«Да не пониманию я эту вашу математику!»-если вы слышите это от ребёнка в сотый раз после того, как в сотый раз ему объяснили, что минус на плюс будет минус, есть повод задуматься. Быть может, дело и правда не в том, что Машенька ленится, а в том, что она правда не понимает?
Если вы уверены, что объясняете так, что понял бы даже ёж (или медведь бы уже научился ездить на велосипеде), то причина может крыться в дискалькулии-патологической неспособности к изучению арифметики. Пугаться не надо: это поддаётся лечению (наверное, это будет целесообразней, чем платить за репетитора, от которого сейчас пользы мало). Однако игнорировать это тоже нельзя: на огэ и егэ жизнь не заканчивается, а у человека потом могут возникнуть проблемы с планированием времени (отсюда опоздания), абстрактного мышления, ориентированием. Дискалькулия-это из того же разряда, что и дислексия (избирательное нарушение чтения и письма), и знакомой всем дисграфии. Эти нарушения не имеют ничего общего с интеллектом, и человек может обладать незаурядными способностями в творческой или другой среде-главное, поддержать его.
Основной причиной недуга считается недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли-участка, отвечающего за обработку визуальной информации. В том, что доля поражена, виноваты уже другие факторы: асфиксия при родах, недоношенность, травмы головного мозга и даже нарушение питания. Однако причина может быть и в задержке умственного развития, поэтому к проблеме нужно подойти серьезно.
Так же как и дислексия, дискалькулия получила классификацию из нескольких видов возможных нарушений.
- Операционная-трудность в выполнении арифметических действий;
- Графическая-ребёнку трудно написать услышанное, запомнить символы, изобразить фигуру;
- Практогностическая-неспособность в абстрактном счете предметов, их классификации по причине формы, цвета и так далее;
- Арифмерия-ребёнок не может научиться вычислять;
- Вербальная-человек путается седи чисел, терминов, не может правильно сосчитать (во внутритеменной борозде расположен центр восприятия абстрактных символов и счета)
- Лексическая-непонимание математических действий и сути задач, нарушение пространственных процессов;
- Псевдодискалькулия- то самое нежелание учиться и отсутствие интереса к предмету, которое приводит к непониманию математики
- Идеогностическая-так как человек не может абстрактно представить предметы, он пытается наглядно объяснить себе поставленную задачу письменно, зарисовывая палочки, делая заметки.
Таким образом, если мы подведём итог, то помимо проблемы с вычислением получим список симптомов дискалькулии:
- Проблемы с планированием;
- Низкая скорость обработки информации;
- Кратковременная память, трудности с запоминанием дат и имён;
- Проблемы с концентрацией внимания (дискалькулия схожа с СДВГ-синдром девицита внимания и гиперактивность)
Конечно, ребёнка следует отвести к специалисту (нейропсихологу), но что делать родителям? Во-первых, нужно понять, что чем раньше вы заинтересуетесь возможными проблемами ребёнка, тем легче будет устранить их. Если ребёнок долго учился считать и все равно не может их свободно перечислять, путает понятия «короче» и «длиньше», считает, что символ «6» и слово «шесть» это два разных понятия, есть повод провести нейропсихологическую диагностику, основанную, как правило, на тестовых заданиях. Но родители и сами могут ненароком усугубить положение: вспомните, наказывали ли вы детей за плохие отметки, лишали их игрушек, оказывая тем самым давление? Не думайте, что ребёнок не переживает: в начальной школе особенно остро чувствуются «лебеди в дневниках», от которых, кажется, зависит его авторитет среди друзей, а тут ещё и родители будут сравнивать с другими детьми и ругаться. Это нисколько не мотивирует, да и на самооценке и психологическом состоянии ребёнка это точно оставит след. Запаситесь терпением и творческими идеями-долой формальность! Помогите ребёнку выстраивать ассоциации, создавать образы, понимать, а не запоминать. Прививайте интереса к математике. Важна и роль учителя: далёкого все педагоги могут выявить ученика с нарушениями. Но, может быть, правильнее бы было если б учителя не исправляли ядовитой красной ручкой ошибкой, а подчеркивали то, что получилось верным, зелёным?(этот же метод можете попробовать и вы). Мы не можем требовать от педагогов другой системы оценивания и просить закрывать глаза на ошибки в счете, даже если ученик думал правильно, но можем посоветоваться с ним и выбрать такой подход, который устроил бы всех. Наконец, ищите другие способности у ребёнка, не заостряйте внимание на его неудачах, поощряйте его начинания. В конце концов, каждому своё.
«С самого детства у меня были проблемы со счетом. Помню, мама принесла книжку по типу «1000 примеров» для детей дошкольного возраста и заставила меня их решать. Примеры по типу «2+8», «9-6» приносили мне головную боль, и хоть я с трудом и прорешала несколько столбиков, всю тетрадь я так и не осилила. Зато когда сама принесла такие же обучающие тетради по русскому языку, я, хоть и не знала все правила орфографии, все равно с интересом расставляла буквы. Потом в школе родители начали замечать мои «успехи» по точным наукам: томительные вечера с папой за Петерсоном, потом, когда папа сдался, меня отдали к репетитору. В старшей школе родители перестали упрекать в тройке за четверть, но тем не менее говорили, мол, если б я не ленилась, все бы получилось. А я не ленилась! Мне даже было интересно. Садилась, пробовала решать сама. В теории понимаю, как это получается, а на практике ничего не могу. Стоит дать задание чуть-чуть другой формы, как все, очередная загвоздка. О физике вообще молчу. Так и отучилась: сдала базовое ЕГЭ по математике и вздохнула с облегчением!