Найти тему
Проект «Хистори»

Как и зачем открывали Америку

Погожим майским днём 1493 года Папа Римский Александр VI, известный также как Родриго Борджиа, «чудовище разврата» и «аптекарь Сатаны», принял решение, которое сильно повлияло на судьбу современного ему мира. Будучи вторым Папой-испанцем (традиционно этот высший церковный пост занимали итальянцы), он не мог не посодействовать родной Испанской империи, особенно в таком «интересном» деле. А дело заключалось в следующем.

3 августа 1492 года один бедный (но образованный и чрезвычайно амбициозный) малый отчаливает от берегов Испании с небольшой экспедицией и большими надеждами. За пару месяцев до этого он получил титул «дон», залез в долги, и обзавёлся дружбой одного влиятельно господина, обеспечившего экспедицию деньгами и транспортом (3 корабля). Имя новоиспечённого испанского дворянина было Кристобаль Колон, или по-нашему — Христофор Колумб.

Подписывайтесь на нас в инстаграм: @historyginale
Подписывайтесь на нас в инстаграм: @historyginale

Триумфальное возвращение Колумба с «хорошими вестями» заставило мир серьезно измениться. Быстрый путь в Вест-Индию и Азию (о своей ошибке Колумб так никогда и не узнал) сулил большие богатства, а право на обладание новыми землями стало камнем преткновения двух Великих держав того времени: Португалии и Испании. Вот тут-то и сыграл роль Папа Александр VI, который в нарушение прав Португалии на новые земли , предоставленные предыдущими Папами Николаем V и Каликстом III, утвердил за Испанией открытые земли и установил линию раздела сфер влияний по «папскому меридиану». Его булла (папское постановление) была подтверждена в Тордесильясском договоре в 1494 году, и отныне мир был «окончательно» поделён между Испанией и Португалией. Конечно, ни Англию, ни Голландию, ни Францию такое положение вещей устроить не могло, и сперва «незаконным» путём (пиратством), а затем попросту игнорируя этот договор, эти страны постепенно включились в «гонку» колонизации мира.

Однако выигранное время дало большие преимущества «пионерам колонизации», особенно Испании. Конкиста стала серьёзным финансовым подспорьем в войнах, которые сильная тогда ещё Испания постоянно вела. Колонизация Испанией Южной Америки, с точки зрения усиления империи, была откровенно недальновидной, так как имела аграрно-сырьевой характер (выкачивание ресурсов). Феодальные порядки, которые испанцы установили и в новых землях, неизбежно должны были проиграть более прогрессивному буржуазному порядку Голландии, Англии и их колоний (что в конечном счете и произошло). Но в отличии от своих «развитых» в будущем конкурентов, Испания вопреки стереотипу о жестокости конкистадоров, в Новом свете вела себя куда как человечнее.

Конечно, случаи резни коренного населения на начальном этапе бывали, но в целом испанцы шли путём смешения культур, и для них туземцы были не «недолюдьми», а «заблудшими душами», которым нужно указать дорогу к цивилизации (христианизировать). В то время как в Северной Америке будут столетия действовать резервации для индейцев, сегрегация и расовая дискриминация, в испанской части Южной Америки будет расти число метисов, испанская культура проникнет в местную и смешается с ней, а юридическое оформление признания свободы индейцев появится уже в 1512 году (Бургосские законы, призванные гуманизировать отношения колонизаторов и местного населения).

Чтобы знать об истории еще больше,
подписывайтесь на нас в инстаграме:
инста-проект "Хистори"