Небоскребы же, потоки авто, буря мегаполиса пугали его.
Судьба художника
Родившийся в 1882 году в благополучной семье Эдвард Хоппер рано проявил интерес к рисованию. Родители посоветовали юноше стать коммерческим иллюстратором, что в некоторой степени гарантировало доход. Позднее Эдварда и правда спасет графический дизайн: еще не став известным, чтобы заработать хоть что-то, он рисовал плакаты. От иллюстрации и графики он смог отказаться только в 1915 году.
За очень высокий рост Эдварда дразнили в школе кузнечиком. Природная застенчивость, усиленная приобретенными комплексами, сказалась на судьбе Хоппера. Причем не только на карьере, но и на личной жизни: он поздно женился — на пятом десятке — на своей ровеснице Джозефин Нивисон. Оба они были консервативными пуританами. Персонажей картин они придумывали вместе.
Несмотря на близость идеалов, отношения в семье складывались непросто. Это, однако, не мешало им прожить вместе 43 года.
Становление художника происходило в Нью-Йорке в мастерской американского реалиста Роберта Генри. Он внушал своим подопечным, что цель искусства — описание повседневности, ее фиксация. Этот принцип был определяющим в творчестве Хоппера, хотя он и пытался избежать клише в определении его стиля.
Картины Клода Моне, Поля Сезанна и Эдуарда Мане заставили Хоппера пересмотреть отношение к пониманию света и палитру. Позднее, когда Хоппера просили пояснить, что символизируют его картины с одинокими фигурами в скудной обстановке, живописец отвечал, что лишь хотел изобразить, как свет ложится на стены и предметы.
Первая коммерчески успешная галерейная выставка Хоппера состоялась в 1924 году, а через 9 лет — первая по-настоящему значимая, в нью-йоркском Музее современного искусства. Хоппер продолжал плодотворно работать до 1964 года, когда он тяжело заболел. Художника не стало 15 мая 1967 года.