Найти тему
Владимир Зима

Настоящая офисная культура - ожидание и реальность

Культура - это не надписи на плакатах и не список ценностей на сайте. Культура - это "у нас принято" и "у нас не принято". Причем, чаще и то, и другое негласное. И, конечно, далеко не всегда совпадающее с официальными корпоративными ценностями.

Негласные правила, установившиеся исторически, управляют целыми странами и народами. Чего уж говорить о каком-то маленьком офисе, где они появляются гораздо быстрее и приживаются намного прочнее в силу малочисленности коллектива.

Например, иногда "не принято" слушать руководство, зато "принято" его костерить в курилках. "Принято" орать на подчиненных и "не принято" разъяснять им задачи. Естественно, что этого всего нет ни в одном регламенте, да и на плакатах этого не напишут. Однако это и есть реальные правила. Это и есть культура.

А чтобы управлять культурой, нужно учить и требовать. Много учить и еще больше требовать. И подзатыльники правильные давать, как родители дают за не сказанное дитятком "спасибо". И конфетки правильные раздавать, когда всё хорошо.

И кстати, именно неконтролируемая культура поглощает любые благие намерения и цели тех, кто стоит у руля. И, что еще интереснее, они сами не догадываются, что в своем кругу они тоже действуют по законам "принято" и "не принято". Например, "не принято" настаивать на исполнении поручений, и "принято" замыливать инициативы бесконечными обсуждениями.

А как и любую систему правил, культуру нужно строить, начиная с самого верха. Ведь если вы не управляете культурой, то она управляет вами.

Собственно, именно об этом знаменитая фраза, приписываемая Друкеру, о том, что "культура ест стратегию на завтрак".

А в видео немного о том, как важно для руководителя давать обратную связь подчиненным: