Найти тему
Vis Media

Две головы Русского орла

Европейская цивилизация не редко именуется по тому же географическому принципу – Западная. Столетиями эта цивилизация играет ведущую роль в мире, порождая успешных и не очень подражателей по всему миру. Запада боятся, но и учатся у него тоже. Не удивительно, что и в России Запад обрёл верных учеников. Нам они известны под именем Западников. Отсчёт их политической деятельности можно начать с 1839 года, когда сложился московский кружок Т. Н. Грановского, объединявший немало известных нам ныне фамилий: Анненков, Боткин, Тургенев, Чичерин, Белинский, Герцен. В разное время им симпатизировали Салтыков-Щедрин и Гончаров. В сороковые годы сложилась так называемая «партия прогресса», возглавляемая Н.А и Д.А Милютиными. Интересен тот факт, что Д.А. Милютин станет впоследствии военным министром при Александре II и именно он будет автором александровских военных преобразований, которые, к слову, доставят Русской армии немало проблем. Но об этом в другой раз. Также, среди западников было немало публичных людей, авторов газет и журналов, что само собой способствовало успехам их идей.

Так за что именно выступали все эти люди? Они видели Россию в тесном кругу прочих европейских стран, считали Россию неделимой частью европейского мира, а также верили, что России необходимо пойти аналогичным путем. Степень радикализма в этом пути не была едина для всех. Ранний Чаадаев, например, вообще считал, что России необходимо перейти едва ли не в католичество и пройти весь путь европейского государства, а не заниматься копированием. Впоследствии, правда, Чаадаев от этих идей отказался и даже признал благоприятное влияние православия на Россию. Непонятно правда, насколько искренним был Чаадаев – большинство западников были атеистами. Не было единодушия и во взгляде на использование революции и террора. Революционные взгляды среди западников были скорее маргинальными. Существовал небольшой круг тех, кто считал возможным использование насилия. Среди них такие небезызвестные люди, как например Белинский или Герцен. Большинство оставалось при убеждении, что реформы могут проводиться государством.

В своих взглядах западники - последовательные противники крепостного права, считавшие западную модель более жизнеспособной. Отстаивалась свобода слова и совести, публичность судов и действий власти. Кумиром западников по вполне понятным причинам был Пётр I.

Как и западники, славянофилы сформировались как политический кружок в сороковых годах девятнадцатого века. Интересно то, что обе эти группы считали себя «образованным меньшинством». Недаром эти два течения рассматривают вместе, ведь они развивались на противопоставлении друг другу. И оба ушли, утратив свой первоначальный смысл. Оформлением идей славянофильства принято считать статью А. С. Хомякова «О старом и новом». Среди славянофилов было более заметно присутствие ученых и академиков, что, казалось бы, должно способствовать развитию и успеху идей славянофильства. Однако будущее показало, что мало создать идею, нужно облечь её в форму, которая сможет стать доступной каждому, и достаточно широко её распространить, сделать повсеместной. С этим у славянофилов и их идейных наследников всегда были проблемы.

К слову об идеях, славянофилы считали Россию самобытной цивилизационной единицей. Из этой идеи позже вырастет панславизм и евразийство. По мнению деятелей славянофилов, Петр I увел Россию с её исторического пути в пустое подражание Западу. Основой будущего благополучия России они видели в «соборности». Под ней понимался традиционный коллективизм русского народа. Преданность крестьянина общине. Рабочего – артели. Самодержавие должно было остаться неприкосновенным. Но при этом славянофилы указывали на необходимость созыва земских соборов. Тут следует отметить, что, вопреки расхожему заблуждению, именно славянофилы были апологетами идеи самоуправления. Западники, при всём своём либерализме, при сохранении западного пути, оставили бы и западное управление на бюрократический лад. Именно это позаимствовал Пётр I. Славянофилы же предлагали вернуться к допетровской традиции и делегировать самоуправление на места. Как и западники, славянофилы были противниками крепостного права, но при этом сторонниками сохранения общинности (помним про соборность). К слову, многие деятели-славянофилы участвовали в разработке крестьянской реформы 1861 года.

Итог

Век славянофилов и западников был коротким. Уже к 60-м годам эти движения де-факто перестали существовать. Западники стали общим названием для всех сторонников европейского пути развития. Славянофильство же, помимо указанных выше направлений, осталось в России скорее как обычный консерватизм. В ретроспективе видно, что идеи западников и по сей день актуальнее, чем идеи самобытности России. Идеи славянофильства, что прошлого, что тем более нынешнего, абсолютно маргинальны. Можно с уверенностью сказать, что западники выиграли схватку за умы людей. У них оказалось достаточно деятелей, способных придать своим идеям образ модных, и достаточно много наукообразной базы (один Маркс чего стоит), на которой они строили все свои проекты. Славянофилы не сумели создать прочного обоснования своих идей, придать им образ научности.

Но в этом можно разглядеть своего рода философию. Западные идеи оказались рациональны, а идеи русские – это иррациональность, порыв души, а не плод холодного ума. Недаром, самым громким выражением идей славянофильства являются строки Тютчева: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.»