После приснопамятной передачи Никиты Сергеевича Михалкова, где говорилось о чипизации, цифровом образовании, а заодно муссировалась фамилия Председателя Центробанка, Грефа, я очень хотел послушать какое-нибудь интервью с участием Германа Оскаровича. Не для того, чтобы услышать ответ. Скорее услышать то, в каком контексте говорилась та одиозная фраза об «опасности самоидентификации отдельных граждан» на ПМЭФ в 2012 году, которую потом долго еще обсасывали со всех сторон хулители и радетели Михалкова.
Мы-то, сторителлеры, сразу чувствуем подвох, потому что слушаем не то, что человек говорит, а «как» и «зачем» он это делает. А по «как и зачем» было очевидно, что у фразы был какой-то бэк граунд. «Предчувствия его не обманули». По словам Грефа он был модератором на секции и эта его фраза была намеренной провокацией чтобы как-то расшевелить уснувшую публику. Не сомневаюсь в этом не секунды. К слову сказать, я не считаю, что передача Михалкова «была направлена против Грефа». Там говорилось много чего глубокого на что, конечно, большинство и внимание не обратили. Как и тот журналист, который брал у Германа Оскаровича интервью.
Человек вроде в летах, но такое впечатление, что я видел в кадре нашу Ксению «против всех» Собчак в старости. То есть, Собчак постарела, а ума не прибавила. И вот он с упорством прапорщика пытался половину первой части интервью (практически полтора часа, а есть еще вторая часть, то есть всего три. Тоже отдает гигантоманией «моей крестной мамы») добиться каких-то не лестных слов в адрес Михалкова от Грефа. Такое впечатление, что именно это он считал главным в своей беседе с Председателем одного из главных банков страны. А ведь руководитель спец проекта ТАСС «Интервью с первыми лицами».
Надо отдать должное Грефу, он все-таки попробовал спасти интервью и сделал его интересным, не смотря на все попытки шестидесятилетнего журналиста превратить его в базарную склоку. Но, забудем про этого «надоеду».
Отмечу то, что мне было важно услышать от Грефа. Конечно, образование. Крупные деятели бизнеса не могут не думать об этом. Им получать тех сотрудников, которых готовят школа и ВУЗы. И, конечно, «качество принимаемого товара» заказчиков устраивает все меньше и меньше. Самое главное, что как справедливо заметил Герман Оскарович, «в этой области исследования нет быстрых ответов». Есть какие-то наметки, предположения, вектора развития и никто не знает, как должно быть на самом деле в меняющихся современных обстоятельствах. Лично Греф выделяет три области так называемых «мягких навыков» (soft skills), которые необходимо развивать современным специалистам, и простым сотрудникам: социальные, когнитивные и эмоциональные. Не буду их расшифровывать (посмотрите интервью), но от себя замечу, что все три области фундаментально и системно прокачиваются сторителлингом.
Я делился в одной из своих статей взглядом на то, каким будет образование будущего. Прежде всего от школы требуется следующее. Сторителлинг не только, как отдельная дисциплина, изучаемая школьниками, но и как модель преподавания общих дисциплин. По окончанию школы у выпускника, кроме аттестата должно быть осознанное понимание своих внутренних ценностей и своего предназначения. Это чем-то похоже на то, что Греф в интервью назвал «помогающим развитием». Такое не только возможно, но и уже кое где на планете осуществляемо.
Место ВУЗов (по крайней мере большей их части) займут видоизмененные hr-департаменты государственных и частных корпораций, которые будут обучать молодых сотрудников сразу через «практику, как критерий истины». Понятно, что и тут без сторителлинга и серьезных изменений прежде всего в мировоззрении hr-руководителей не обойтись.
Еще одна важная позиция Грефа: «Я не верю в он-лайн образование вообще». Как иллюстрацию он привел такую цифру. Только 4% слушателей самой большой образовательной платформы «Курсера» доходят полностью обучение по разным курсам, предоставляемых платформой. А если вы спросите меня, то любой он-лайн и ИИ хорошо справляется с функцией контроля, распространению информации, обсчета данных. Но все, что касается управленческих решений и вдохновения своей аудитории, здесь им не с живым руководителем, ни с живым учителем не тягаться.
Еще одна фраза из интервью: «Культуру нельзя привить. Она рождается и выращивается…» Нельзя придумать корпоративные ценности. Можно только проявить те, которые есть изначально у той или иной группы людей. Это гораздо тяжелее, чем высасывать ценности из пальца. Но, то, что тяжело в области человеческих отношений, все помогает решать сторителлинг.
И наконец было сказано про пять уровней корпоративной культуры. Об этом мы тоже писали. Самый высший уровень, это не когда каждый отдельный сотрудник в компании крут, и даже не когда вся компания крута, а когда крута вся экосистема, в которой компания является инициатором создания этой экосистемы. В терминах сторителлинга, не рассказчик для аудитории, не аудитория для рассказчика, а рассказчик с аудиторией создают единую историю, проявляющую общие смыслы и рассказчика, и аудитории.
В общем, сторителлинг везде, куда не ткни в интервью Грефа. А этот все про «чипизацию»… «Про зайцев, Андрюша, не актуально…»