Великая династия! Тогда при нашей встрече я еще не знал, что династия продолжается и вообще впервые встретился с представителем этой фамилии, поэтому спросил:
- Много ли Дуровых сегодня работает на манежах цирка?
- Сегодня в цирке остался один действующий Дуров, и он перед вами. Я представляю уже четвертое поколение этой славной фамилии. Тереза в этом году ушла на пенсию. Наталья работает в театре. Тереза Дурова младшая тоже открыла свой театр клоунады. Так что остался я один.
- А у вас есть наследники фамилии?
- Дочь. Она уже взрослая. Но она работает только от случая к случаю. Она оканчивает школу. У нее серьезное отношение к учебе. Я ведь очень рано начал работать и никаких заведений не оканчивал. Вот только сейчас пытаюсь восстановить годы учебы в ветеринарном и получить диплом.
- Но она продолжит династию?
- Вы знаете, она немного холодно относится к профессии дрессировщика. Это меня пугает и раздражает. Я ее немного упустил за бесконечными разъездами и гастролями. Хотя она с пяти лет выходила в манеж в роли Снегурочки, которая играла со слонами. Как-то про математику мы забыли. А первый раз на манеж она вышла с разрешения Юрия Владимировича Никулина.
- Это знаковое событие.
- Да. И у нее есть книга с его автографом. Вот и ведем мы разговоры до сих пор – продолжать, не продолжать. Я прошу не рубить с плеча. Хочешь учиться, пожалуйста, но цирк не бросай.
- А вы не считаете ваше желание проявлением эгоизма? Вы же только что говорили, что жизнь цирковая совсем не сахар.
- Да, сложная, но и приятная! Аплодисменты! От них отказаться очень сложно! Это яд.
- Слоны понимают, что им аплодируют?
- Думаю, что не очень.
- Вы сказали это так серьезно…Еще немного, и я приду к убеждению, что цирк серьезная штука. А ведь столько веселых историй и легенд рассказывают.
- Приколы? Я не очень люблю, когда меня просят рассказать какой-то прикол. Дело в том, что то, что вам покажется смешным, для нас совсем не смешно. Помню, выпускали мы на манеж молодую слониху. Жутко волновались. Кстати, она до сих пор со мной. Сюзи. Она ужасный водохлеб. Пила откуда только можно. Раньше, если помните, рабочие сцены выбегали и поливали манеж из леек. Так вот мы должны уже выходить, а рабочий ставит лейку рядом с Сюзи.
Та, конечно сразу засовывает в нее хобот. А вытащить не может, потому что хобот разбух от воды. И Сюзи начинает махать этой лейкой вокруг себя! Скинуть не может, но мы уже мокрые. В конце концов, она догадалась сплюнуть воду, фыркнула, лейка упала и довершила наш полный облив! Был у нас номер с обезьянкой. Серьезно я с ней не занимался, хлопот много. Выходил с ней стажер Фарид Якубов. А хлопоты были следующими: нужно было предупредить, чтобы никто не подходил близко к барьеру, чтобы музыка играла потише, чтобы выключили свет, да и реквизита была целая куча.…Фарид стоит рядом со мной, сейчас уже должен выходить. Я спрашиваю:
- Ты про свет сказал?
- Да.
- Музыкантов предупредил?
- Конечно.
- Реквизит подготовил?
- Естественно!
- А где обезьяна?
А обезьяну-то он и забыл! Пришлось пропускать номер. Как-то я репетировал с морским львом. Мне хотелось, чтобы он жонглировал одновременно двумя мячами. У этих животных очень чувствительная кожа. Она быстро сохнет и льва нужно постоянно обливать водой, чтобы он не чувствовал дискомфорта. Так вот репетируя, я забыл об этом. Он уже сухой, а я продолжаю с ним работать. Мне хотелось закончить так, чтобы трюк у него получился – это важно. Он устал, я устал. Видимо он рассердился, потому что когда я на нагнулся за упавшим мячом и легкомысленно повернулся к нему задом…В общем, спасли крепкие американские джинсы и то, что лева вцепился в карман.
Вам смешно, а я мог получить травму! Так что цирк действительно серьезная штука!
К сожалению, а может быть и к счастью, насколько я знаю Юрий Юрьевич и мой обожаемый Сарват Михайлович теперь радуют детей своими выступлениями в театре «Уголок дедушки Дурова».
Андрей ВАРТИКОВ фото из архива Юрия ДУРОВА