Найти тему

Основы сведения

Оглавление

Здесь я ни в коем случае не обучаю сводить, а лишь привожу статьи из общего доступа для ознакомления с плагинами и моим сведением.

Эквализация
Эквализация

EQ

Давайте разберемся, чего мы хотим достичь в результате.

Во-первых
Нужно очистить сигнал от бесполезных частот.
Во-вторых
Это подчеркнуть частоты, которые отлично слышно в режиме «соло», но в миксе они пропадают.
В-третьих
Избавиться от ощущения, что вокал бьет прямо в ухо слушателю и изобилует шипящими и свистящими звуками.
В-четвертых
Сделать все это не в ущерб дикции и читаемости текста.

Логичнее всего начать с обрезания НЧ (низкочастотного)спектра до тех пор, пока не уйдут вредные низкие частоты. У мужского голоса ниже 80-100 Гц практически нет полезной информации. И оставить эту часть спектра нетронутой — значит оставить конфликт вокального трека с гитарным, фортепианным или басовым. Смело берем Hi-pass фильтр и срезаем:

· Мужской голос: до 80-100 Гц, высокие партии тенора можно и до 120.
· Женский голос: до 180-250 Гц.
Это, так сказать, стартовые частоты, вокруг которых нужно искать проблемный участок. Удаляя низы, мы избавляемся от шума дыхания в микрофон и неприятных резонансов. Внимательно нужно следить за тем, чтобы не лишить звук полноты. В противном случае он станет очень тонким и слабым. Иногда есть проблемная область 300-500 Гц, которая резонирует с нижней серединой и низом других инструментов. Ее нужно найти самостоятельно и слегка прибрать не в ущерб полноте звучания.
-3
Далее послушаем вокал в «соло» и вместе с инструментами. Явно, что в миксе он звучит тусклее и менее разборчиво. Сказывается нехватка высоких частот. Нужно приподнять широкую полосу в районе 6-12 кГц. Поднимать надо именно широкий диапазон спектра, чтобы не убить естественность звучания. Вокал станет более открытым, но в то же время изрядно добавится шипящих звуков.
-4
От них нужно будет избавиться с помощью диэссера (de-esser), компрессора, воздействующего только ВЧ спектр сигнала при достижении им определенного уровня.
-5
Также не помешает поиграться с полосой 10 кГц, если звук все еще недостаточно открыт.
Затем послушаем участок песни в 30-40 секунд. Можно Переключиться и послушать уже готовую профессиональную композицию, сравнить на слух присутствие вокала в миксе. Если становится ясно, что текст не всегда разборчив, и голос уходит на задний план, можно приподнять 3 кГц у мужского голоса и примерно 2 кГц у женского. Важно не переиграть, как говорят во МХАТе. Избыток этих частот часто делает голос слишком резким, носовым и надоедливым. Эту песню будет очень сложно слушать на протяжении долгого времени. Слух просто устанет.
-6
На этом этапе эквализация вокала почти готова. Можно поработать над другими аспектами сведения.