Найти в Дзене
"Атмосфера"

Александр Желваков: фронтовик, охранявший самого императора

В ходе советско-японской войны 1945 года, как известно, в советском плену оказалась не одна сотня тысяч японских военнопленных, среди которых - император и правительство Маньчжоу-Го, государства, искусственно созданного Японией, чтобы иметь плацдарм для боевых действий против Китая и подготовки крупной военной группировки к войне с Советским Союзом. Последний император маньчжурской династии Цин – Айсиньцзюэло (по-маньчжурски Айсин Гиро – "золотой род") родился 7 февраля 1906 года, а в 1908 году был возведен на престол. В результате революции Пу И 12 февраля 1912 года отрекся от престола. Власть перешла к президенту Юань Шикаю. Прожив 13 лет в "льготных условиях", Пу И в 1924 году был изгнан республиканской армией. В 1932 году он становится верховным правителем Маньчжоу-Го. 19 августа 1945 года – последний день правления последнего императора Китая.

Кто знал, что уроженцу деревни Яковлевская бывшего Орехово-Зуевского района Московской области фронтовику Александру Кирсановичу Желвакову будет на роду написано охранять этого самого императора и сопровождать его в ССС

Судьба подмосковного паренька обычная по тем временам. Родился в многодетной крестьянской семье 23 февраля 1918 года, скажем, в День рождения Красной армии. Был старшим сыном и с раннего детства приучен к тяжёлому труду. Его 43-летнего  отца-колхозника Кирсана Маркеловича арестовали 9 марта 1938 года. Уже 11 марта тройкой при УНКВД по Московской области ему подписали смертный приговор за контрреволюционные высказывания. А через девять дней отца расстреляли на Бутовском полигоне. Реабилитировали только через двадцать лет - 10 апреля 1959 года.

Младий лейтенант А.К. Желваков. 1945 г.
Младий лейтенант А.К. Желваков. 1945 г.

Но трагическая судьба отца не стала помехой в армейской карьере сына. Желвакова призвали в Красную армию в 1941 году, с 1942 года Александр воевал на Волховском фронте. Гвардии младший лейтенант, он состоял в распоряжении политотдела 6 гвардейской танковой армии.

Во время войны с милитаристской Японией ему доверили стать начальником охраны пленённого императора Маньчжоу-Го Пу И и его свиты. 19 - 20 августа 1945 года Желваков сопровождал их в Советский Союз. За организацию охраны бывшего императора и за доставку его на самолёте в Читу, был награждён орденом Отечественной войны второй степени. 

Этот материал подготовлен по воспоминаниям фронтовика.

“…Однажды нашего земляка, младшего лейтенанта Александра Желвакова вызвал к себе начальник политотдела Шестой гвардейской танковой армии, генерал-майор Кирилл Иванович Филяшкин и приказал: "Товарищ Желваков! Вы будете охранять императора Пу И. Головой отвечаете за него. Он большой подлец и негодяй. В охрану к вам назначены достойные люди". Это были сержант Бойко и рядовой Косолобов.

Сперва Пу И и его свита находились в двух палатках. Боевой, энергичный 35-летний генерал Филяшкин возглавил всю работу по обеспечению безопасности Пу И. Быстро подыскал дом, огороженный глухим забором. Во дворе дома он предупредил бойцов: "Внешняя охрана, особенно ночью, будет обеспечена, но будьте внимательны. Мы не у себя дома. Здесь кругом китайцы. Кто они, мы не знаем, хотя относятся к нам хорошо. А с Пу И и его свитой обращайтесь вежливо, тактично”. 

Группа красноармейцев во главе с Александром Желваковым сознавала свою ответственность за обеспечение безопасности Пу И. Дело было сложное. Это сейчас легко говорить об этом. А тогда у советских воинов было очень напряжённое состояние. Ночь с 19-го на 20 августа 1945 года им показалась долгой. 

Желваков не спускал глаз с Пу И, не было никакой возможности вздремнуть, даже просто присесть. Думы одолевали всякие. Когда фронтовиков назначили в охрану, они считали императора и его свиту врагами. Однажды рядовой Косолобов вдруг говорит: "Товарищ младший лейтенант, прикокнуть бы его надо". Желваков резко крикнул ему: "Ты что?! Пу И нужен живым".

Император Пу И
Император Пу И

В доме не спали все. Пу И даже не раздевался. Он был худощавый, в роговых очках, бледный, растерянный, встревоженный, в темном костюме и светлой рубашке, без галстука, воротник рубашки на воротнике пиджака. Он ничего не делал, а остальные копались в своих вещах, разговаривали между собой. Среди многих вещей Пу И и его свиты был большой коричневый кожаный чемодан и черный кожаный саквояж.

5 часов утра 20 августа к охранявшим приехал генерал Филяшкин. Желваков доложил, что все в порядке. Генерал сказал: "Придет Никита Андрианович (так он сказал о переводчике Кострюкове), пусть побеседует с Пу И. Надо, чтобы все они находились не в помещении дома, а во дворе его". 20 августа был тёплый солнечный день.

Разговаривая с майором Кострюковым, Пу И приободрился, что-то много доказывал. Во время беседы Желваков подошел к ним. Пу И рассказал, кто в его свите, высказал удивление, что охрана красноармейцев так внимательна, относится к ним хорошо. Беседа с Кострюковым оказала благотворное влияние на поведение Пу И - на его лице появилась улыбка. Обращаясь к нашему земляку, Пу И называл его "Александэр".

Майор Кострюков заметил в беседе А.Желвакову, что Пу И - хороший, интересный собеседник. Он своим видом и в беседе выражал удовлетворение, что находится в распоряжении командования Красной Армии, но беспокоился за свою дальнейшую судьбу, спрашивал: "Меня убьют? Расстреляют?"

Кострюков был очень эрудированным. За прекрасное знание японского языка его ласково и в шутку звали Никита-сан. Он владел и китайским языком.

В 12 часов 20 августа группа А. Желвакова получила приказ: "Пу И сопроводить в Читу". Охрана отвечала за безопасность Пу И. Лейтенант Желваков не должен был от него отлучаться. Поэтому дополнительно к охране был назначен ещё и сопровождающий капитан Филатов Григорий Никитович (скончался в 1975-м). 

После обеда всю спецгруппу посадили в двухмоторный самолёт. Когда они садились, то вся свита тащила вещи, в том числе брат императора Пу Цзе. Но сам император ни к чему не прикасался. Группа полетела без переводчика. У Филатова был небольшой фронтовой разговорник, который немного, но помогал общаться с Пу И и его свитой.

Пленный Пу И и переводчик Н.А. Кострюков. 20 августа 1945 года, г. Тунляо
Пленный Пу И и переводчик Н.А. Кострюков. 20 августа 1945 года, г. Тунляо

Самолёт - видавший виды. На этих самолётах доставлялось горючее для наступающих войск Шестой гвардейской танковой армии. Едва ли кто будет бить по самолёту, но зенитный пулемёт был наготове. Во время перелета Пу И держался хладнокровно, долго смотрел в иллюминатор, периодически разговаривал с Пу Цзе. Поведение их было такое, как будто они летят домой. На аэродроме в Тунляо Филяшкин в присутствии нескольких человек сказал, что самолёт летит в Читу. Но группа охраны с пленным императором и свитой прилетела в монгольский город Тамцаг-Булак, где для них заранее был подготовлен другой самолет, на котором они действительно полетели в Читу (таким был замысел командования). Полёт оказался сложным - попали в воздушную яму…

В Чите прилетевших встретила вереница "эмок". Император оказался в первой машине, Желваков - в последней. С аэродрома отправились в город, из города поехали в Молоковку, в восемнадцати километрах от Читы (там Пу И находился на спецобъекте № 30 Управления НКВД по Читинской области до ноября 1945 года. Оттуда был сопровожден под Хабаровск, на спецобъект № 45 Управления НКВД по Хабаровскому краю).

Был поздний ветер. Читинская охрана разместила Пу И и его свиту. Потом охрана с ними вместе поужинала в столовой. Восхищались и удивлялись те читинцы, кто узнал, что император Пу И пленен и находится уже на советской территории.

21 августа спецгруппе был предоставлен трёхдневный отдых в Чите. После этого, 25 августа советские воины во главе с Желваковым самолетом прибыли в Мукден, где уже находились штаб и войсковые части 6-й Гвардейской танковой армии. Задание командования было выполнено. Красноармейцев наградили орденами. 

Наградной лист А.К. Желвакова
Наградной лист А.К. Желвакова

Воины Шестой гвардейской танковой армии, где воевал офицер Желваков, в войне с Японией покрыли себя славой. Не случайно в Шэньяне установлен памятник советским танкистам. Шестая гвардейская Венская Краснознаменная, орденов Суворова II степени и Кутузова II степени мотострелковая бригада дополнительно получила наименование "Мукденская".

Трудно забыть, как по-братски китайцы содействовали советским воинам в несении военной службы в Маньчжурии. Отношение к красноармейцам было искренним. Китайцы видели в них друзей. 

Вместе с другими войсковыми частями Желваков с однополчанами выбыли из Маньчжурии 3 мая 1946 года. Жители Маньчжурии провожали Красную Армию как освободительницу, избавившую их от японского рабства и унижения.

В посольстве КНР в Москве. Посол Ван Цзиньцин, маршал Советского Союза Куликов и полковник в отставке Желваков. 7 января 1992 г.
В посольстве КНР в Москве. Посол Ван Цзиньцин, маршал Советского Союза Куликов и полковник в отставке Желваков. 7 января 1992 г.

После Победы, с мая 1946 по декабрь 1965 года, капитан Желваков проходил воинскую службу в Забайкалье, в основном на разъездах, затем, будучи подполковником, в Московском военном округе. В 1970-м вышел в отставку.

Полковник Желваков - кавалер боевых орденов и медалей (в том числе "За победу над Японией") - после войны проживал в городе Железнодорожном. Прожил без малого целый век.

Неожиданным событием в жизни бывшего фронтовика уже после войны случилась поездка в Японию. Это произошло в 1985 году. Никогда Александр Кирсанович, по его признанию, не предполагал, что в составе профсоюзной делегации придётся побывать в японских городах, особенно в Хиросиме. Гости из СССР возложили венок к памятнику жертвам атомной трагедии. Об этом написала газета "Асахи" и опубликовала снимок.

В своё время материал ветерана Желвакова о войне с Японией опубликовали в китайской газете "Жэньминь жибао" и передали по международному радио Китая.

Евгений Голоднов - член Союза краеведов России, г. Орехово-Зуево, фото из личного архива автора. Оригинал статьи на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/aleksandr-zhelvakov-frontovik-okhranyavshiy-samogo-imperatora/