Вторая часть интервью с Аленой ФааФ. Алена рассказывает о цене картин, пиаре и работах Бэнкси Анне Ворониной.
Говорят, что #картина стоит столько сколько ты готов за нее заплатить. Из чего вообще складывается цена картины?
Немного противоречивое высказывание. В конце концов, если ты готов заплатить за картину меньше, чем ее стартовая цена или меньше, чем готов за нее заплатить другой покупатель, ты маловероятно ты станешь ее обладателем. Но, несомненно, важно оценивать степень своей заинтересованности в конкретной работе и соотносить это с размером средств, которые ты готов вложить.
Цена на работу складывается из множества факторов. И на мой взгляд, нет какой-то единой формулы. Единственное, что можно оценить достаточно объективно – это затраты на материалы, которые закладываются в цену работы. Другие факторы, - трудозатраты художника, его история и биография, успешность других его работ, предыдущие продажи, участие в выставках и #биеннале, репутация в арт-сообществе, востребованность, мифы, созданные им самим или обществом, контекст, время и многое другое, - это очень важные составляющие для оценки стоимости работы, но менее осязаемые и понятные.
Какой процент пиара, таланта художника, божьей искры во всем этом деле? От харизмы художника что-то зависит?
Мне кажется, что важно все, и одно без другого не работает. #Художник давно уже не просто мастер своего ремесла. Современная реальность такова, что художнику недостаточно просто создавать работы и делать это хорошо. Важно уметь говорить о своих произведениях и развивать опыт самопрезентации, активно нарабатывать коммуникационные навыки, разбираться в том, как устроен #арт-рынок. Помимо этого, проекты в современном искусстве часто требуют навыков проектного менеджмента, умения эффективно планировать свое время и стратегически мыслить. Но повторюсь, что работает это все исключительно в комплексе. И, конечно, здорово, когда при всем этом тебе еще и сопутствует удача.
Картина Бэнкси «Девочка с шаром» была разрезана встроенным в раму шредером сразу после того, как ее продали на аукционе Sothebyʼs за 1,04 миллиона фунтов стерлингов (1,4 миллиона долларов). Наверное, это самое яркое событие мира арта. Какие еще интересные перфомансы мы пропустили?
Пожалуй, не менее громким и относительно недавним событием стала продажа работы «Комедиант» Маурицио Каттелана на Art Basel. По сути своей это банан, приклеенный скотчем к стене. Но по факту гораздо большее – очень сильное художественное высказывание на тему популярной культуры, власти и ценностей современного мира. Работа была продана за $120 тысяч, и сам этот факт, на мой взгляд, является частью работы и продолжением художественного замысла.
А так, в целом, сейчас очень интересно наблюдать за тем, что происходит в мире искусства на фоне пандемии. Все сферы жизни затронуты, происходит мощная переоценка ценностей в обществе, смещаются фокусы. Это отражается и на деятельности художников, и на деятельности культурных институций. И само по себе является значимым событием для мира арта, растянутое во времени и вносящее большие изменения в эту сферу.
С чего ты посоветуешь начать художнику, который решил продать свою коллекцию картин?
Для начала неплохо было бы создать эту коллекцию (смеюсь). Но прежде понять, какое художественное высказывание она будет доносить, как будет соотноситься со временем и контекстом, как с ней надо будет взаимодействовать публике. После этого, возможно, художник поймет, что это будет вовсе не коллекция картин, а большая #инсталляция (еще раз смеюсь). Обязательно нужно провести исследование и посмотреть, как другие художники работают с этой темой. Возможно, что вообще такая работа уже существует.
Параллельно нужно подумать, насколько ты как художник готов выходить на коммерческий рынок. Какая история стоит за тобой, твоей практикой, знает ли об этом кто-то, кроме тебя? И если нет, то готов ли ты об этом рассказать сейчас, чтобы потом идти рука об руку с этой историей еще очень долго?
И это только малая часть вопросов, на которые стоит ответить. А потом хорошо было бы еще несколько раз поставить свои ответы под сомнение. Вообще, на мой взгляд, художникам очень полезно сомневаться. Даже в том, в чем ты уверен сегодня на 100%.